Сергей Марков: «Помощь «Талибану»* в разгроме ИГИЛ** – это очень серьезный предмет переговоров»

3 года назад

На протяжении последних недель в сети отдельной рубрикой идут новости из Афганистана. Большинство материалов даже не успевают сопроводить какими-либо аналитическими комментариями – так быстро развиваются события. Ни встроить очередную депешу в общий контекст, ни понять, к чему приведет тот или иной поворот истории, нет времени. Но общая картина вырисовывается на уровне простого обывательского воображения – в стране гуманитарная катастрофа. 

Из самолета на лету выпадают люди, женщин убивают за отказ носить паранджу, боевики диктуют свои условия миру, раздавая при этом обещания «не создавать проблем». А какие могут быть эти проблемы для России? Поговорим с политологом Сергеем Марковым. 

«ВН»: – Сергей Александрович, события в Афганистане развиваются очень быстро и пугающим образом. Многие СМИ говорят о гуманитарной катастрофе. Какое место у России в этой истории? 

– События развиваются быстро, но не неожиданно для России. Россия была подготовлена к этим событиям и четко сформулировала свою политическую линию. РФ смогла решить проблему безопасности своего посольства. Там охраняет его именно «Талибан»*, причем какие-то спецподразделения, видимо. Заранее были эти решения достигнуты. И когда выступал посол России в Афганистане, он выступал уверенно и с улыбкой такой по российским телеканалам. Он четко говорил о том, что уверен в гарантировании нормальной работы посольства. 

Российское руководство заранее выработало принципы своей политики. Для нас важно объяснить, в чем они. Главная проблема для России – это не власть «Талибана»* в Афганистане. Для России нет угрозы того, что «Талибан» может наступать на российские интересы. Российских союзников – Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и отчасти Туркменистан – надо прежде всего защитить. Им нет угрозы со стороны «Талибана»*, поскольку «Талибан» – это во вторую очередь радикальное исламистское движение, но в первую очередь – это пуштунское национально-освободительное движение. И пуштунов нет в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Поэтому возможность экспансии «Талибана» туда сегодня практически не существует. 

Есть другая угроза, ей Россия и собирается заняться. На севере Афганистана созданы военные базы союзников «Талибана»* – ИГИЛ**. Это тоже радикальные исламисты, но в отличие от «Талибана»* не пуштунские, а интернациональные и ставящие своей целью не просто стабилизацию Афганистана, а экспансию в другие государства. Более того, в эти военные базы переброшены те боевики, которые воевали в Сирии и Ираке.

Их там сильно побили, но у них огромный боевой опыт, они годами воюют. Считается, что среди них, как наши эксперты оценивают, только переброшенных из Сирии и Ирака – полторы тысячи узбеков, полторы тысячи таджиков, пятьсот казахов, пятьсот наших северокавказцев, пятьсот туркменов и пятьсот киргизов. И к ним еще присоединяются те, кто живет на этом севере Афганистана. И возможность начала военных операций с баз ИГИЛ** против Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении – это серьезная опасность. Возможность в том числе террористических атак, в том числе выхода в очень густонаселенный регион Ферганской долины, в которой одна из самых высоких плотностей населения в мире. Там переплетены одновременно границы и Таджикистана, и Узбекистана, и Киргизии. И там возможность взрыва с исламистским оттенком там весьма высока. Нам необходимо думать.

В этой связи предпринимается несколько действий

Во-первых, проводятся совместные военные учения Таджикистана, Узбекистана и России. Во-вторых, начинается переброска вооружений в помощь Таджикистану и Узбекистану. В-третьих, усиливается работа военных советников. В-четвертых, осуществляются меры с правительствами этих стран по совместному контролю над ситуацией с муллами, чтобы не было их радикальных, чтобы они не проводили пропаганду экстремистских взглядов. Одновременно проводятся переговоры с «Талибаном»*. И у нас потенциально есть общий интерес.

«Талибан»* может дать свободу своим союзникам – ИГИЛу**, но, с другой стороны, как правительство заинтересован в том, чтобы установить свою реальную власть в регионе. И ИГИЛ ему в какой-то мере конкурентом является.

И стимулирование «Талибана» к разгрому ИГИЛ и помощь «Талибану» в разгроме ИГИЛ – это очень серьезный предмет переговоров между Россией и талибами*. 

Вторая угроза – это угроза того, что может начаться большая гражданская война в Афганистане

Если в отношении ИГИЛ у нас есть общее с Западом понимание, то в отношении гражданской войны этого понимания нет. Запад заинтересован в гражданской войне. Началось восстание в Панджшерском ущелье. И Запад заинтересован показать, что у «Талибана» есть много врагов и нет никакой хорошей власти после ухода американцев и натовцев. 

Россия не заинтересована. Кроме того, что гражданская война принесет бедствия афганцам, она еще приведет и к массовому исходу беженцев, которые придут в те же Таджикистан, Узбекистан, Киргизию. И которые будут дестабилизирующим фактором.

Там и так перенасыщенность населения. У нас ведь здесь гастарбайтеры работают почему? Потому что там сврхперенасыщенность населения и бедность. А если туда придут еще более бедные люди, да еще с боевым оптом и радикальными исламистскими идеями, может возникнуть очень опасная ситуация. И Россия ведет также переговоры с «Талибаном»* по поводу формирования правительства инклюзивного. То есть правительства, которое включает в себя не только пуштунов, но и узбеков, и таджиков, и хазарейцев, которые к тому же являются не суннитами, а шиитами. 

Третий момент

Мы видим, что есть очень серьезные акты насилия и расстрел демонстрантов. Так получилось, что сразу после захвата власти талибами* был День независимости Афганистана, который как день флага рассматривается. Люди вышли многие с флагом того Афганистана, который был при проамериканском правительстве и после провозглашения независимости от Британской империи. Этот флаг – флаг бывшего правительства. И когда люди вышли на демонстрации, в некоторых районах просто их расстреляли. Это ужасно и недопустимо. Потом акты насилия против женщин. 

Действия «Талибана»* противоречивы. На местах есть акты насилия против женщин, с другой стороны, – есть заявления руководства «Талибана» о том, что женщины будут продолжать работать на телевидении и в других публичных сферах, в правительстве, что им не будет ограничен доступ к образованию. Но есть вот эти эксцессы. 

* «Талибан» – организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003, запрещена в РФ

** ИГИЛ – организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014, запрещена в РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ