Сергей Марков: о чем будет говорить Путин в обращении 21 февраля 2023

1 год назад

Президент выступит с посланием Федеральному собранию 21 февраля. А на следующий день, как сообщают информационные агентства, проведут заседания сначала Госдума, а затем Совет Федерации. В тот же день, по информации РБК, в «Лужниках» состоится митинг-концерт с участием Владимира Путина. Стоит ждать сенсаций от послания, перенесенного с прошлого года? Об этом мы поговорили с политологом Сергеем Марковым. 

Владимир Путин. Фото: Sputnik/Ramil Sitdikov

«ВН»: – Сергей Александрович, почему послания так долго не было? И чего вы ожидаете от него сейчас? 

Послание затянулось потому, что, видимо, у Путина не было ответов на те вопросы, которые есть у общества к президенту. Первый и важнейший вопрос – когда закончится война? Российская власть, как вы знаете, даже не пользуется этим термином. Поэтому ответа нет пока. И выступление, которое ожидали – сначала в декабре, потом в январе, потом в феврале – так и не состоялось. И ответа на этот вопрос, я думаю, пока нет. Кроме одного возможного, который очень маловероятен: что Россия прекращает боевые действия и выходит на переговорный процесс с людьми, которые не хотят никакого переговорного процесса, кроме как по поводу капитуляции. 

Судя по весьма неудачному первому году, вероятность такого «ответа» не нулевая, но она очень маленькая. 

Второй вопрос, который есть у общества, – какие ошибки будут исправлены? Президент, понятно, не хочет признаваться в ошибках, чтобы не было чрезмерных обвинений и не увеличивалась критика из-за этих ошибок. Но общество не интересует признание президента в ошибках российской власти (хотя некоторые из них достаточно очевидны) – общество на самом деле интересует, как эти ошибки будут исправляться. Ответа на этот вопрос все эти месяцы у президента тоже не было, и поэтому он не выступал… И не факт, что этот ответ появился сейчас…

Фото: Минобороны РФ

Третий вопрос – есть ли конкретные виновники этих ошибок, которые будут наказаны? Всё-таки ошибки делают люди. И некая минимальная гарантия того, что ошибки не повторятся, это наказание, увольнение тех, кто эти ошибки совершил. Это тоже очень серьезный вопрос, который есть у людей. 

Четвертый вопрос является стратегическим и фундаментальным. Будет ли продолжаться специальная военная операция или будет настоящая война? Будет по-прежнему реализовываться принцип «воюет только тот, кто хочет»? То есть те, кто выбрал эту профессию, кто пошел добровольцем, за некоторыми исключениями тех, кого мобилизовали. Ну и та часть общества, которая называется Россия воюющая, которая хочет участвовать как волонтеры, как военкоры в этом сражении за Россию. А остальные, кто не хочет, те не воюют и ни в чем не участвуют. Живут обычной жизнью на протяжении многих месяцев.

Будет так? Или же Россия перейдет на принцип, который всегда ей помогал – «всё для фронта, всё для победы»? Это, кстати, принцип, на который перешла Украина уже в прошлом феврале. И мне даже пришла мысль, что Украина перешла на принцип «всё для фронта, всё для победы» еще до начала специальной военной операции. Вот ответы на все эти вопросы и должен дать президент. 

Владимир Путин

Всякая речь является в определенном смысле ответом на вопросы. Если речь удачная, то это реальные ответы на реальные вопросы. Если речь неудачная, то это отсутствие реальных ответов на реальные вопросы.

Мы не знаем сейчас, какими будут ответы президента. Потому что все так называемые утечки – это полное вранье. Готовит это выступление узкая группа, в тайне, никому даже не известны их имена. Но все догадываются, что там, наверное, Кириенко имеет к этому отношение, Громов, Вайно. Кроме того, там есть какие-то эксперты, которые пишут. И их имена неизвестны, и они не признаются. Те, кто имеет отношение к тексту, никому ничего не говорят. А те, кто говорит, никакого отношения к тексту не имеют. 

Кроме эти утечек мы можем сказать о некоторых вещах, имеющих не индуктивный, а дедуктивный характер, то есть идущих не от фактов к выводам, а от общих впечатлений к предположениям. Понятно, что главной темой с неизбежностью станет специальная военная операция. Так или иначе президент должен будет как-то отчитаться за год. Второй важной темой должно стать морально-политическое обоснование нашей правоты по проведению СВО. Какой-то широкий эскиз – почему мы это начали – с неизбежностью должен присутствовать в послании. Третий неизбежный момент – это описание нашего противника. Нашим противником является Запад. И должно быть его разоблачение как империи зла и лжи. 

Джо Байден. Фото: EPA

Естественно, президент коснется темы того, что мы не одиноки, что нас поддерживают очень многие. И они из опасений вынуждены занимать не открыто пророссийскую позицию, а такую нейтральную, положительную для нас позицию. И большая часть человечества, скорее, сочувствует нам и желает победы. Это тоже будет присутствовать в речи. 

Будет присутствовать также описание того, как экономика России снабжает российскую армию. Это важнейший вопрос сегодня. Будет присутствовать идея об экономическом развитии, о том, как экономика справилась с санкциями, как справляется, как будет справляться. О том, что нам удалось выдержать санкционный удар. 

Естественно, поскольку десяткам миллионов людей интересны вопросы пенсий, здравоохранения и другой социальной проблематики, то будет широкий спектр и таких вопросов. Трудно сказать, какая речь будет по тональности. Будет ли это речь, которая только коснется частично СВО и будет нейтральной, посвященной прежде всего социально-экономическому внутреннему положению. Либо это будет речь полностью жесткая. Или это будет наступательная речь и расскажет о каких-то совершенно новых действиях. Например, меня спрашивают журналисты иностранных СМИ: «А будет ли объявлена война?». Вот неизвестно. 

Фото: kremlin.ru

Но по войне могу сказать, что тут есть варианты. Во-первых, есть вариант не объявлять войну, потому что кому ее объявлять? Украине? Мы не считаем Украину суверенным государством. Это оккупированная братская страна. И руками украинских рабов ведут войну другие совершенно государства, США и Британия. И что, объявлять войну США и Британии? Да весь мир с ума сойдет, если мы объявим им войну. Из этого следует не объявлять войну. Но, с другой стороны, может быть объявлено положение войны не в отношении какого-то конкретного субъекта, а в отношении абстрактной коалиции, враждебных сил и государств, ведущих войну против России на Украине и в других точках мира. Это, кстати, соответствует современному состоянию международного внутреннего права. Все субъекты права стараются сейчас принять такие сверхрасширительные законы. Чтобы они были достаточно неопределенные, чтобы исполнительная власть могла ими как-то манипулировать.

Фото: Пресс-служба Государственной думы России

«ВН»: – Давайте взглянем и на другую сторону конфликта. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что 23 и 24 февраля – получается, в годовщину начала СВО – ожидаются «великие события», которые «Россия запомнит». Событий он ждет от Запада, ООН, США. Что это может значить? 

– Они хотят сделать две вещи. Первое – визит Байдена в Польшу. Байден хочет сделать жесткое антироссийское заявление, но при этом американцы попросили у России гарантии того, что Байден может приехать в Киев, гарантий безопасности попросили. Возможна и встреча Зеленского с Байденом в Польше, в Варшаве, в Жешуве, где главный перевалочный пункт западной техники, наемников и так далее. Байден хотел бы на территории Украины встретиться, но хотел бы и в безопасности. Я думаю, что Путин готов дать ему гарантии безопасности. Но им, видимо, надо не на словах, а что-то еще. В общем, там такая сложная ситуация.

Второе, что они хотят сделать – принять антироссийскую резолюцию. Причем хотят добиться, чтобы за эту резолюцию проголосовало рекордное число государств. Чтобы этого добиться, они пошли на две вещи.

Во-первых, постарались сделать эту резолюцию максимально спокойной и миролюбивой. А во-вторых, они хотят сделать ее резолюцией о мире, осуждающей Россию, и вставить туда этот план 10 шагов мира, который Зеленский анонсировал первый раз во время выступления на «Большой двадцатке». Это, конечно, не план мира, а план войны против России до последнего украинца. Но Зеленский и американцы, которые ему это написали, называют его планом к миру. 

Владимир Зеленский и Джо Байден. Фото: Jonathan Ernst / Reuters

«ВН»: – Сейчас тяжело себе представить, что Россия сможет поменять власть в Киеве. Но хотя бы примерно понятна цель России, то есть теоретически победа над Украиной возможна. Военная победа над Россией даже теоретически невозможна. А каков расчет США? Они чего хотят? Тянуть время и просто изматывать Россию? 

– Да, тянуть время, измотать и ослабить Россию, а потом, в решающий момент, несколько раз попробовать ударить, свергнуть Путина, арестовать российское государственное руководство, его судить публичным судом, ввести режим внешнего управления, марионеточную хунту, такую же, как на Украине они сделали, забрать под контроль российский ядерный, ракетно-ядерный комплекс, военно-промышленный комплекс, крупнейшие российские корпорации, включая «Газпром», «Роснефть», все нефтегазовые корпорации, «Росатом», «Роскосмос» и так далее. Также разделить Россию примерно на 10–15 государств. Во главе каждого поставить марионеточное руководство. Ну и дальше приучать их, что сибиряки – не русские, что они всегда воевали с русскими, что всегда ненавидели русских. Точно так же, как приучают украинцев.

Генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг и В. Зеленский

Хотят создать искусственно нации сибиряков, казаков, каких-то так северных поморцев, уральцев и так далее. А потом провести всеобщую мобилизацию для войны России с Китаем. Вот такой их план. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ