Русский драматург Виктор Мережко – об отношении к СССР: «Мне не хватает Сталина! Бардак в стране не устраивает»

2 года назад

«Полеты во сне и наяву», «Родня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Здравствуй и прощай», «Уходя – уходи» – эти фильмы обессмертил Виктор Мережко, народный артист России. Драматург, режиссер и актер. Харизматичный, умный, чертовски обаятельный мастер скончался поздно вечером 30 января. Он не смог перенести осложнения после коронавируса. Отдавая дань памяти, ВН вспоминают избранные цитаты* Виктора Ивановича, красочно характеризующие его как русского человека с большим сердцем и отличной исторической памятью.

«Люблю ли я Сталина? Мне его не хватает. Бардак в стране меня не устраивает. Нужна если не диктатура, то очень сильная рука. Отец не любил Сталина, но ушел на фронт защищать родину. Настоящий казачина! В Германии попал в плен и работал на молокозаводе. Очень вскользь об этом рассказывал. В книге «Красный Дон» я это описал».

«На мой взгляд, сейчас идёт очевидная деградация кино и общества. Кино – это ведь великое искусство манипуляции. США завоевали планету при помощи Голливуда. Наше кино когда-то весьма неплохо конкурировало с американским. В своё время Сталин говорил, что кино не столько искусство, сколько идеология»

«Понимаете, сейчас многие отечественные фильмы снимаются под кальку не самых лучших голливудских работ. Я придерживаюсь мнения, что на экран нельзя вытряхивать всё самое неприглядное. Нельзя ради призов на международных фестивалях обливать грязью своё отечество».

«Сейчас, как в великом фильме Вайды, все на продажу. Я говорю об этом без злорадства, без ненужного нытья. Тенденция такова, что и актеры мельчают, да и режиссеры начинают эксплуатировать одни и те же образы, пользуются накатанным. Каналам нужны звезды. В советском кино у нас была единственная звезда – Любовь Петровна Орлова, потом ей пыталась подражать в чем-то Людмила Гурченко, не до конца успешно. Орлова была настоящей кинозвездой, но в целом звездой тогда было как-то неловко кого-либо называть».

«Кинематографом сегодня не занимается государство. Почему Сталин лично принимал каждый фильм? Он понимал, что фильм идет в народ, а народ нужно воспитывать. Была идеология, которая в том числе влияла на кино. И благодаря этому он построил великую страну. Страна после 1945 года была разрушена на 2/3. Представляете, какие ресурсы были необходимы, чтобы ее восстановить?! Нужно было воспитывать нового человека. Сталину удалось это сделать. До сих пор существует понятие «советский человек». А хмельной Ельцин установил запрет на государственную идеологию в Конституции. Для меня как человека старой советской закалки это странно и непостижимо. Я родился в очень бедной семье, но смог в полной мере реализовать себя, чего-то добиться в жизни».

«В среднем фильм в то время стоил 400 000 рублей. Тогда существовало понятие «авторские», после выхода фильма выплачивали хорошие деньги. Советская власть любила талантливых людей и не обижала. Государство держало под контролем и идеологию, и кинематограф. Сейчас тоже появляются фильмы на военную или спортивную тему, но это разовые акции патриотического толка, которых явно недостаточно, чтобы поддерживать национальный дух, нравственность».

«Нельзя воспитать человека на фильмах, в которых девушки из условного Урюпинска приезжают завоевывать московских олигархов. Я хочу показывать духовно красивого русского человека».

«Я за цензуру, но за цензуру нравственную, то есть я против однополой любви и мата в кино. Есть ряд режиссеров, например Звягинцев, которые показывают Россию падшей, грязной, вонючей, пьющей. И чем гаже картина, тем больше наград режиссер получает в Каннах, в Венеции. Я не хочу повторять слова Маршала: «Не нравится Путин – уезжай из страны». Я говорю, что нельзя мой народ, талантливый, для Запада непостижимый, показывать скотом. Мой народ этого не заслуживает, мой народ умеет вовремя собираться и демонстрировать силу, организованность и талант».

«Есть одна проблема в нашей стране: государство забыло, что искусство, и особенно кинематограф, воспитывает народ. А кино не столько искусство, сколько идеология. У нас не одно поколение выросло именно на кинематографе. Были свои герои, песни, музыка, любимые фильмы. Люди брали пример с персонажей. Чему могу научиться у многих современных фильмов? Тому, как русский человек пьет? Я этого не хочу. Конечно, картины снимаются для того, чтобы получать премии на фестивалях. Но сейчас получается так: чем хуже представлен русский народ, тем больше призов у фильма. Нельзя так поступать! Кинематограф обязан быть нравственным. Вторая проблема заключается в том, что в 90-х годах киносеть отдали в частные руки. А владельцам кинотеатров главное – заработать. Гораздо проще купить копию американского фильма, чем платить за отечественное чуть больше. К сожалению, многие уже воспитаны по лекалу узкого американского кино. Между тем у нас есть свои герои, с которых можно брать пример».

«Как-то раз услышал от одного человека, что Шукшин вышел из моды. И слава богу! Он не должен быть модным, а глубоким, необходимым и важным для нашего народа. В своих произведениях он не сквернословил. Между тем сейчас такой литературой, где мат является высшим показательным качеством сочинения, завалены прилавки магазинов. У Шукшина нравственная литература и нравственные герои. Они смешные, трогательные. Но в них нет грязи. Василий Макарович не позволял этого никогда. Он просто понимал, что такое совесть и что значит быть ответственным перед своим читателем».

«С одной стороны, идет деградация духовная и моральная нашего народа, с другой стороны, идет уничтожение русского народа. Я понимаю, что русские вымирают. Поэтому государству, наверное, нужно создать видимость, что население растёт. За счёт чего растёт? За счёт людей, которые не знают нашу культуру, которые не приемлют и которые позволяют себя вести уже варварски, как настоящие преступники. И хуснуллизация страны продолжается».

*По материалам изданий: «Известия», «МК», «Учительская газета», ютуб-канал Дмитрия Гордона, РЕН , «Царьград» и др.

 

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ