«Достаточно велики, чтобы выдержать все финансовые или геополитические сценарии»: Набиуллина о резервах России
Глава Центробанка РФ в интервью CNBC
По данным Росстата, среднемесячная зарплата населения России в 2020 году составила 51 083 рубля, в январе средняя зарплата упала до 49 516 рублей, но к марту поднялась до 55 208 рублей. Утверждается, что данные о средней зарплате Росстат вычисляет, исходя из отчетности, которую сдают работодатели, уплачивающие за работника положенные взносы. Суммы включают НДФЛ, то есть реальный доход работника на 13% меньше. И всё же цифры Росстата оставляют ощущение какой-то фантастичности.
С одной стороны, мы знаем, что значительное количество граждан получает часть своих доходов «в конверте», в виде неофициальной оплаты за труд. Значит, реальные доходы населения должны быть больше. Но средний доход за 2020 год, по данным того же Росстата, составляет 35 361 рублей.
И, главное, все читающие такую статистику испытывают к ней недоверие, основанное на личном опыте и представлении о доходах своих друзей, знакомых, соседей, родственников. Ведь даже в больших городах зарплата в 50 000 рублей считается не «средней», а вполне даже высокой. Конечно, есть люди с доходом и 100 000 рублей, и миллион, и миллиард. Но большинство тех, кого мы близко знаем, работают за гораздо меньшие деньги.
Может быть, медианная зарплата даст больше понимания, а она на уровне 35 000 рублей.
Средняя зарплата – это как средняя температура по больнице. Кто-то в лихорадке с температурой +40, кто-то в холодильнике морга, а в среднем 36,6 градусов, всё нормально. Средние зарплаты наверняка учитывают бонусы топ-менеджеров «Газпрома», а один такой менеджер может «поднять» статистику целой тысячи работяг, если считать их вместе, «в среднем».
Но всё же не только в этом дело. Есть какая-то фикция, какой-то скрытый обман в оптимистических данных Росстата по средней зарплате и доходам россиян. Какова же реальность для обычного человека, который хочет найти работу и жить на зарплату?
Обзор открытых вакансий на сайтах показывает, что работа, в принципе, есть. Хотя соотношение вакансий и резюме удручающее: около 1 миллиона вакансий на 51 миллион резюме.
В Санкт-Петербурге на 79 тысяч рабочих мест претендуют более 2 миллионов соискателей. Но это не главное, ведь многие размещают резюме, будучи занятыми, просто хотят сменить работу, улучшить оплату и условия труда. Важнее цена труда. Более-менее доступными выглядят вакансии, где работодатель предлагает около 30-60 тысяч рублей до вычета налогов в месяц при условии полной занятости. Есть, конечно, высокооплачиваемые должности, но их мало, требования жесткие, конкурс большой.
Основным работодателем в стране выступает государство. Бюджетные учреждения, как правило, не размещают объявления на сайтах по поиску и предложению работы, у них своя система найма. Бюджетные вакансии оказывают определяющее влияние на рынок труда. А государство считает нормальным платить даже специалистам с высшим образованием во многих сферах 20-30 тысяч рублей. Люди всё равно работают, ведь бюджетная работа стабильнее, социальная защищенность выше, да зачастую и негде больше работать. От минимальных окладов бюджетников «пляшет» и коммерческая сфера: предприниматели готовы платить чуть больше. Но именно что «чуть». Платить намного больше нет никакого рыночного смысла.
Зарплата в 20 тысяч рублей является унизительной, обрекая работника на нищенское существование – если у него нет других источников доходов, включая супруга или супругу, родителей и прочих родственников, которые ему помогают. Потому что на 20 тысяч рублей достойно жить невозможно. Это всем понятно. Однако и доход в 40 тысяч рублей в месяц на одного работающего члена семьи является совершенно недостаточным. Ключевое понятие здесь: «семья».
Если рассматривать работников совершенно прагматично, как трудовой ресурс, то для «простого воспроизводства» нужно, чтобы два работника (мама и папа) за время, пока они трудоспособны, вырастили, воспитали и обеспечили обучение двух детей. Для «расширенного воспроизводства» трудового ресурса необходимо, чтобы на семью из двух человек приходилось трое детей или чтобы на одну женщину приходилось более двух детей (ведь есть ещё мужчины, которые сами не рожают). Если же показатели меньше, то мы получаем убыль и трудового ресурса, и населения.
Заработная плата в 40 и даже в 60 тысяч рублей в месяц может покрыть основные потребности одного взрослого человека, самого работника. На эти деньги он сможет оплатить ЖКУ в своей квартире или арендовать недорогое жильё (возможно, в складчину с партнёром-супругом, тоже работающим или работающей), или даже взять в ипотеку «студию», питаться, покупать одежду, иногда экономно отдыхать. Может ли он, не впадая в нищету, взять на себя ответственность за содержание старшего поколения? Неработающей жены или мужа? Может ли он завести двух или трёх детей? Захочет ли он завести хотя бы одного?
Чтобы иметь возможность содержать семью, растить детей, помогать своим старикам, взрослые работающие люди должны получать на руки как минимум в два раза больше, по 80-120 тысяч рублей в месяц на одного работающего человека. Такая зарплата должна быть нормой для любого специалиста с профессиональной подготовкой при полном рабочем дне. Всё иное – издевательство над человеком, обман и самообман. И это не какая-то сказка, труд стоит именно столько. Никак не меньше. Делая «обычными» нищенские зарплаты, мы не только создаем общество нищеты, мы еще и лишаем себя будущего.
Обычные возражения: «в бедных регионах и без денег нарожают много детей», «не хватит своих работников – завезём из других стран, на Востоке плодятся без счету». На это я хочу сказать две вещи. Во-первых, рождаемость уже падает и на Кавказе, и в Средней Азии – прогресс и урбанизация везде делают своё дело. Во-вторых, мы должны думать о том, как сохранить и размножить не людей вообще, а именно нас. Именно мы хотим сохраниться и умножиться. Не вообще, не все, не кто-то другой вместо нас, а мы. В этом смысл. «Расширенное воспроизводство» подразумевает не только биологическое размножение, но и воспитание, обучение, передачу культуры и традиций, нашей культуры и наших традиций, а не каких-то других или никаких.
Может быть, для биологического размножения и не нужны высокие зарплаты. Может быть, наоборот, биологическому размножению способствует архаическая жизнь и отсутствие контрацептивов. Но для воспроизводства не любого, а именно нашего, российского, русскоязычного, образованного, культурного, профессионально подготовленного трудового ресурса необходим высокий уровень зарплат родителей.
Нынешний уровень доходов российского населения – это направленный геноцид, запланированная убыль и замещение нашего народа неинтегрированными мигрантами. Зарплаты необходимо повысить. Как это сделать? Можно, конечно, законодательно увеличить МРОТ (минимальный размер оплаты труда), но само по себе это только выгонит миллионы работников в «серые» и «черные» зоны экономики. Чтобы этого не произошло, нужно параллельно с увеличением МРОТ уменьшать поборы с трудовых доходов, которые сейчас составляют около 46%. А главное, надо поднять зарплаты бюджетникам.
Следует запретить бюджетным организациям нанимать сотрудников с зарплатой, например, 19 тысяч рублей. Или 25 тысяч рублей. А ведь таких позиций полно! О чём, интересно, думают наши начальники и законодатели, когда определяют для должности библиотекаря или педагога, или инструктора, зарплату в 20 или 30 тысяч рублей? Или даже меньше! Как этот человек будет работать полный день? На что он будет жить? На что будет жить его семья? Чем будут питаться его дети? Молоко у них будет раз в неделю или по праздникам? Школьную одежду на первое сентября детям он на что купит? Ему в свободное от работы время нужно побираться на паперти? По выходным в домах у богатых людей унитазы мыть?
Как только поднимутся зарплаты в бюджетной сфере, коммерческая сфера тоже повысит оплату труда. А иначе никак. Это глупость и лицемерие – требовать, чтобы бизнес повысил зарплаты и платил все «по-белому», когда само государство позволяет себе платить бюджетникам «зарплаты вымирания».
А про «где же взять деньги?» вот даже не надо начинать спрашивать. Все мы прекрасно знаем, где у нас есть деньги. Просто кто-то совсем не хочет делиться. Кто-то хочет забирать все национальные доходы себе.
Крупная буржуазия неприлично зажралась. Значит, надо заставить её поделиться, распатронить богачей: для начала мирно, налоговой реформой, прогрессивным налогообложением, деоффшоризацией. А если кто-то начнёт активно сопротивляться и выводить капиталы, то для таких случаев есть реквизиция, конфискация и национализация.
Потому что вопрос стоит о национальной безопасности, о будущем, о России. Именно так. У библиотекаря, учителя, врача и любого работающего человека должна быть зарплата, достаточная для того, чтобы у детей было на столе молоко каждый день и новая школьная форма к 1 сентября – это вопрос национальной безопасности и будущего России.
Форма и молоко- это постыдный минимум! На море должны для детей зарабатывать, при чем на наши юга, российские и самые дорогие.
«Национальная безопасность», ну-ну
уже не верится, что наш труд оценят, именно простых людей…