Путин VS МУС: глобализм приказал долго жить или…?

1 неделя назад

А вот такого исхода, рискну предположить, мало кто ждал. Да, было очевидно, что ордер, выписанный Международным уголовным судом (МУС) на арест российского президента Владимира Путина, это скорее что-то из области пиара и пропаганды, чем того, что происходит, как говорят нынче в Кремле, на земле. Цель этого шага была совершенно понятной: заклеймить, объявить во всеуслышание персоной нон грата, наконец, изолировать (в плане международной политики).

Россия. Москва. Президент РФ Владимир Путин во время выступления с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ в Гостином дворе. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

При этом было абсолютно ясно, что никто Путина не арестует: он просто не поедет в те страны, что находятся под юрисдикцией МУС, точнее, признают эту юрисдикцию (чтобы быть под ней, у МУС не хватает ни статуса, ни влияния). Но, как оказалось, все для МУС (и не только для них) гораздо печальнее. Путин всё-таки отправился в страну, в которой ратифицирован римский статут. И вместо суровых правоохранителей, уже готовых защелкнуть на президентских запястьях браслеты наручников, его, Путина, возле самолёта встречал почетный караул, а возле дворца президента – конная гвардия, облаченная в костюмы времен Чингисхана.

Показательно?

Весьма.

Разумеется, на Западе найдутся скептически настроенные господа, которые скажут: ну что взять с Монголии? Страна третьего мира! Дикари…

Доля правды в таком взгляде действительно наличествует: Монголия не входит в топ развивающихся стран. Периферия второго порядка (если смотреть по мир-системному подходу). Но тут важен сам прецедент, а именно он и был создан: страна с принятым римским статутом проигнорировала ордер МУС. Что как минимум говорит о снижении силы влияния сей организации (что, впрочем, было уже ясно после того, как американские парламентарии ополчились на сей достопочтенный орган после того, как прокурор организации запросил ордер на арест израильского премьера Биньямина Нетаньяху: позволительны ли угрозы в адрес международного суда?!).

А если взять более широкий контекст, например, резолюции ООН по ситуации в секторе Газа, на которые Израиль не обратил ни малейшего внимания, или призывы главы европейской дипломатии (по сути, одного из руководителей ЕС) о снятии ограничений с Украины на удары дальнобойными снарядами вглубь территории РФ, которые остались висеть в воздухе, то можно говорить об упадке международных институтов в принципе. И вот это – крайне важный показатель, свидетельствующий о том, что прогнозы касательно кризиса либерально-демократической, точнее, неолиберально-неодемократической системы начинают сбываться.

И нет, это не преувеличение. Да, если бы визит Путина был в одну из стран ЕС или так или иначе ориентированных на Запад, расклад мог бы быть совершенно другим (визит в ту же Бразилию так и не состоялся). Впрочем, уже известно: прецедент создаёт определенную альтернативу. Причем уже в свою, прецедента, пользу.

Но в любом случае поездка Владимира Владимировича в Улан-Батор свидетельствует о двух моментах. Первый: о падении роли международных организаций, что является важным моментом переходного этапа (от постмодерна к новой нормальности, условно). Второй: налицо кристаллизация дифференциации мира на Запад и Восток (вот и Турция, член НАТО и кандидат в ЕС, подала заявку на вступление в БРИКС), что тоже является сигналом перемен: глобализм как мировая политическая и экономическая практика и идеология продолжает неудержимо разваливаться на части. Но праздновать его скорую и неотвратимую смерть, думается, все же будет преждевременно, ибо не исключено, что речь идёт лишь о пересборке, которая на каком-то этапе практически неотличима от смерти.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ