На Жириновского требуют завести уголовное дело, причем аж по двум статьям
Депутат гордумы Перми от ЛДПР Илья Лисняк написал два заявления в СК РФ с требованием привлечь Владимира Жириновского к уголовной…
Воскресенье, 23 мая. В минском аэропорту экстренно садится самолет компании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. На борту находился белорусский оппозиционный журналист Роман Протасевич со своей девушкой Софьей Сапегой. Оба сейчас находятся под арестом.
Версия белорусских властей логичным образом противоречит мнению белорусской оппозиции. Протасевича принято называть личным врагом Лукашенко, хотя 26-летний парень был просто редактором телеграм-канала.
Президент Белоруссии настаивает на том, что самолет был посажен из-за угрозы взрыва. Сначала заявили о том, что в Минск поступила информация о минировании, которое было подписано солдатами группировки ХАМАС. Позже Лукашенко сообщил, что сигнал был получен из Швейцарии. В то же время и ХАМАС, и Швейцария опровергли свою причастность к инциденту.
Важным моментом стало то, что информация о минировании самолета поступила после того, как борт уже изменил свой маршрут для посадки в Минске. Однако это осталось без комментариев со стороны Белоруссии.
ХАМАС, не ХАМАС – это не имеет значения. У экипажа было время, чтобы принять решение. В районе полета расположена Белорусская АЭС. Вблизи нее и произошел разворот самолета. А если бы вдруг? Нам что, Чернобыля мало? А как бы в такой ситуации реагировали США?
– спрашивал Лукашенко на видео, опубликованном в телеграм-канале «Пул Первого».
Лукашенко не сразу прокомментировал инцидент, но утверждал, что действовал вполне законно.
По словам белорусского лидера, Ryanair сел в Минске из-за того, что его не захотели принять аэропорты Варшавы, Вильнюса, Львова и Киева. Также Лукашенко заявил, что решение о посадке в Минске приняли пилоты, хотя в компании Ryanair опровергли эту информацию. В авиакомпании сообщили, что получили указание посадить самолет в Минске от белорусских диспетчеров.
О задержании Протасевича как спланированной акции белорусские власти не распространялись. Лукашенко заявил, что оппозиционер собирался устроить в Белоруссии «бойню и кровавый мятеж».
Соратники Протасевича растиражировали информацию о его задержании, сразу же повесили на него ярлык «политического заключенного» и стали искать поддержки у стран Европы и Запада. Поддержку, кстати говоря, нашли. На Белоруссию обрушился шквал санкций, которые, к сожалению, стали бОльшим ударом по простым жителям, а не по «батьке-диктатору».
Абсолютно очевидно, что это операция спецслужб по захвату самолёта – ради того, чтобы задержать активиста и блогера Романа Протасевича,
– приведены слова экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской в ее телеграм-канале.
Лидер белорусской оппозиции сразу стала давить на то, что летать над Белоруссией небезопасно. После чего страны ЕС скорректировали маршруты своих рейсов в обход воздушного пространства РБ.
Роману 26 лет – столько длится существование режима в Беларуси. Только ради его задержания Лукашенко лично отдал приказ с военной авиацией захватить борт, на котором были граждане стран Европы,
– цитата Тихановской из ее тг-канала.
В сети распространили информацию, что Протасевич находится в больнице – якобы его избили в застенках белорусского КГБ до неузнаваемости. Практически сразу появилось видеоопровержение. Роман на камеру сообщил, что сотрудничает со следствием, признает свою вину и чувствует себя хорошо.
Это видео и последующее большое интервью Протасевича никоим образом не тронуло оппозицию. Они продолжали настаивать на том, что сказанному верить нельзя, что Романа пытают и избивают.
Задача политзаключëнного – выжить,
– сделала вывод Тихановская после выхода интервью.
Ее команда утверждает, что все заявления Протасевича, в том числе нелестные в адрес Тихановской, не имеют значения.
Мы не имеем права говорить о содержании роликов с Романом. Мы должны говорить о том, как освободить его и всех политзаключённых,
– заявила Тихановская на совместной пресс-конференции с родителями Протасевича.
На белорусском телевидении вышел фильм-расследование об инциденте в минском аэропорту. И самым интересным в этом кино стали цифры. Именно на несовпадении времени и погорели бывшие соратники Протасевича.
О том, что Роман полетит именно этим рейсом, перед вылетом он сообщил только своим коллегам, написав в рабочий чат, который занимался координацией оппозиционных телеграм-каналов, признанных в Белоруссии экстремистскими.
Протасевич на допросе, кадры которого вошли в фильм, рассказал, что у него был конфликт с советником Светланы Тихановской Франаком Вячоркой. Роман считает, что его подставили, причем свои же.
Авторы документалки постарались поминутно восстановить события 23 мая, и получилось, что о задержании Протасевича первым сообщил именно Вячорка. Правда, тогда Роман еще был свободным человеком и в это время стоял в очереди на контроль в здании аэропорта.
Пока самолет был в воздухе, в 12.25 на электронную почту аэропорта приходит письмо с сообщением о том, что в самолете заложена бомба и она взорвется, когда борт подлетит к Вильнюсу, говорится в фильме. В 12.56 сообщение прислали повторно, такое письмо пришло и в аэропорт Вильнюса.
В 13.38 первые пассажиры начали выходить из самолета. Протасевич спустился в числе последних в 14.02. В очереди в аэропорту он стоял в 14.35 – в это же время Вячорка опубликовал пост о задержании Романа, взорвав этой информацией интернет.
В 14.53 Протасевич спокойно проходит таможенный досмотр, а посты о задержании плодятся в геометрической прогрессии.
Эти сообщения о якобы задержании прочитают все, в том числе и сотрудники главного управления по борьбе с организованной преступностью – «Протасевич в Белоруссии в аэропорту?! Ну что ж, добро пожаловать! Да, кстати, и отдельное спасибо за информирование господину Вячорка»,
– звучит закадровый голос в фильме ОНТ.
В 14.48 пост о задержании Романа появляется в телеграм-канале Тихановской, а уже к вечеру там публикуют видео, на котором лидер белорусской оппозиции рассказывает, что за неделю до инцидента летела таким же рейсом, как Протасевич, и призывает к санкциям против Белоруссии.
Как у Вячорки появился снимок Романа в автобусе, в который Протасевич вошел в 14.02? На допросе оппозиционер рассказал, что еще в самолете попросил свою спутницу сообщить кому-нибудь, что они находятся в Минске, когда самолет приземлится. После посадки они больше не общались, Роман не хотел контактировать со своей девушкой, чтобы избежать ее задержания. Он сказал, что видел, как в автобусе его кто-то снимал.
Также Протасевич сообщил, что у Вячорки были контакты с т. н. «киберпартизанами», которые занимаются лжеминированиями.
Ситуацию с самолетом на ОНТ называют выгодной провокацией – это стало мощным поводом для новых санкций. Так или иначе, говоря о Протасевиче как о террористе, на национальном телевидении Белоруссии делают акцент на том, что посадка Ryanair нужна была не Лукашенко, а его врагам – той же Тихановской, которая сотрудничает с Западом и ЕС.
Протасевич – лишь жертва, его просто пускают в расход, говорят авторы фильма.