Почему Киев заинтересован в нестабильности Приднестровья и чем Россия может ответить?

2 года назад

Серия взрывов на территории Приднестровской Молдавской Республики стала одной из главных тем в мировых медиа. Некоторые эксперты полагают, что таким образом Украина и «западные партнеры» пытаются открыть «западный антироссийский фронт» и втянуть в противостояние Молдавию, а то и Румынию, которая является членом НАТО. И тогда нынешняя специальная операция России на Украине приобретет уже качественно иной масштаб.

 

Стоит напомнить, что 26 апреля на территории ПМР произошел взрыв в радиоцентре в селе Маяк. Затем неизвестные обстреляли здание Министерства государственной безопасности в Тирасполе, а также атаковали военный аэродром в окрестностях приднестровской столицы. Тогда же случилось ЧП в воинской части у села Парканы.

По словам главы Приднестровья Вадима Красносельского, «как показали первые выводы проведения неотложных оперативно-следственных мероприятий, следы данных нападений ведут на Украину. Я предполагаю, что те, кто организовал данное нападение, имеют цель втянуть Приднестровье в конфликт. И могу с уверенностью сказать, что не получится. Приднестровье сумеет себя защитить. Мы однозначно найдем всех, кто является соучастником данных преступных деяний. Но втянуть нас в конфликт не получится».

При этом на всей территории ПМР был введен «красный», то есть повышенный режим террористической угрозы. И одновременно с этим экстренное заседание Совета безопасности состоялось в Молдавии, где также пришли к выводу, что ПМР и Молдавию хотят втянуть в нынешний конфликт.

Здесь нужно все же несколько отвлечься от текущих событий и обратиться к истории взаимоотношений Тирасполя и Кишинёва, а также Москвы, поскольку это довольно непростой вопрос.

Началось все еще в 1988-1989 годах, когда СССР доживал свои последние годы. Тогда в советских республиках стали, как грибы после дождя, возникать и шириться «национально-освободительные движения». Не исключением стала и Молдавия, в которой национализм вылился в очень странную идею объединения с Румынией под лозунгами «Один язык – один народ!» и «Мы румыны – и точка!».

Не обошлось, правда, и без русофобии с изрядным налетом радикального антисемитизма. В конце восьмидесятых в Кишинёве проходили митинги с лозунгами «Молдавия – для молдаван», «Чемодан – вокзал – Россия», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр». В общем, классика жанра.

При этом молдавские парламентарии решили начать «с козырей», то есть с закона о национальных языках. И умалили роль русского языка. А вот это уже не понравилось населению и местным властям той территории, которая ныне является Приднестровской Молдавской Республикой. Которая и объявила свою независимость от Молдавии, и вообще ратовала за то, чтобы войти в качестве республики в состав «обновленного СССР».

В итоге дело дошло до военного конфликта, который вспыхнул в марте 1992 и завершился после введения российских миротворческих частей 1 августа того же года.

Россия тогда предложила план политического и дипломатического разрешения конфликта. Но план по большому счету так и остался планом. А отношения между Кишинёвом и Тирасполем так и остаются все эти годы весьма напряженными.

Но здесь нужно знать кое-что еще и о политической системе Молдавии. Которая на конституционном уровне закрепила за собой принципиальный нейтральный статус. Но статус этот никогда не нравился нашим «западным партнерам», поскольку идея «унири», то есть вхождения Молдавии в состав Румынии, сделала бы эту страну, во-первых, совсем уже не страной, а во-вторых, членом НАТО.

А потому Молдавию перманентно лихорадит в политическом смысле. От демонстраций и митингов, которые периодически очень напоминают украинский майдан, до выборов весьма своеобразного с точки зрения гражданства президента. Дело в том, что нынешняя глава Молдавии Майя Санду является еще и гражданкой Румынии, которая, к слову, при получении этого гражданства давала, как и все остальные румыны, присягу. А в присяге этой есть и такие слова:

«Клянусь быть преданным Родине и румынскому народу для защиты национальных прав и интересов, уважать конституцию и законы Румынии».

Да и вообще, госпожа Санду – барышня очень интересная, поскольку работала в фонде Сороса и периодически участвовала в разработке разного рода «цветных революций».

Поэтому в общем-то не удивительно, что с началом спецоперации России на Украине госпожа президент подписала указ о запрете георгиевской ленты и символов Z и V. И прокомментировала его фразой о том, что этим символам «место в мусорном ведре истории».

Ну и, казалось бы, при таком президенте с такими настроениями вообще непонятно, почему Молдавия до сих пор придерживается нейтрального статуса, а не летит в объятия Румынии и НАТО и не устраивает у себя нечто похожее на Украину. Но дело в том, что это государство является парламентской республикой. То есть при формальном равенстве ветвей власти основные полномочия все же принадлежат именно законодателям.

А там большинство занимают депутаты Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), которые относятся к России как минимум нейтрально, а как максимум – очень доброжелательно. Достаточно просто посмотреть на текст поздравления, которое исполнительный комитет ПСРМ отправил в Россию по случаю 30-летия установления между странами дипломатических отношений.

Текст этот, чтобы было понятно, датирован 22 апреля этого года, а говорится в нем в том числе и вот такое:

«30 лет – лишь небольшой отрезок времени, на самом деле история нашей дружбы и сотрудничества насчитывает несколько столетий. Братские народы Молдовы и России, объединенные православной верой, общностью истории и близкими культурами, всегда жили в мире и согласии. 30-летие дипломатических отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией – хорошая возможность оглянуться и проанализировать наши достижения и успехи, понять и исправить сделанные ошибки. Но это и достаточная основа для дальнейшего планирования взаимовыгодного сотрудничества на благо народов наших стран».

То есть госпожа Санду, может, и рада бы «скакать» в направлении ЕС, подобно украинцам, а то и сразу в НАТО. Но не она в этой истории самая главная.

А потому логичным образом Кишинёв совершенно не желает быть втянутыми в конфликт. И вообще отказался от антироссийских экономических санкций, продолжая полноценное экономическое взаимодействие с нашей страной.

Но вот Приднестровье, где раздаются взрывы, очень сильно напрягает всю молдавскую власть. Какие бы политические убеждения они там не исповедовали.

Российский МИД, кстати, тоже высказывается в том духе, что нашей стране хотелось бы избежать сценариев «жесткого вмешательства» в нынешнюю ситуацию.

А что это может быть за жесткое вмешательство, уже поясняют эксперты. Так, руководитель севастопольского филиала Института стран СНГ, капитан I ранга в запасе Сергей Горбачев, отметил, что «в Приднестровье находится наша группа войск, ПМР дружественна нам, к тому же значительное количество людей, проживающих там, имеют российское гражданство. Хотел бы напомнить, что и общественность, и власти, и политические деятели ПМР высказывались в свое время за вхождение этой республики в состав Российской Федерации. Я думаю, если бы у нас была граница с Приднестровьем, то этот вопрос, возможно, уже был бы решен».

Нюанс здесь в том, что Молдавия считает ПМР своими территориями, которые вышли из ее состава незаконно. И такие меры со стороны России могут вызвать в Молдавии не просто обострение отношений с нашей страной, а натуральный политический коллапс. Чего действительно хотелось бы избежать.

С другой стороны, ПМР, хотя там и проживает меньше полумиллиона населения, это фактически российский форпост и максимально дружественное нам государственное образование. Форпост, что важно, находящийся в непосредственной близости от стран НАТО и с запада от крайне недружественной нам пока что Украины. Поэтому Москва заинтересована в том, чтобы в Приднестровье было все максимально спокойно, стабильно и безопасно.

 

И понятно также, что создание «контролируемого хаоса» в ПМР вынудит Москву отвечать на новый вызов. Ну или проводить и там еще одну специальную операцию. На этот раз, судя по всему, антитеррористическую. Благо российский военный контингент на территории ПМР уже есть.

Но все же силового варианта развития событий хотелось бы избежать потому, что это все равно будет эскалация конфликта и вывод его за, собственно, украинские границы. Чего, есть мнение, всеми силами, в том числе и вот такими провокациями, добивается официальный Киев. А вот получится ли у него – это крайне интересный вопрос. Хотелось бы все же, чтобы нет.



Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Клаудия
Клаудия
1 год назад

Становится опасно: российские самолеты были замечены в воздушном пространстве Швеции и Дании, а теперь и в воздушном пространстве Германии. Два немецких летчика-истребителя вытолкнули российский самолет из воздушного пространства Германии. Эти провокации, безусловно, не приветствуются в НАТО. Почему это происходит?

Клаудия
Клаудия
1 год назад

То, что сейчас называется «национализмом», было просто желанием многих стран больше не жить за железным занавесом. Надо наконец-то увидеть в этом возможность и в России, вместо того, чтобы из ностальгии оплакивать прошлые времена в Советском Союзе и поэтому проливать кровь молодых солдат.

Александр
Александр
1 год назад

Конфликт будет. По мере нарастания ожесточения на укропии и из опасения НАТОвцев прямого вмешательства на укропии враг будет искать на чём отыграться. ПМР в этом случае удобная жертва. Разубедить хохлов и румын могут массированные бомбардировки и Калибры. Удар по провинциальному Кишинёву и по пограничным Унгенам наверняка отрезвит вечно пьяных мамалыжников. Удары по скоплениям бандеровцев у границ ПМР и приграничным н.п. укропии остерегут и хохлов. В итоге же понятно, что воссоединение ПМР с Россией неизбежно…

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ