«Петр и Феврония»

3 года назад

Было бы опрометчиво назвать мхатовский спектакль «Петр и Феврония» младшим братом мегауспешного «Лавра», на который не купить билетов – но все же эти спектакли кое-что объединяет: тема человека как святого, история любви и далекая от нас эпоха, к которой представление словно перебрасывает мостик. Кроме того, «Петр и Феврония» тоже поставлены по литературному тексту – в данном случае это повесть инока Ермолая-Еразма, созданная в XVI веке.

Перед зрителями разворачивается история Петра, младшего брата муромского князя. Вот Петр сражается со злокозненным змеем, спасая своего брата, но змей перед смертью успевает обрызгать его смертоносным ядом, от которого по всему телу идут струпья. Ища спасения от невыносимой боли, Петр встречает Февронию, дочь древолазца, которая исцеляет людей. Феврония соглашается его вылечить, но с условием, что он на ней женится. Однако у Февронии не тот – выражаясь современным языком – социальный статус, чтобы брат князя пожелал сочетаться с ней браком. Ведь ее отец, как уже упоминалось, всего лишь древолазец, то есть человек, который лазает по деревьям, собирая дикий мед.

Тем не менее Петру приходится уступить и жениться на Февронии в обмен на исцеление, а вскоре он сам становится муромским князем. Должно пройти время – и многое свершится, чтобы он по-настоящему сумел оценить Февронию. Ситуация осложняется тем, что муромские бояре, знающие о происхождении Февронии, не желают признавать ее княгиней (тут, наверное, надо пояснить, что свою повесть Ермолай-Еразм создавал во времена Ивана Грозного, когда мотив злых бояр, перечащих доброму царю или князю, витал в воздухе). И когда Петр и Феврония умирают – в один день – бояре делают все, чтобы разлучить их хотя бы в смерти, но оказываются бессильны.

Учитывая, что в инсценировке частично сохранен язык той эпохи, задача перед режиссером Сергеем Глазковым стояла крайне непростая, но надо сказать, что он справился с ней на отлично.

Во-первых, удачно подобран актерский ансамбль, который включает в себя как молодежь, так и признанных артистов старшего поколения. Во-вторых, надо отдать должное оригинальному музыкальному сопровождению – в спектакле участвует фольклорный ансамбль «Кладец», который задает ритм основному действию. В-третьих, интересные костюмы (лично мне больше всего понравилась одежда Ангела – Татьяны Шалковской – и Февронии в исполнении Эльвиры Цымбал), декорации, стилизованные под древнерусский терем, толика юмора (особенно то, как представлен на сцене змей – Роман Титов) создают целостное и живое зрелище, которое хорошо воспринимается зрителем. Ошибись режиссер хоть в одном из моментов, вышла бы излишне прямолинейная и сухая трактовка древней повести, но, к счастью, этого не произошло. И когда спектакль заканчивается под аплодисменты публики, даже жалеешь о том, что он продолжается всего час.

Спектакль «Петр и Феврония» предназначен для семейного просмотра, для взрослых и детей. В православной традиции именно Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака, и потому их история, основанная на древнейшем из сохранившихся источников, приобретает особенный интерес.

Возрастное ограничение: 6+



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ