Олег Морянин: И СНОВА О ВОДЕ В КРЫМУ
Пошла новая страшилка…
А вот это действительно интересно: в публикациях иностранных СМИ по поводу разрушения Каховской ГЭС даже гипотетически не рассматривается тот сценарий, согласно которому диверсия была осуществлена украинской стороной. Вина сразу же – даже без намека на какое бы то ни было расследование – была возложена на РФ.
И это даже не обвинение – это, скорее, уже вердикт. Причем вынесенный на международном уровне. Так, глава Европейского совета Шарль Мишель заявил: «Шокирован беспрецедентной атакой Новокаховской плотины. Уничтожение гражданской инфраструктуры однозначно квалифицируется как военное преступление, и мы будем привлекать к ответственности Россию и ее марионеток. Поднимем этот вопрос в июне на Еврокомиссии и предложим дополнительную помощь затопленным районам. Мои мысли со всеми семьями в Украине, пострадавшими от этой катастрофы».
А это – генсек НАТО Йенс Столтенберг: «Разрушение Каховской плотины сегодня подвергает риску тысячи мирных жителей и наносит серьезный ущерб окружающей среде. Это возмутительный акт, который еще раз демонстрирует жестокость войны России в Украине».
Канцлер Германии Олаф Шольц, выступая на форуме в Берлине, назвал подрыв Каховской дамбы «новым измерением» войны, отметив, что это «соответствует тому, как Путин ведет эту войну».
Удивительно тут даже не столько единодушие, сколько оперативность этих заявлений: такое чувство, что Мишель, Столтенберг и Шольц только того и ждали, чтобы разразиться гневными отповедями. При этом очевидно, что чиновники такого ранга будут делать подобные заявления только тогда, когда на 99,9% уверены в том, о чем говорят. Но как можно быть уверенными в случае с диверсией на Каховской ГЭС, если их грозные словеса были обнародованы едва ли не на следующую минуту после катастрофы? Точно они получают информацию прямиком то ли от Бога, то ли из ноосферы…
По всей видимости, основанием для таких заявлений, по мнению Запада, послужил якобы исключительный интерес со стороны РФ. Например, Bloomberg пишет: «Сейчас, когда вода затопила множество населенных пунктов на юге, это, скорее всего, сведет на нет и без того небольшую возможность украинского наступления через Днепр на оккупированные южные регионы. Это позволит российскому командованию сосредоточить свои ограниченные силы и внимание в другом месте, отвлекая при этом Киев необходимостью справиться с гражданскими последствиями катастрофы».
Тут, конечно, любопытно то, что само же издание и отмечает: «…и без того небольшую возможность украинского наступления через Днепр». Но акцент на этом не делается. Дипломатически упускается.
Идем дальше. По мнению итальянского военного эксперта Томаса Тейнера, которое он высказал Bild, подрыв Каховской ГЭС был совершен РФ, чтобы предотвратить ее захват Украиной. По его словам, ВСУ подготовили «операцию с участием спецназа, десантников, морской пехоты, катеров и вертолетов по взятию дамбы». К тому же, как уточнил Тейнер, подрыв плотины отложит украинское наступление по этому направлению на одну-две недели.«До тех пор этот фланг русских защищен от украинской атаки», – считает итальянский эксперт. При этом издание отмечает, что «российская армия сейчас тоже борется с проблемами: ее давно удерживаемые позиции на левом берегу реки уже непригодны для использования. Там с утра окопы затоплены, что свело на нет многомесячный упорный труд русских солдат». Что ставит вопрос: а стоила ли овчинка выделки? Как-то отрицательные последствия для РФ серьезно перевешивают их для Украины.
Но тут, по крайней мере, есть хоть какая-то логика. Иногда она отсутствует вовсе, уступая место голословности: «Если бы это была Россия, тем самым они распрощались бы с Крымом, так как его водоснабжение теперь не обеспечено. А также отказались бы от единственной АЭС под их контролем. С другой стороны, польза [для РФ] будет заключаться в том, что в течение нескольких недель Украина больше не сможет форсировать южную часть Днепра для контрнаступления. Этот эффект должен рассеяться самое позднее к августу. И пока вы не спросили: у Украины я вообще не вижу никаких мотивов для подрыва», – полагает военный обозреватель BILD Юлиан Рёпке.
То есть, по его мнению, у Украины не было вообще никаких мотивов. Притом что сам эксперт обращает внимание на то, что разрушение Каховской ГЭС будет иметь для РФ очень существенные сложности касательно водоснабжения Крыма. А эта задача обозначалась президентом РФ вообще как одна из причин спецоперации: «В Крыму проживают 2,5 млн человек. [Власти Украины] взяли и воду отрубили. Войскам пришлось зайти и воду открыть в Крым. Вот как пример логики наших действий. Не сделали бы вот этого действия – не было бы других», – заявил Владимир Владимирович в середине октября прошлого года. К тому же не стоит забывать, что Крым – в этом все западные аналитики и СМИ едины – имеет для Владимира Путина поистине сакральное значение, являясь символом воссоединения/имперскости, его вкладом в историю.
Так что как-то плохо верится, что Путин дал отмашку на диверсию, которая строго ложится в «ястребиную» стратегию США: «Нужно изолировать Крым от России. Это можно сделать, прервав наземные логистические связи, например, снова ударив по Крымскому мосту. Возможно, вывести из строя военную базу в Севастополе. Украина может это сделать уже сейчас. А работа над полным освобождением Крыма состоится через некоторое время. Крымский полуостров очень важен для будущей безопасности Украины в Черном море, работы украинских портов. Без контроля над Крымом ее сложно обеспечить. Вероятность использования ядерного оружия Россией крайне низкая. Потому что это приведет к ответу». Это – Курт Волкер экс-спецпредставитель Госдепартамента США по Украине при Трампе. Заявление от середины апреля.
Ну такой «бомбежки по Воронежу» трудно ждать даже от Кремля (данный аргумент звучит несколько странно, но тем не менее).
Еще один настораживающий момент: очень осторожная реакция Вашингтона (в отличие от скороспелых заявлений Мишеля, Столтенберга и Шольца). Так, на прошедшем вчера брифинге координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби заявил, что США внимательно следят за ситуацией вокруг Каховской ГЭС, но не могут подтвердить причастность РФ к случившемуся. Хотя, по всей видимости, Вашингтон все-таки консолидируется с ЕС и НАТО: как сообщает NBC News со ссылкой на американских должностных лиц, у США есть разведданные, указывающие на то, что подрыв был осуществлен российской стороной. Вопрос времени, другими словами.Пауза же, взятая Штатами, обосновывается тем, что там, по предположениям зарубежных СМИ, продумывают стратегию ответа: ведь подрыв Каховской ГЭС, кроме военного значения, имеет значение политическое. Как повышение ставок Россией. То есть намек на то, что за Каховской ГЭС может последовать и Запорожская АЭС, а там уже один шаг до ядерного удара. Вот как в зарубежных СМИ объясняют реакцию США.
Но, с другой стороны, вполне можно предположить, что катастрофой на ГЭС как раз и работают на создание такой картинки. Как не так давно писал TheWashingtonPost, у президента США Джо Байдена проснулся «аппетит» пересекать «красные линии» Путина. Издание приводило слова американских чиновников, которые высказывали мнение, что Вашингтон перестал обращать внимание на угрозы Москвы, потому что она их никак не реализует на практике, что способствует появлению у Запада уверенности в том, что никаких последствий за поставку оружия Украине не будет. Поэтому, возможно, инцидент с ГЭС является прологом к пересечению еще одной «красной линии».
Дело в том, что для Запада в плане увеличения помощи Украине необходима легитимация причин, обоснование. А вот разрушение Каховской ГЭС является просто идеальной причиной для эскалации: ведь если провести пунктирную линию до Запорожской АЭС, от катастрофы на которой прежде всего пострадает Европа, то это очень веская причина для того, чтобы ей активизироваться по украинскому направлению. И прежде всего это касается боевых истребителей F-16.
Кстати говоря, в день инцидента на Каховской ГЭС президент Украины Владимир Зеленский заявил, что некоторые страны уже готовы предоставить F-16 Украине, причем ожидаемое количество истребителей – «мощное». Правда, при этом он уточнил, что «это не быстро». Что в данном контексте читается как намек/угроза: надо бы побыстрее.
Однако надо понимать, что истребители – это не финальный аккорд. За ними может последовать и другое передовое оружие. В частности, те же дальнобойные снаряды. А то и еще что похлеще. Просто для этого ситуацию надо подтолкнуть, раскочегарить. И в этом плане произошедшее на ГЭС – просто идеальный повод.
Но пока, по всей видимости, окончательного решения не принято. О чем свидетельствует и сдержанная – под стать американской – реакция Великобритании: «Наши военные и разведывательные службы сейчас тщательно изучают этот инцидент. Если это преднамеренное нападение, то оно станет крупнейшей атакой на гражданскую инфраструктуру в Украине с начала войны и продемонстрирует новый уровень российской агрессии. Нападения на гражданскую инфраструктуру ужасны и неправильны. Мы уже видели подобные случаи в ходе конфликта. Но пока рано делать окончательные выводы», – заявил Риши Сунак на следующий день после инцидента.
И еще один момент о выгодах Киева: «К примеру, есть сообщения о том, что уровень воды в Каховском водохранилище буквально в последние дни был существенно поднят, что возможно лишь при соответствующих мероприятиях выше по течению, то есть – действиях украинской стороны. В случае если один из запоров на теле плотины поврежден (а об этом говорилось еще в ноябре 22 года), то дополнительный напор воды мог окончательно его разрушить, а далее это привело к каскадному разрушению следующих затворов, что и привело к обрушению верхней части тела плотины.<…> Мотив украинской стороны читается легко – снести все оборонительные сооружения вдоль Днепра на левом, низинном берегу и сделать их полностью непригодными для обороны. При этом водой будут снесены все минные поля, что тоже становится плюсом. Главное – существенно осложняется логистика снабжения из Крыма, который служит опорной базой всего юга российской обороны. Разговоры о том, что Киев не мог пойти на подобный шаг, можно смело отбрасывать – у военных действий своя логика. Она в мирные рамки не укладывается», – пишет в своем телеграм-канале политический аналитик Анатолий Несмиян.
Ко всему прочему, катастрофу на ГЭС вполне можно трактовать как очередной акт давления со стороны Киева на Брюссель и Вашингтон, где, вероятно, не исключают того, что диверсия была проведена украинской стороной: к чему может привести ситуация, если Украину не возьмут в НАТО.
Таким образом Киев диверсией на Каховской ГЭС решает сразу несколько задач. Во-первых, взбадривает подуставшую Европу, намекая на то, что нечто подобное может произойти с Запорожской АЭС. Во-вторых, мотивирует союзников на увеличение поставок оружия (в том числе и более продвинутого). В-третьих, расчистка территории для наступления по левобережью Днепра. В-четвертых, это атака на Крым (что, по сути, символизирует собой начало контрнаступления).В-пятых, давление на НАТО с целью принятия Украины в Альянс. И, наконец, в-шестых, дальнейшее демонизирование РФ: мол, не гнушаются никакими методами, чтобы только победить. Поэтому к словам Рёпке, что у Украины вообще не было мотивов, по крайней мере, стоит отнестись крайне критически. Их, если уж говорить откровенно, куда больше, чем у РФ.