Никита Третьяков: «Открытие сундука для инвестиций под названием «ядерное вооружение» является важным экономическим шагом»

5 часов назад

Мировая история не кончилась, как утверждали американские политологи, и виртуозно исполняет дивертисмент из своих самых ярких и запоминающихся номеров. Эксперты узнали начало драмы под названием Карибский кризис. Режиссер и сценарист – по-прежнему США. 

США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS

Россия может возобновить полномасштабные ядерные испытания. Президент Владимир Путин уже поручил изучить целесообразность таких действий профильным ведомствам. 5 ноября прошло экстренное заседание Совета безопасности РФ, ставшее реакцией на заявления руководства Америки о возможном выходе из моратория на ядерные испытания. Обсудим тему с журналистом и воином СВО Никитой Третьяковым. 

«ВН»: – Никита, к чему могут привести эти ядерные новости? Стала ли реальной опасность ядерной эскалации?

– Здесь нужно подходить с нескольких углов зрения. Как минимум с двух, а лучше с трех. Потому что если воспринимать ситуацию одномерно, как только эскалацию или только взаимную гонку вооружений, можно упустить ряд важных моментов. 

Мы развиваем свои вооружения. Недавно было заявлено об очередном раунде испытаний ракеты «Буревестник» с ядерным двигателем. И также об испытании торпеды глобального радиуса действия «Посейдон», тоже с ядерной установкой, которая, по официальным заявлениям, позволяет этим двум средствам поражения и одновременно средствам доставки ядерного заряда иметь неограниченную дальность. То есть находиться в движении в течение месяцев и достигнуть цели любым маршрутом.

Россия. Сочи. Президент России Владимир Путин во время выступления на встрече по вопросам внешней политики в рамках XXI ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». Фото: AP/TASS

Понятно, что, как и в предыдущий раз, когда были анонсированы у нас средства «Кинжал» и «Циркон», западные эксперты все эти наши заявления подвергают сомнению. Ввиду того, что нет публичных, ясных, четких и понятных испытаний этого вооружения, а всё это остается на уровне официальных заявлений лиц того или иного уровня и президента. 

Какая тут наша логика? Наша логика – это в первую очередь логика обороны. Мы ведем очень тяжелую войну на украинском театре военных действий. С широкой коалицией сложносочиненных сил на земле, в воздухе, в космосе, на море и в разведывательном пространстве.

Мы видим, что конвенциональные наши силы задействованы в очень большой мере. И непонятно, сколько еще очагов вооруженного конфликта мы сможем выдержать в случае, если они появятся. И выдержим ли мы еще хоть один достаточно большой второй фронт, если силы, желающие нашей смерти, решат его открыть. Поэтому очевидно напрашивается необходимость в укреплении уже не конвенциональных вооружений, а вооружений тотального уничтожения, которые должны служить гарантией того, что никому не захочется открывать против нас второй или третий фронт.

Гвардии полковник Артём Жога рядом с Владимиром Путиным (8 декабря 2023) / Википедия

Это наша логика. А США, развивая свои ядерные вооружения, руководствуются логикой совсем другой.

И здесь я бы хотел обратить внимание не на само по себе заявление Трампа, которое всех взбудоражило, что они, возможно, возобновят ядерные испытания, а на фразу, сказанную буквально за несколько минут до этого. О том, что Китай в течение четырех-пяти лет догонит США и достигнет с ними паритета по ядерным вооружениям. И мне кажется, что это соображение является здесь ключевым.

Как угодно можно это называть: «соревнования за мировое господство» или «историческая конкуренция между США и Китаем», как называл это Байден. Но это – главное, что сейчас находится в центре внимания американского истеблишмента. Как военного, так и политического, так и экономического. Потому что это единственная реальная угроза основам их благополучия.

В рамках этого противостояния США критически важно сохранять первенство во всех возможных областях, в которых это еще возможно сделать. В первую очередь – в стратегических. И в то время, как во многих других областях (таких как добыча редкоземельных металлов, энергетическая независимость, продовольственная независимость, технологические ресурсы) Китай мало-помалу либо догоняет, либо уже преобладает над США, в плане ядерных вооружений США всё еще впереди. И для них очень важно оставаться впереди. 

Фото: Charlie Neibergall /AP/ТАСС

Если состояние паритета с Россией для них является привычным, то паритет еще и с Китаем для них недопустим.

Именно это подталкивает их к тому, чтобы ядерные программы развивать, усиливать и улучшать. Таким образом, несмотря на то, что и в нашей стране, и в США эти процессы идут, логика их совершенно разная.

«ВН»: – Каков второй аспект?

– Другой аспект заключается в том, что в рамках стратегии сохранения гегемонии США, проводимой президентом Трампом, необходимо искать и где-то находить новые внутренние рынки, связанные при этом с реальным сектором экономики – с каким-то производством, с какими-то рабочими местами, с чем-то вполне реальным и ощутимым. Это очень трудно. Потому что глобальная экономика семимильными шагами бежит в киберпространство. 

Минфин США. Фото: AP/TASS

В киберпространстве деньги перетекают совершенно свободно. Кибербизнесмены часто никак не связывают себя с теми странами, откуда они сами родом или где живет даже большая часть пользователей их ресурсов. И таким образом они позволяют себе вещи, которые в традиционном представлении о поведении даже очень крупного капитала было раньше трудно себе вообразить.

Это категорически не устраивает ту политическую силу, которую представляет Трамп, поэтому им необходимо искать какие-то экономические возможности внутри страны, которые бы привязали в том числе крупный капитал. Или хотя бы сохранили связь значительной части крупного капитала с США. И в этом смысле открытие сундука для инвестиций под названием «ядерное вооружение», который был закрыт многие годы, является еще и важным экономическим шагом. Потому что если этот сундук открывается – программы запускаются, деньги вливаются, строится производство, работают научные институты, строятся полигоны, строятся шахты. Это всё – реальные рабочие места. Учитывая американскую систему, это всё – подрядчики, субподрядчики, экспертизы, согласование. Это тоже время, тоже деньги, тоже рабочие места – и так по кругу.

Это новый (хорошо забытый старый) сектор экономики, который вновь должен расцвести пышным цветом. И в той системе координат, в которой действуют Трамп и его команда, несмотря на то, что это дополнительные траты бюджета, это скорее хорошо, чем плохо.

Фото: EPA / TASS

«ВН»: – Так может ли это привести к реальной ядерной эскалации через какое-то время?

– Мы уже очень давно находимся в одном шаге от ядерной войны. Единственное, что поменялось: раньше об этом было принято много говорить. И поэтому это было у людей если не в фокусе, то хотя бы в поле внимания населения. А после какого-то определенного времени стало принято притворяться, что все мировые элиты на Земле друг другу друзья. И об этом перестали говорить. Но на самом деле ничего не поменялось.

Единственное, что надежно защищает мир от ядерной войны со второй половины XX века, – это отсутствие у любой ядерной державы решительного преимущества по стратегическому вооружению, которое позволяло бы ей быть уверенной, что после нанесения ядерного удара по противнику она получит ответ не с катастрофическим, а с приемлемым уровнем ущерба.

Как только какая-нибудь держава получит такое решительное преимущество, я уверен, что либо ядерный удар будет тут же нанесен, либо под страхом ядерного удара будет произведен политический шантаж такого масштаба, которого, наверное, в истории человечества еще не бывало. Который, возможно, будет непубличным, но весьма ощутимым для всех жертв этого шантажа.

Китай. Пекин. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Фото: Сергей Савостьянов/POOL/ТАСС

«ВН»: – Вы сейчас подразумеваете в первую очередь противостояние России, Китая и США?

– Безусловно. Если сейчас в отсутствии этого решительного преимущества кто-то еще находит в себе силы не сразу поддаваться угрозам и громким словам из Белого дома, то если за этими громкими словами встанет безапелляционный ядерный аргумент, всем придется подчиниться. По крайней мере, на то время, пока это преимущество будет сохраняться.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ