Никита Третьяков: «Мы дали им фору в очередной раз. В духе наших прошлых жестов доброй воли будет заявлено…»

4 недели назад

Историк, журналист и воин СВО Никита Третьяков комментирует для «Ваших Новостей» итоги переговоров, которые завершились накануне в столице Саудовской Аравии. Встречались три делегации – представители России, США и Украины. Но формат дискуссии был необычным. Сначала американцы беседовали отдельно с украинскими дипломатами. Затем начались российско-американские консультации. Они продолжались долго, с тремя кофе-брейками в общей сложности говорили двенадцать часов. Результатов этого общения ожидал практически весь мир. Но никаких сенсационных заявлений не последовало…

«ВН»: – Никита, какая картина происходящего сложилась у вас после переговоров в Эр-Рияде? Каковы их конкретные результаты?

– Наши официальные лица сказали, что совместного заявления по итогам переговоров опубликовано не будет. Но стоило начаться рабочему дню в Америке, как тут же наши замечательные заокеанские партнеры опубликовали свои версии результатов переговоров. То есть, в общем, нашу делегацию обманули – в очередной раз. 

Делегации договариваются о том, что будет совместное заявление, либо о том, что его не будет. Но если одна сторона считает позволительным опубликовать результаты – это значит, на мой взгляд, прямое нарушение договоренности. 

Пять пунктов они опубликовали в качестве результатов, как они это назвали, совещания экспертных групп. Соединенные Штаты и Россия согласились обеспечить безопасность навигации и отказаться от использования силы в Черном море. И отказаться от использования коммерческих судов для военных нужд.

Никита Третьяков / ВН

Второй пункт – США помогут России восстановить доступ на мировой рынок сельскохозяйственных товаров и удобрений, понизить стоимость морской страховки и улучшить доступ к портам и платежным системам для связанных с этим транзакций.

Далее – Россия и США согласились разработать меры для введения в действие соглашения по запрету ударов по энергетике России и Украины, которые согласовали президенты двух стран. Также США и Россия приветствуют усилия третьих стран, которые способствуют всему этому делу.

Видимо, имеется в виду Турция, которая в прошлый раз, как мы знаем по косвенным сообщениям, предлагала отказаться от ударов по энергетике и на море. 

 Ну и дежурное – что Соединенные Штаты и Россия продолжат работать ради долговременного мирного урегулирования.

США. Вашингтон. Президент США Дональд Трамп (в центре справа) и президент Украины Владимир Зеленский (в центре слева) во время встречи. Фото: AP/TASS

«ВН»: – Как можно охарактеризовать эти итоги?

– Представители США решили нас подрезать на повороте и сказали, что ничего публиковаться не будет, а сами опубликовали, таким образом выставляя нашу делегацию не в лучшем свете – в первую очередь перед нашим населением… Потому что, конечно, здесь идет игра на публику. 

Кроме этого, я бы подчеркнул следующие детали. 

Во-первых, это формулировка, что США и Россия согласились разработать меры для введения в действие запрета на удары по энергетике. То есть российская сторона в лице высшего руководства уже неделю как сама себе запретила бить по энергетике, а делегации в Эр-Рияде только согласились разрабатывать какие-то там меры.

То есть мы дали им фору в очередной раз. В духе наших прошлых жестов доброй воли будет заявлено, что мы продолжим эту политику отказа от ударов по украинской энергетике, в то время как меры будут только разрабатываться, а наши энергетические объекты будут подвергаться ударам. Будем надеяться, что все они будут отбиты. Но это не всегда происходит, как мы знаем.

Никита Третьяков

«ВН»: – Чем чревата эта ситуация? 

– Будут существовать две параллельных реальности. В одной реальности будут гореть нефтебазы. В другой реальности будут разрабатываться меры по поводу того, как бы перестать бить по нефтебазам. 

Таким образом, реальность на земле и переговорный трек всё больше и больше отдаляются друг от друга. Переговоры ведутся, допускаю, что в очень даже дружелюбном ключе. И настрой обеих сторон – на достижение какого-то прогресса. И в то же время по умолчанию признается, что ситуация на земле может и не отражать договоренности. А договоренности могут быть никак не связаны с ситуацией на земле.

Это всех устраивает, постольку-поскольку есть некоторые другие стороны договоренностей, которые на самом деле более важны для обеих сторон, чем непосредственно урегулирование военного конфликта.

Саудовская Аравия. Эр-Рияд. Специальный посланник президента США по Ближнему Востоку Стив Уиткофф после встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и помощником президента РФ по внешней политике Юрием Ушаковым. Фото: AP/TASS

«ВН»: – Что может быть важнее этого?

– Здесь я имею в виду второй пункт американского заявления о том, что Соединенные Штаты будут помогать России. Я обращаю внимание, не Россия будет совместно с Соединенными Штатами работать, не две страны совместно, а Соединенные Штаты помогут России восстановить доступ к рынку сельскохозяйственных товаров. Имеется в виду экспорт наш, видимо.

При этом нам прекрасно известно, что для США вообще не характерно оказывать помощь. Даже во время Великой Отечественной войны так называемая «помощь» под названием «ленд-лиз» на самом деле была предоставлением вооружений и других средств в кредит, о чем часто забывают рассказать, называя это союзнической помощью.

Кроме того, мы понимаем, что в эпоху администрации Трампа говорить о какой-то бесплатной помощи со стороны Америки не приходится. В чем же выгода американской стороны в рамках данного пункта? Здесь существует два варианта развития событий.

Д. Трамп и В. Путин. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Либо американские компании будут как-то прямо задействованы в качестве посредников в организации по новой схеме этих видов экспорта и этих сложных с логистической и финансовой точки зрения операций. И будут получать прямую выгоду – некий процент, некую комиссию в качестве посредников.

Либо эта помощь в какой-то степени оказывается в обмен на какие-то другие уступки, поблажки или соглашения, которые либо уже заключены, но в закрытом режиме, без опубликования, либо будут заключены. 

Важно, что этот раунд переговоров по экономической повестке принес некое продвижение, некое новое слово. Потому что раньше мы никогда не слышали о том, что США будут нам помогать выходить на рынок экспорта удобрений и зерна. 

Никита Третьяков / ВН

А по треку мирного урегулирования военного конфликта – это слова, которые, с одной стороны, ничего не меняют на земле и на воде. Но с другой стороны, не несут в себе ничего нового. То есть это хорошо забытое старое, ничего нового в этом нет.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ