Никита Третьяков: «Америка находится на рубеже новой гражданской войны»

4 часа назад

Дональд Трамп, забыв о Нобелевской премии мира, неожиданно собрался воевать с Венесуэлой. У многих людей в России с этой страной до сих пор ассоциируется Уго Чавес – этакий латиноамериканский харизматичный «Лукашенко». А сама Венесуэла кажется ласковым социалистическим приветом из нашего собственного советского прошлого. Но множество экспертов сегодня заявляет, что в современной Венесуэле социализм стал лишь прикрытиям для вещей, которые не одобрит ни один нормальный режим – деградация экономики, нищета, преступность, непотизм и коррупция. 

Никита Третьяков / ВН

Журналист и воин СВО Никита Третьяков рассуждает об отношении к дружественным России, но не очень процветающим государствам. А также о возможности новой гражданской войны в США. 

«ВН»: – Никита, нужно ли России вступаться за такие режимы, как венесуэльский?

– Есть такая прекрасная басня Крылова. О том, как кошка поймала соловья, сжимает его в своих когтях и удивляется, почему в этих замечательных условиях соловей не очень горит желанием петь свою прекрасную трель, про которую кошка слышала так много хорошего.

Примерно в русле этого сюжета находятся все вопросы, задаваемые обычно с некой ироничной подковыркой относительно того, почему социалистические государства Центральной и Южной Америки, существующие сейчас и существовавшие в этом регионе в течение XX века, как-то не смогли достичь тех успехов в плане благосостояния жителей, которыми могут похвастаться наиболее успешные страны капиталистического лагеря.

Типа, «что это вы там не преуспеваете с вашим замечательным социализмом»? Немудрено, что они не преуспевают, учитывая то давление, которое на них оказывают. Учитывая то место в глобальном историческом распределении благ, которое эти страны занимали на момент появления там социалистических правительств. Учитывая, что еще задолго до этого само слово «социализм» и стоящие за этим словом идеи стали для всего капиталистического мира самым заклятыми врагами.

Че Гевара (слева) и Фидель Кастро / Википедия

И поэтому любой политический деятель, любая политическая сила и тем более целое государство, которые принимают на себя эту идеологию в том или ином виде, автоматически становятся мишенью для разного рода атак, открытых или скрытых.

Трудности, с которыми сталкивается Венесуэла, совершенно ожидаемы. Они зачастую преувеличены западной пропагандой. Точно так же, как преувеличены пропагандой «ужасы северокорейского режима». Более того, я точно знаю по рассказам моих знакомых очевидцев, что ситуация в Венесуэле улучшается, несмотря на давление. Там становится больше порядка, меньше коррупции. Появляются более понятные правила социального взаимодействия. Я не могу сказать, насколько это стабильный будет тренд и насколько репрезентативны эти наблюдения.

Но в любом случае недостаток так или иначе измеряемого успеха режима не означает, что его нужно или не нужно поддерживать. Тут все завязано на целеполагание. Когда вы спрашиваете, «нужно ли России поддерживать Венесуэлу?», вы задаете вопрос «к чему Россия стремится?»

На мой личный взгляд, нам необходимо стремиться к тому, чтобы дать миру альтернативу американской гегемонии. Если мы к этому стремимся, мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать тех, кто также пытается идти каким-то альтернативным путем и за это подвергается гонениям со стороны США.

Американские военнослужащие на международных военных учениях НАТО. Фото: VALDA KALNINA \ EPA \ TASS

Но если интересы России рассматриваются в более скромном варианте – то есть найти в этом мире тихое спокойное место, где наша политическая элита сможет невозбранно и дальше эксплуатировать многонациональный народ России, – то в этом случае, конечно, никого никогда поддерживать не надо. Нужно тихонько себе сидеть и выполнять все требования гегемона в страхе – как бы, не дай бог, не навлечь на российскую элиту гнев заокеанского господина.

Поэтому всё имеет вот такую модальную структуру. Если интерес наш таков и амбиции таковы, то есть велики, нужно действовать одним образом. Если амбиций нет и интересы – просто продолжать существование в том виде, в котором продолжают его многие заштатные капиталистические страны, значит, стратегия должна быть другая.

«ВН»: – На выборах мэра Нью-Йорка победил человек, которого еще недавно было трудно себе представить в элитах США. Левый 34-летний мусульманин Зохран Мамдани. Родом из Уганды. Что происходит в Америке?

– На мой взгляд, Америка находится на рубеже или даже одной ногой в новой гражданской войне. Однако, по моему мнению, такое положение у них как минимум с 2017 года, то есть восемь лет.

Мамдани выступает на митинге в Брайант-парке, 27 октября 2024 / Википедия

Уже тогда создались все предпосылки для того противостояния, которое мы наблюдаем. Оно то возгорается, то затухает на протяжении 8 лет. Предпосылки сводятся к тому, что существуют две мощнейшие противоборствующие политико-экономические силы, которые находятся в состоянии жесточайшего противостояния.

И от перехода к открытым боевым действиям их удерживает лишь то усиливающееся, то ослабляющееся понимание того, что кроме их собственного противоборства друг с другом есть еще более важное для их совместного выживания противоборство с Китаем.

Если бы гегемонии США ничего не угрожало, то мы бы увидели куда больше признаков гражданской войны, чем мы их наблюдаем сейчас. То есть куда больше демонстраций, куда больше столкновений с полицией, куда больше своеволия демократических штатов при республиканском президенте и республиканских штатов при демократическом президенте. 

На мой взгляд, Дональд Трамп в период своего первого срока имел несколько возможностей выбрать более жесткие меры, которые, возможно, привели бы к усилению его власти и более решительному проведению его курса, и, может быть, даже ко второму президентству без перерыва на президентство Байдена. 

Предвыборные дебаты между Дональдом Трампом и Джо Байденом

Однако он этого не сделал, я думаю, именно ввиду того, что такой обостренный конфликт внутри США привел бы к ослаблению позиции Штатов на глобальной арене. Неминуемо. Я не говорю о полном распаде страны, но так или иначе любые внутренние усобицы замедлили бы развитие. Или, если выражаться более объективно, ускорили бы деградацию гегемонии США.

Поэтому Трамп от этого воздерживался на первом сроке и по возможности воздерживается сейчас. Хотя, конечно, сдерживаться ему все труднее. И ввиду его собственных черт характера, и ввиду двойственности сложившегося положения. С одной стороны, открытый конфликт или ужесточение противостояния ослабляет позиции США на глобальной арене. С другой стороны, пока дела обстоят так, как есть, и это внутреннее противостояние постоянно тормозит его начинания, программа поддержания гегемонии реализуется тоже не в полном формате. И так плохо, и так плохо. 

И если на первом сроке Трамп действовал более консервативно, пытаясь сохранить общественный консенсус, пойти на компромиссы, то на втором сроке, понимая, что третьей попытки уже не будет, он действует куда более решительно и резко.

И этим он, конечно, заставляет и противников действовать более жестко и стремительно. И мы видели огромное количество выступлений движения «Нет королям». И вот теперь плодом огромных вложений и усилий стало избрание этого молодого человека на пост мэра Нью-Йорка. А дальше, видимо, последует его стремительная карьера к выдвижению на президентский пост. 

Никита Третьяков / ВН

Очевидно, задумка в этом, потому что Демократическая партия и стоящая за ней политико-экономическая группировка остались без публичных лидеров. Непубличные лидеры там в полном комплекте. А вот с публичными лидерами – беда. Байден очень навредил имиджу «левых сил» США. А Мишель Обама, пользующаяся среди части населения всё еще большой популярностью, по какой-то причине не хочет вовлекаться в эту гонку. Соответственно, нужны новые лица.

И эти новые лица сейчас, как горячие пирожки, будут производиться во всех возможных вариантах. Чтобы к новому электоральному циклу уже было достаточное количество кандидатов, из которых можно было бы выбирать. 

Предыдущее поколение публичных молодых «лидеров» Демократической партии типа Александрии Окасио-Кортес не оправдало надежд. И теперь решено выдвинуть новую группу. И эту группу будет возглавлять новоиспеченный мэр Нью-Йорка. 



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ