Не решил загадку с двумя стульями: что не так с обзором BadComedian пропаганды в России и Украине

2 года назад

Максимально короткий, почти как и новый выпуск блогера Евгения BadComedian Баженова, перечень неувязок и провалов резонансного эпизода авторского ютуб-шоу. Буквально в десяти пунктах.

1. Тайминг

2.38 – серьезно?
Да что же там должно быть такого, чтобы целых три часа жизни посвятить кинообзору.
Или это… нечто большее? Эпохальный манифест примирения?! Гимн гуманизму?
Спойлер: нет. Просто обзор сериалов и политических ток-шоу.

2. Кривое зеркало

Взять один говносериал (коих куча в России) и сравнить с другим говносериалом (коих куча на Украине) – еще не значит сравнить два метода пропаганды. Два масштаба пропаганды. Два свода талантов пропаганды. Два размаха и две базы аргументов.
Нет, это значит просто сравнить два говнопроекта.

В случае с НТВ – речь шла о далеко не магистральном, посредственном и ни разу не повторенном в эфире сериале 2014 года. Проект «Военный корреспондент» не был продуктом пропаганды (как ток-шоу федеральных каналов или документалки RT), это просто очередной проходной шлаковый сериал, что пытался заигрывать с повесткой. Продюсеры алчно стремились прорваться в сетку таким вот примитивным способом, а руководство канала этому потакало. Ни один зритель об этом проекте и не вспомнит, его рейтинг в «Кинопоиске» – 3,7 (вероятно, так Баженов его и нашел). Ниже обычно не бывает. Он не стал событием, не был премьерой нового сезона, вышел в эфир в мертвом декабре, и брать такое произведение в качестве образчика пропаганды – все равно, что по разбитому окну в доме судить о состоянии архитектуры в Петербурге.
Пропаганда – это и работа СМИ, и военкоров, и поэзии с музыкой, и еще много чего, вплоть до работы со студентами в вузах и лидерами общественного мнения. Уж никак не третьесортный сериал. Кстати, выпуск BadComedian называется «Российская vs. Украинская пропаганда в КИНО». Так при чем тут ТЕЛЕпроекты?

3. Попытка сохранить нейтральность? Не сегодня

Это был один из самых сумбурных и тягомотных выпусков. Бэда выдает неумение сидеть на двух стульях. Сбивчивый и как будто даже (ЧТО?!) неподготовленный нарратив и выдает позицию автора – он ПЫТАЕТСЯ играть в нейтральность. Но чувствует себя в чужой шкуре, елозит и теряется. Пытается слукавить и перехитрить аудиторию, которая или пытается перетянуть его на свою сторону, или записать в свои ряды. В попытке просочиться ручейком между камушками, не артикулируя позицию четко, Евгений обманывает самого себя.

Если из трехчасового обзора вырезать все, что касается попытки анализировать геополитику, экономику и проч., то получится крепкий и как всегда довольно качественный обзор-реакция (не путать с кинокритикой) на фильмы. Собственно, чем Евгений и занимался все это время. Собственно, в чем его и упрекают теперь.
– Вышел новый BadComedian, и шляпа получилась, – пишет зритель. – Политика не конек Жени. Сумбурно, скучно, прямо как треш-российское кино. Хм…

Все почему?
Баженов пытается поиграть в объективность, которой не существует, и нейтральность, которая никому не нужна. Зритель с 24 февраля ждал от дерзкого, храброго, смелого и независимого BadComedian позиции, четкого видения, субъективного взгляда или анализа. А на выходе получил вялую попытку сыграть и за одних, и за других (искусство вне политики, ага), а на самом деле – довольно малодушный шаг в надежде оправдаться за помощь жителям ДНР.

Да. Увы, обзор вышел не тогда, когда Евгений сформулировал позицию по СВО, а сразу после того, как токсичная аудитория YouTube начала хейтить его за донаты Донбассу.

4. Проблемы с фактурой и передергивание в стиле Киселева

а) «Пропаганда говорит, что главное – человеческая жизнь»

Сорри, но нет. Не говорит. Любая пропаганда, если мы говорим действительно о ней, а не о том, за что блогер ее выдает, ставит народ, землю и родину – или даже Родину – выше человеческой жизни. Между прочим, это Баженов сам иллюстрирует в обзоре, приводя фрагменты интервью Владислава Суркова и основателя «Азова» (признан экстремистской организацией и запрещен в России) Андрея Билецкого.

б) «Донбасс потерял право на пенсии»

Материал BBC, к которому отсылает Bad, от 24 ноября 2014 года – старая лажа. Вот свежак: в начале июня 2022 года более 50 тысяч пенсионеров освобожденного Мариуполя подали заявки на получение пенсий. 10 июня выплаты пенсионным фондом ДНР начались.

в) «Причина подобных событий не в абстрактных бандитах, бандеровцах, гэрэушниках или церэушниках. Они всего лишь инструмент для достижения цели тех, кто их содержит».

Хм. А тут и вовсе приходится перечитывать и перечитывать, чтобы докопаться до смысла, а особенно связи между всеми названными. И все равно не выходит. ГРУ и ЦРУ содержат государства России и США. Бандитов и бандеровцев… мало ли кто. Получается, если в одной стране развелось много тех, кто почитает Бандеру, это несомненно чей-то проект? Почему же Евгений, уничтожающий «пропаганду», отказывает украинскому народу в свободе мысли и праве на волеизъявление?

А содержание сотрудников спецслужб (ГРУ, ЦРУ), выходит, тоже нужно для «достижения цели»? Какой же, попробуем подумать. Неужели… защита национальных интересов родной страны?

г) Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлен в составе попечительского совета «Ельцин-центра» как пример государственной идеологической шизофрении

Нет, он там уже давно не состоит. Вот где можно в этом убедиться.
Да и если состоял бы до сих пор, что это меняет? Разве непонятно, по чьей просьбе он (как и ВайноВолошин, Громов и др.) состоял там? Неужели не очевидно, по какой причине тот, кто его попросил это сделать, уважает память принявшего одно верное решение в жизни БНЕ? И если та память благородно чтится, то разве это значит, что Шойгу и его друг поддерживают политику Ельцина? Нас лукаво подталкивает к такой нехитрой мысли блогер, но это бред и подтасовка.

5. Абсолютная нерелевантность выборки

В качестве примера российской госпропаганды ведущий, помимо старого сериала НТВ, берет, к примеру, статью некоего кинопродюсера Тимофея Сергейцева «Что Россия должна сделать с Украиной», опубликованную в РИА Новости. И сравнивает ошибки фильма «Матч» 2012 года, в сценарной группе которого числится Сергейцев, с тем текстом 2022 года. Прошло 10 лет. Сценарист, особенно если он продюсер, мог поменять мнение и взгляды 10 раз по 10. Как соотносится сценарий десятилетней давности с современным его текстом? Он должен был подогнать нынешний публицистический материал (то есть с личной точкой зрения) под художественное произведение (то есть вымысел) домайданного периода? Или, наоборот, предвидеть то, что напишет в 2022 году, и оформить это в сценарии 2012-го – года, в котором на чемпионат Европы по футболу на Украину съехался весь мир, в том числе и десятки тысяч россиян, и почти ничего не предвещало беды.

А о «сокращении обстрелов» в ЛДНР блогер и вовсе судит по отчетам ОБСЕ. Каждому военкору, работавшему на линии соприкосновения, известно, как трудился этот странный европейский «миротворческий» контингент. Сотрудники сидят в отеле и чиллят, пока их не вытаскивают оттуда чуть ли не за уши, неспешно едут на место одного из обстрелов, что-то невнятно фиксируют, уезжают. При этом прилеты в других местах продолжаются регулярно. Достоверность собранных голубыми касками сведений в максимуме могла равняться 30% от реальности.

6. Популизм и противоречие себе

«Я почему-то думал, что первична экономика, а не то, как люди себя идентифицируют».

Да ладно?! То есть все эти обзоры, где столько лет раскладывался на атомы современный российский кинематограф, нагло спекулирующий на патриотической повестке, можно отправлять в корзину? Там же как раз и пояснялось, что самоидентификация – не что иное, как важнейшая часть любой личности. И манипулировать этим, натягивая сову идеологии на глобус зрительской оптики, мягко говоря, не комильфо. Однако свежий выпуск, получается, это другое.

«Для тупых: президент и элита – не равно народ».

(Ну а Волга впадает в это самое) Только в то же время народ, очевидно, и не принимает никаких решений, как упорно объясняется на протяжении почти трех часов ролика. Так зачем противопоставлять одних другим, если они, как параллельные линии, никогда не пересекутся? Похоже на дешевый популистский прием: вот, посмотрите, что натворили эти алчные политиканы, народ втянули в это дерьмо, и теперь это коснулось каждого из нас, мы расхлебываем его, теряя лучших. Доколе?!

Окей, даже если так (а так бывает примерно всегда, за исключением редких случаев революций снизу) печально вышло, то что дальше? Допустим, это и так понимают все, кто живет в России и на Украине.
И? Все моментально сдали оружие?
Маловероятно.

7. Заезженные шаблоны

Разгоняя тему бездарности пропаганды, Баженов достает с полочки привычные приемы, объезженные во многочисленных предыдущих обзорах, и стереотипно применяет их. Почти в каждом выпуске BadComedian, где есть фильм с лирической линией («Сталинград», «Т-34», «Сибирское воспитание», etc.), можно найти акцент на противоречии поведения и логики героинь – сначала беззаветно любила, а затем моментально переключилась на другого, как шлюха (зачеркнуто). Сердце красавицы склонно к перемене. Так и тут: Евгений подчеркивает, что во втором сезоне украинского сериала «Гвардия» потерявшая на майдане любимого мужчину Ната вскоре открывает сердце крымскому татарину.
Лекала, одинаковые схемы, предсказуемость – так чем по форме отличается обзор Жени от пропагандистских роликов?…

8. Густая каша

«Эти свои, а эти – чужие. Борьба за расцветку без вопросов к экономике и политике»

Непонимание темы автором рождает тектонические сбои на уровне логики. Базовое передергивание, на котором держится фундамент почти трехчасовой серии BadComedian, довольно абсурдно. Ведь стоило бы Евгению выйти из-за клавиатуры (сам признавался, что сутками напролет может монтировать и полировать ролики до блеска), опросить людей на улицах или прыгнуть в окоп к любой из препарируемых сторон, он сделал бы для себя колумбовское открытие: почти всем по*** (пофигу) на экономику и тем более глубинную аппаратную политику. Иначе бы Навальный (внесен в реестр экстремистов и террористов)и правда стал президентом после своих бухгалтерских расследований. Сложно поверить, но люди идут сражаться – или на лишения в гражданской жизни – и гибнуть чуть за другое. Идею, убитых товарищей, присягу, близких, русский мир, землю, родину – пунктов море, только вот индексу производства, налогам или избирательной системе в них места обычно нет. Если позывной бойца не Кургинян, конечно.
Раздать еду голодным – бесценно, только в современной реальности за это не воюют почти никогда, к счастью (разве что в голливудском фильме «Время» с Джастином Тимберлейком). Кстати, Евгений и об этом прекрасно догадывается, что блестяще доказывал на примерах в обзоре на фильм «Зоя», где авторы сценария в мотивации главной героини зачем-то заменили родину на кафкианские печеньку и трамвайчик.

А еще блок про детей чиновников, которые учатся за рубежом, очевидно, идет в нагрузку, до кучи, совершенно не в кассу и смотрится вставным зубом. Просто потому что беспроигрышная тема, которую с радостью юзают и навальнисты, и западные СМИ, и ультрапатриоты, и младодепутаты, и все кому не лень.

Да и вообще, отдельно взятые заголовки, высказывания, цитаты дураков или статьи несведущих лиц (да пусть и отдельные очевидные ошибки власти, как поддержка Порошенко и даже слова бывшего главы АП Суркова или отставного Льва Рохлина) – весь этот пестрый бред далеко не системный взгляд на политику страны. Это всего лишь дайджест публикаций и частных высказываний. Довольно странно делать выводы о курсе государства и логике решений именно по ним. Ведь таким образом можно насобирать любую компиляцию, представив и гитлеровский режим довольно вегетарианским: там-то экономика, так любимая Баженовым, о-го-го как летела ввысь!

Что еще более странно, посыл сериала «Военный корреспондент» 2014 года блогер пытается объяснить словами Владислава Суркова, поговорившего с проектом WarGonzo в 2021 году.
Экзальтированное выступление Дмитрия Дюжева 2022 года подклеивает к его же интервью 2017 года по поводу скандала в аэропорту (не пропустили в бизнес-класс в очереди – обиделся).
А чеченские кампании 90-х в Новой России сравнивает с операциями США в Гаити, где американский спецназ помогал «демократии» династии расистов Дювалье и садиста Аристида. Казалось бы, при чем тут Басаев?..

9. Прогулянная матчасть

Пытаясь всерьез рассуждать о войне и ее причинах, пусть и через кинотелеобзор, Баженов докапывается до самого главного. И выдает сказочный уровень понимания глубины проблемы. В наивном (слово «детском» зачеркнем уж) сознании блогера – все дело всего лишь в плохих воротилах, что решили нажиться на хороших людях путем военного конфликта. Без них мир был бы идеален.
– Типа самое главное – это земля? – истово удивляется Евгений. – Действительно, земля тебе налоги не повышает, больницы не сокращает, поборы не вносит, нигде не ущемляет. Поэтому за землю стоит умирать[…] Пускай дети погибнут, главное, на своей земле.

Прикол в том, что да.

Самое главное – земля (см. учебники по истории).
Что не отменяет опарышей в ней.

10. Выстрел мимо цели

В общем, свалить все на клятый капитализм и бизнес (в ролике есть слова комбата «Призрака» Мозгового про стравливание сторон ради заработка) не вышло. Потому что если кому и удается заработать на войне – равно, как и на строительстве стадионов и ЖК, прокладке трасс, плитке и установке заборов, чем угодно – то это вовсе не значит, что бойцы идут на гибель ради корма, а государства прирастают территориями, потому что надо пополнить бюджет (иначе тогда бы Палестина и Косово уже давно стали бы могучими империями). Гитлер проиграл не коррупции, налогам или социалке – его уничтожил советский дух.

Выставить оба вида пропаганды жалкими и равновеликими – тоже не получилось. Ведь российская пропаганда в реальности – это Аким Апачев, Никита Михалков и Захар Прилепин, украинская – вбросы центров ЦИПсО, Буча, Арестович (тайный агент СВР, еще посмотрите!) и обложки Зеленского в западных СМИ, а не сериалы НТВ и «1+1».
Занять позицию над схваткой Баженову не хватило авторитета, мудрости и аргументов.
Качественно проанализировать тяжелейшие многослойные тектонические сдвиги – знаний, погружения и подготовки. Чем дольше смотришь, тем яснее возникает ощущение, что блогер не совсем понимает значение термина «пропаганда» и просто подменяет его говнопроектами, с которыми привык иметь дело.

При помощи обзора на шлаковые сериалы автор попытался спасти репутацию и решить загадку с двумя стульями (не тюремную, спокойно, обычную, где нужно просто усидеть), но не удержался ни на одном.

В итоге получилась трехчасовая попытка ЛИЧНО и эмоционально оправдаться за то, как долго молчал и морозил суетливую аудиторию, что инфантильно не могла определиться: за или против. И переложила ответственность на блогера.
Ответ кумира выдался велеречивым и беспомощным. Потому и разочаровал.
Изворотливо, получестно, полуправдиво, малодушно, скомканно.
Самое грустное и бесчеловечное, что отстраненно.
Лучше бы молчал.
В любой другой исторический промежуток времени такой ролик, возможно, смотрелся бы верхом взвешенности и здравомыслия.
Но не сейчас.
Если живешь в Вероне, то фраза «Чума на оба ваших дома» в отношении СВО еще может быть уместна. Но если в России – уже вряд ли.
Эдуард Вениаминович Лимонов признавался: «Я не выбираю сторон, за меня выбрало мое рождение сторону, что тут говорить. Я русский. Я не какой-нибудь Ковалев, который прыгает и дергается».
И был смертельно прав.

Как и в 1992 году, предсказав войну России с Украиной.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий
1 год назад

…..и даже ты здесь надрываешься из-за бабла. Он прав, а ты нет.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ