Максим Шевченко: «Если Россия признает ЛНР и ДНР, то у Украины не будет другого выхода, как начать войну»
«Признание независимости ЛНР И ДНР – это просто как раз срыв тех самых минских соглашений»
Завершающаяся неделя стала в геополитическом смысле сенсационной. Точнее сенсационными можно назвать новости, которые приходят из Киева, Вашингтона и Берлина. Они могут кардинально изменить ситуацию, как считает постоянный эксперт «Ваших Новостей» Сергей Марков. Политолог предположил, что Вашингтон мог дать отмашку Киеву на выполнение Минских соглашений почти в полном объеме и в кратчайшие сроки.
Фото: warfiles.ruТакже он допустил, что одновременно США готовы обещать, что в ближайшие десятилетия Украина не станет членом НАТО. «Правда, обещать это Вашингтон пока готов в закрытом режиме, тайно. Но клятвенно», – написал Марков в своей соцсети. Уточним, как понимать такие прогнозы.
«ВН»: – Сергей Александрович, так чем же закончилась история переговоров России, НАТО и США?
– На сегодня, конечно, никаких договоренностей нет. Есть жесткое требование России. И есть выбор со стороны Запада стратегии действия. Есть две основные концепции.
Что она не в состоянии представлять никакой серьезной угрозы Западу, кроме угрозы применения ядерного оружия. А ядерное оружие не будет применено ни в каком случае, кроме прямого нападения на Россию. Поэтому ядерное оружие вполне может быть вынесено за скобки реального рассмотрения. Никто нападать на Россию с помощью ядерного оружия не собирается, поэтому оно фактически не имеет значения.
Со всех остальных точек зрения – Россия слабая страна, она не обладает технологической развитостью и самостоятельностью. Она экономически маленькая, и ее доля только уменьшается, у нее нет внятной экономической политики, модели развития экономики и собственного развития. Элита большей своей частью ориентирована на то, чтобы как можно быстрее предать Путина, но безопасно. Она согласна на капитуляцию. При этом уровень социальной несправедливости очень высок в стране. Поэтому есть угроза социальной и политической стабильности.
Исходя из этой точки зрения, нужно проигнорировать какие-то требования России и просто идти своим курсом. И даже угроза России ввести войска в Украину, согласно этой точке зрения, приведет только к краху России, потому что там будет активное партизанское движение. Это будет такой полу-Афганистан, но в значительно более жестком формате, потому что значительно ближе к основным центрам и будет легче совершать теракты на территории России, в российских городах, в российской столице.
И поэтому они могут пойти на какие-то уступки России. Тут одни говорят у них – заболтать Россию максимально. А другие хотят пойти на какие-то более-менее реальные уступки.
Фото: EPA/Jim Lo ScalzoВашингтон колеблется между этими двумя подходами. А Европа не субъектна во всех этих вопросах. Молчит, сама себя изолировала в вопросах безопасности. Да у них и никакой своей позиции. Их позиция – они во всем согласны с Вашингтоном, как только Вашингтон повысит немного голос. Поэтому и для России только Вашингтон имеет значение. Какая точка зрения победит в Вашингтоне – мы не знаем. Он колеблется. Но я считаю, что он склоняется ко второму подходу – пойти на уступки России.
Первый – ввести региональный восточноевропейский мораторий на размещение ракет средней дальности. Вместо разрушенного американцами договора о запрете ракет средней дальности они как бы введут региональный договор. Но здесь минус в том, что они будут требовать, чтобы Россия убрала ракеты тоже – из Калининградской области. На что Россия, мне кажется, не согласится. Никаких уступок со стороны России больше не будет, думаю.
Владимир Путин. Фото: Sputnik / Sergey GuneevВторое, что они предлагают – уменьшить количество военных учений на границе, сделать их более транспортными. Но здесь Россию не удовлетворяет, что за это они хотят, чтобы Россия ограничила количество военных учений на своей территории. В частности, чтобы Россия не концентрировала свои войска на границе с Украиной для вторжения на территорию Украины под видом военных учений. На это Россия тоже не пойдет, Россия ни одного шага назад не сделает – никаких ограничений.
Третья уступка – США готовы обещать, что в ближайшие десятилетия Украины не станет членом НАТО. Но они делают это не письменно, а по-прежнему устно, хотя в закрытом формате и клятвенно. И даже, может быть, в каких-то интервью что-то скажут. Сегодня пообещают, но никаких гарантий не дадут.
И есть четвертая возможная уступка – возможно, единственная серьезная – наконец-то начать выполнение Минских соглашений. Однако такое ощущение, что сейчас они хотят обременить это выполнение Минских соглашений какими-то изъятиями для киевского репрессивного режима (что он должен сделать меньше, чем подписано в соглашениях). И какими-то дополнениями для российской стороны (что Россия еще что-то должна делать – например, отвести войска от территории Украины).
Фото: Smdnr.ruДумаю, будет снижение напряженности, если Вашингтон даст отмашку Украине на простое выполнение Минских соглашений. Если они будут еще чем-то отягощаться, то Россию это не устроит.
«ВН»: – Что в этом контексте значит заявление Байдена о том, что за «небольшое вторжение» России не грозят сильные санкции?
– Это оправдание слабой реакции Вашингтона на то, что Россия признает ДНР и ЛНР, заключив с ними военный договор, и введет войска на территорию ДНР и ЛНР. В этом случае Вашингтон ничего не собирается делать, кроме того, что будет накачивать Украину вооружениями, резко усиливать поддержку репрессивного киевского режима, проводящего политику государственного терроризма. Но для США это выгодно. Россия добавит к фактическому контролю над Донбассом еще и юридический контроль над ним. Никаких проблем для Вашингтона.
Фото: Ministry of Defense of UkraineОн получит больше оснований для ускорения реализации проекта «Анти-Россия» на месте Украины. Вашингтон не отпускает ситуацию, он хочет взять под контроль развитие этого конфликта. Их все устраивает.