Мария Ватутина: БУДУЩЕЕ РОССИИ КАК НАУКА

1 год назад

Во второй половине 2022 года нетрудно было увидеть формирование со стороны власти ответов на запросы общества о стратегии СВО, целей СВО и вообще дальнейшего развития нашего государства. Все спрашивали всех: а чего мы добиваемся на Украине, какова конечная цель, как раскрываются понятия «денацификация», «демилитаризация» и опять же – до какой степени, а в какую страну вернутся наши солдаты, а как сломить внутреннего врага и куда двигаться вообще? 

Фото: Минобороны РФ

Кое-что стало проясняться с присоединением к России новых территорий. Я бы даже сказала, что заметные шаги мы увидели после убийства 20 августа Дарьи Дугиной. Это и назначение Суровикина, и отмена «доверчивости» России в международных отношениях, более резкие ответные шаги в дипломатии, плановое уничтожение инфраструктуры Украины, мобилизация и техническое оснащение армии, многое другое. Вспомним, как власть и военкоматы реагировали на сообщения «с мест» о нарушениях в процессе мобилизации. Тогда же выяснилось, что нет общей компьютерной программы учета, и вообще военкоматы в большинстве случаев – это прошлый век по человеческим и техническим ресурсам. Сейчас и за это, как объявлено, возьмутся.

Даже так называемый поход философов в Кремль свидетельствовал о поисках и повороте к новой идеологии власти, который, в свою очередь, воспринялся как революционный поворот в политике, в борьбе традиционалистов и патриотов с либеральной элитой, сидящей у Президента за стенкой. Всех нас долгие годы мучил вопрос: почему же государственная идеология в России запрещена. Но всё, что я наблюдаю в последние месяцы, совсем не свидетельствует о выстраивании этой самой государственной идеологии, а свидетельствует о метании и отдельных попытках «услышать народ».

Мои ровесники и тем более те, кто постарше, получавшие средне-техническое и высшее образование в Советском Союзе, помнят, как были построены курсы изучения того или иного предмета. Сначала мы изучали методологию науки. А под любой областью знаний (прежде всего я говорю о гуманитарной сфере) лежит наука, будь то история религий или уголовное право. И сначала во всех учебниках и курсах шло то, как наука, скажем, уголовное право, изучает свою область знаний, то есть мы познавали метод науки. Наука изучает систему отношений, а метод науки изучает способ изучения системы отношений. И этот расклад на систему науки, на основные разделы, на понятия и определения, на источники и так далее, повторяющийся структурно во множестве предметов курса, вырабатывал в нас привычку к структурному, научному освоению мира и любых явлений вообще. Способ раскладывать по полочкам въедался в подкорку. Это и есть фундаментальное образование. Но был в нем еще один обязательный момент – это положенная в основу любой науки марксистко-ленинская теория.

Маркс, Энгельс и Ленин

В этой теории, пропитавшей методологию любой другой науки, тоже были свои принципы, базовые мировозренческие понятия и источники. Так вот, при всем том, что сейчас я вижу попытки выбрать путь и ориентиры, я не наблюдаю научного подхода, создания строгой упорядоченной теории со всеми атрибутами, о которых говорилось выше. 

Одна моя приятельница говорила, что, научившись водить, не могла сесть за руль, пока не изучила до винтиков, как это работает и почему ездит. Ну можно, конечно, и не разбираться в моторе, однако чем это чревато – всем понятно. Однажды машина превратится в бессмысленный металлический сноп посреди дороги, и вы не сможете его завести вновь. Почему же создание новой России должно обойтись, как и в девяностые, без тщательного и долгого создания теории этого нового государства и права? Где она – эта теория?

Те, кто хорошо учил научный коммунизм, помнят, какую роль в создании государства сыграла газета «Искра». Но и логическим путем нетрудно прийти к выводу, что мало создать теорию, важно ее распространить. Какой должна быть современная «Искра», чтобы программа и концепции изменений в обществе отдельной партии стали известны народу и привели множество единомышленников? В нашу бытность советская идеология репродуцировала себя через поголовное штудирование основ государства и базисных идей марксизма-ленинизма, политинформацию, конспектирование, СМИ. Вся идеологическая машина работала на укрепление социалистического строя, как котельная работает на то, чтобы дом оставался жилым. 

Владимир Серов. Ленин провозглашает советскую власть, 1947

Казалось бы, первое средство запустить современную «Искру» – это телевидение. Но это так не работает. Никто не пустит на центральные каналы отдельных идеологов отдельной партии или новой теории, если только это не будет принято наверху. Отдельный тв-канал, как у ЛДПР, тоже не поможет – о таких каналах знают только члены партии. Интернет – безразмерен, как Вселенная, в какой точке должна вещать такая условная «Искра» и как о ней должны догадаться массы – вопрос. Значит, в нашей ситуации Путин должен стать не только руководителем того, что мы имеем, но и создателем гуманитарной научной теории новой России.

Советское общество и государство были построены на незыблемом фундаменте обязательных к применению установок. Теоретическая разработка всей матрицы содержалась в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и в дальнейшем развивалась партийными идеологами страны. Все учащиеся и трудящиеся страны изучали труды руководителей и материалы съездов, как инструкции к жизни. И я сейчас говорю не о наполнении этих трудов, не об их ценностной сути, а о механизме, который работал и был отлажен, пока не стал проформой, как двигатель без горючего.

Но мало покричать о том, что стране нужна идеология, что надо начинать с образования, и создать на бюджетные средства двести новых учебников истории. Важно, чтобы это был один единый учебник. Важно, чтобы государственная линия в идеологии была назначена «единственно верной», а плюрализм был лишь способом дискуссии, предлагающим варианты для власти. 

В. И. Ленин

В. И. Ленин

Трагедия разрушения фундаментального образования именно в том, что была растерзана наука как система единственно верных определений и понятий, подходов в раскрытии сути явлений. Когда мой сын сдавал обществознание, учебники уже были разноперыми результатами творчества незнакомых никому людей, которые формулировали понятия как кому нравилось.

Общество страдает от того, что ему предлагают выбор – власть не может быть многоликой, во всяком случае в России. Это не то же самое, что пресловутая тяга русского народа к «сильной руке». Просто исконно община – это не только коллектив, но и глава коллектива. Так построено сознание русского человека – он любит ясность. А кто не любит ясность и четкое руководство? Пока у нас единым центром власти, признаваемым народом в качестве указующего перста, является Путин, а не «руководство» страны. Нет такой властной структуры, которая бы выражала единую идеологию и в один голос указывала единственно верный и установленный государственный путь развития. 

Пока не будут заявлены и задекларированы основы развития государства как безальтернативные, как план, спущенный сверху, пока не будет создана теория развития в виде фундаментального труда руководителя государства или того человека, с которым руководитель соглашается и чьи труды берет за основу, пока не прекратится заигрывание с нежными инакомыслящими «тоже нашими гражданами», мы будем вновь и вновь просыпаться на платформе Ленинград вместо Бологого, Дибунов или Ямской, и в течение года с начала специальной военной операции не уметь прекратить обстрелы Донецка. Мы будем выходить из летаргического сна и видеть, что снова город обстрелян с большей мощностью, что в политических ток-шоу замыливают до дыр тему СВО и политического противостояния России и Запада, и уже непонятно, что для чего: ток-шоу для освещения СВО или СВО для подпитки ток-шоу хотя бы сводками с фронта. Мы так и будем ездить к бойцам СВО для поддержания их морально-боевого духа – по блату. Кто нашел сопровождающих, едущих за ленточку, тот и молодец. Мы будем драть глотки, доказывая, кто имеет право создавать патриотические стихи, а кто нет. Мы будем ругать non-fiction от случая к случаю, а между случаями забывать о том, что туда не хотели брать патриотические книжки и разрешать проведение их презентаций. И прочая, и прочая.

Мария Ватутина

Мария Ватутина. Фото: dasauchnoch.livejournal.com

И наконец. А какая идеология и какое государство нам нужно строить, с учетом того, что страна сейчас и сама начала свое возрождение? Это и чувство национального самоуважения и единения, это и общественный курс на традицию и отказ от либерального сатанизма, это и защита национальной памяти, особенно наших Побед и завоеваний, это и поддержка и защита русского мира, это и необходимость восстанавливать свое народное хозяйство своими силами. Думаю, что я не потяну теоретизировать на тему, какая Россия видится в мечтах народу, но чутье мне подсказывает, что если мы свяжем самое лучшее, что уничтожено было в России в 1917 году и предано в 1991 году, то это и воскресит нашу страну – преемницу и царской, и советской империи. Идеологически это был бы красивый ход.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ