Ликвидация ЗАО «Украина»

2 года назад

Я вообще не хотел касаться этой темы, честно говоря. Стремная это тема, очень грустная и достаточно сложная, чтобы ее хоть более-менее полно осветить в одной статье.

Тем более, что я не политик, не историк, не этнограф и не футуролог. Не мне претендовать на исчерпывающее исследование вопроса с этих позиций. Тем паче, строго говоря, все эти дисциплины – если приглядеться – мутна вода во облацех, и дышло там можно повернуть в любую сторону, на чем многие солидные люди и делают солидные таки гешефты.

Так что #вжопуполитику.

Политики в этой статье не будет, чтобы не накалять и без того горячую обстановку. Только сухой, скучный и безэмоциональный практический подход с позиций исключительного прагматизма.

А с этих позиций задачи практической выгоды, получения максимального дохода при минимальных издержках, стратегического планирования и минимизации рисков, по сути, важнее всех прочих.

Любое государство – это предприятие. Что там предприятие – это любое общество вообще, и любая семья, и любой человек. Ты сам, любезный читатель, тоже некое предприятие и потому вынужден подходить к жизни со всей прагматичностью; все, кто не в состоянии выдерживать конкуренции, так или иначе банкротятся.

Иногда окончательно.

В принципе, жизнь любого человека, социума или государства в определенном смысле заканчивается банкротством, так уж оно все устроено. Мы с самого начала знаем конец истории, но это не должно нам мешать получать от просмотра фильма – а еще точнее, от участия в спектакле – все возможное удовольствие.

И если уж самая горячая тема сегодня это вновь Украина, попробуем рассмотреть как предприятие именно ее.

Хотелось бы понять, что не так в этой организации и ее управлении, почему она, имея исходно великолепные стартовые конкурентные позиции, обнулила все что имела и стремительно катится к окончательному банкротству и, я так понимаю, роспуску с последующим раздербаниванием активов предприятиями более успешными.

Что такое успешное предприятие?

Как можно легко убедиться даже при поверхностном изучении вопроса, это искусство управления, грамотного использования ресурсов – что опять-таки можно отнести к управлению, политического маневра, определенной упертости и, конечно, везения. Мир знает истории гениальных самоучек, стартанувших из гаража и построивших транснациональные империи. И наоборот – богатейших наследников этих самых империй, которые разорили все построенное за одно поколение.

Бывает всякое, да.

Но начнем по порядку.

И – внезапно – с везения.

Вне всякой политики Украине с самого начала не очень свезло чисто географически. Нахождение на весьма перспективном пути «из варяг в греки» помогло образованию экономически, но создало ряд политических рисков. Этот путь и прилагающаяся к нему территория уже сами по себе являлись достаточно лакомым активом, конкуренты постоянно пытались им завладеть.

В конечном итоге этот актив оказался на стыке трех конкурирующих предприятий – в нашем случае, империй – Османской, Российской и Польской, естественно. Актив этот перетягивали туда-сюда бессчетное количество раз, территория пережила огромное количество войн и замещения населения, но в общем и целом бОльшая часть истории нынешнего ЗАО «Украина» прошла под знаком территориального деления на три части.

В конечном счете, после долгой и ожесточенной конкурентной борьбы предприятие «Россия» завладела активом полностью и сшило гильдейский союз в единый холдинг. Члены этого союза были совсем разные, занимались они различными видами бизнеса – кто сельским хозяйством, кто торговлей, кто протобанковским делом, кто логистикой… Все это было проглочено более крупным конкурентом и накрыто его зонтиком.

Разумеется, бывшие конкуренты России не планировали отказываться от исторически интересного актива. В разное время, разными путями, чаще военными, предпринимались попытки его вернуть. Затем в локальную конкуренцию начали вмешиваться более крупные мировые игроки: поддержку локальным претендентам на актив начали оказывать такие трансациональные империи, как Франция и Англия.

Однако предприятие «Россия», обладая достаточным количеством ресурсов и, надо признать, грамотным управлением, не только не утеряло влияние над Украиной – условной привокзальной площадью с ларьками, но даже и расширило свое влияние.

История это длинная и довольно однообразная, длится она до сих пор. Сам кооператив «Украина» в этом споре хозяйствующих субъектов выступал как объект, мнения его никто не спрашивал. В схватке крупных хищников просто решалось, кто из них будет эту корову доить. Сама корова тихонько помыкивала в своем стойле.

Внутри кооператива тем временем складывалось свое, скажем так, профсоюзное ядро. Сотрудники предприятия, обиженные своим статусом наемных работников, неоднократно пытались предъявить свои права на фирму. Были они идеалисты и не имели понимания, что территории давно поделены и еще один независимый игрок никому не нужен и никто не позволит ему внезапно возникнуть.

Идеализм же прагматизму вредит.

Поэтому когда – в условиях российской собственности на кооператив – этим идеалистам-националистам стали подыгрывать конкурирующие с Россией хищники, идеалисты им поверили.

С точки зрения делового человека это, конечно, выглядит совершенно прозрачно: отколоть часть бизнеса от основного акционера, ликвидировать влияние головной фирмы на филиал, вывести филиал в независимое плавание и затем его поглотить – это же классика.

Но нашим идеалистам-кооперативщикам, уверенным в том, что им помогают исключительно из человеколюбия, это было невдомек. Мешала также и их, кооперативщиков, хитрожопистая уверенность, что в конечном счете они всех в итоге переиграют. Это хорошая уверенность, на самом деле, но она должна быть подкреплена ресурсами.

Теперь о ресурсах.

Ресурсов у ЗАО «Украина» не было. Все ресурсы, которыми это предприятие сейчас еще обладает, были «нарощены» вследствие аффилирования с головной фирмой. Метрополия, получив актив, которым, на самом деле, являлось, как и 1000 лет назад, в первую очередь географическое положение, начала его осваивать и вложилась в освоение и развитие нового филиала приличными средствами – финансовыми, демографическими и политическими.

Своих личных активов у филиала, собственно говоря, и не появилось.

Все, чем он обладал на момент выхода из корпорации, было следствием участия в общем бизнес-процессе – и как у части бизнес-процесса. Логично было бы предположить, что при отламывании от этого процесса, при разрушении налаженных экономических связей, исчезновении управленческой, политической и стратегической поддержки филиал начнет чахнуть и в итоге придет к банкротству и новому поглощению.

Выходить из успешного делового конструкта можно только при двух условиях: либо появляется какое-то невероятное количество ресурсов, чтобы построить свой конструкт, либо – возможность войти в другой, более успешный.

Критическая ситуация, в которой оказалась корпорация «Россия» в начале девяностых, и фактический самороспуск холдинга подтолкнули кооператоров «Украины» к попытке реализовать первый вариант. Примерно лет десять бывший филиал проедал накопленные активы и так или иначе паразитировал на бывшем работодателе – впрочем, этим тогда занимались примерно все.

К нулевым же годам вследствие неэффективной управленческой политики филиал начал испытывать определенные трудности, а его управленцы – тревогу за свою судьбу.

В этот момент активизировались конкуренты предприятия «Россия», поскольку, как внезапно выяснилось, конкурентное противостояние не исчезло, а только усилилось. К тому же всем стало понятно, что разочарованный в независимом плавании – в котором внезапно дела стали идти не лучше, а хуже – кооператив рано или поздно вернется в порт постоянной приписки.

Этого деловые люди допустить никак не могли.

Используя наработанные технологии окомпрадоривания элит, всевозможного soft-power и идеологической обработки, они в конечном счете в 2014 году осуществили рейдерский захват ЗАО «Украина» и установили над ним полный контроль.

Для того чтобы оправдать этот контроль и не допустить обратное поглощение ЗАО «Россия», была предпринята масштабная идеологическая обработка сотрудников кооператива, которым объяснили, что они не братья ну и т. п. – это все вы уже знаете.

Обработка эта в первую очередь имела своей целью снизить когнитивные способности сотрудников, отвлечь их от целей и перспектив проекта и в конечном счете затруднить процесс обратной интеграции.

Надо сказать, что этот проигрыш России на данном этапе конкурентной схватки был совершенно логичен: хорошие активы бесхозными не остаются, и если не проводить работу по распространению и сохранению влияния, ее проведет кто-то другой.

Чем же хороша Украина как актив? Почему за нее так бодаются крупные игроки?

Территория.

Путь из варяг в греки, друзья.

Ничего не изменилось и спустя тысячу лет.

Географическое положение этой – признаем, лоскутной – мини-империи есть и ее благословение, и ее проклятие. Благословение – потому что она, в отличие от какой-нибудь там Гренландии, вызывает-таки интерес у игроков, готовых в процессе активации этого интереса вложиться в территорию ресурсами. Проклятие – потому что в покое ее, как Гренландию, никогда не оставят: не то место на земном шарике занимает этот кооперативчик.

В общем, участь его традиционна – как это было и раньше: целиковое поглощение крупными конкурентами или же раздербанивание теми же конкурентами на несколько частей. Со всеми интересными предприятиями, оказавшимися на пути больших хищников, произошло это самое: ликвидация и поглощение.

В нашем случае, например, в момент рейдерского захвата Украины одной из конкурирующих групп часть сотрудников предприятия с этим захватом – и последующим переходом предприятия под контроль рейдеров – не согласилась и попыталась выйти из бизнеса, захватив часть активов. С этим перепрофилированием ЗАО «Украина» не согласилось. Вернуть отколовшуюся часть силовым путем рейдерам не дала только явная и неявная поддержка конкурирующей стороны.

Устраивать войну оба актора не решились и на восемь лет замерли в некотором подобии «стрелки», что, конечно, рано или поздно закончится отступлением одной из сторон, как это всегда и бывает. Со стрельбой или нет – пока неясно, финалы у таких боевиков бывают разные, вплоть до условного «мексиканского противостояния».

В ходе того же рейдерского захвата власти ЗАО «Украина» потеряла и один из важных активов – «Крым». Типа пока гориллы делили рынок на привокзальной площади, конкурирующая группировка отжала сам вокзал.

Политика – это искусство целесообразности. С точки зрения целесообразности это был совершенно логичный и грамотный ход: демонстрация решимости, уменьшение количества активов конкурентов и в принципе постановка вопроса определенным – и совершенно недвусмысленным – образом.

Назначенное рейдерами фиктивное руководство кооператива «Украина» все прошедшее время отыгрывает свои роли в соответствии со спущенными повестками.

Это в первую очередь максимально возможная пролонгация существования самого кооператива, замедление неизбежного распада, что имеет большое политическое значение; ну и в общем еще не до конца выбран весь ресурс.

Важно также создание наибольших трудностей для возобновления отношений с предприятием «Россия». Идет идеологическая накачка сотрудников – а в отсутствие других рычагов объединение низшего и высшего персонала возможно только на базе общей ненависти. И, конечно, определяется задел на будущее: ведь текущей ситуацией долгая конкурентная борьба не заканчивается.

Например, США выдали ЗАО «Украина» полтора миллиардов евро. ЕС – миллиард евро. Это же не подарки, это кредиты, которые ложатся на депозит предприятия. Это – долги страны и будущих поколений его сотрудников, долги, которые рано или поздно надо будет отдавать им и их детям.

Разумеется, часть этих депозитов будет разворована и выведена со счетов предприятия его ловкими и умелыми управленцами, часть – списана на условные боевые действия (еще и поэтому война ЗАО «Украина» очень нужна, она все спишет), но вообще выдача этих сумм вряд ли имеет целью улучшение условий жизни сотрудников фирмы. Это суммы, заранее определенные в долги, которые перейдут тому, кто в будущем станет претендовать на владение ЗАО «Украина», и должны заставить его задуматься в ликвидности такого актива.

Ликвидность же актива неочевидна ни в коротком, ни в долгом плече.

Территория эта уже не раз проходила через процедуру банкротства и последующий статус «Руины» и, предположительно, пройдет еще не раз.

На самом деле этого, конечно, не хотелось бы.

Говоря «украинцы», мы вовсе не имеем в виду нацистов и компрадоров – они там есть, но они есть везде. Большая часть украинского населения – совершенно адекватные люди, которые с ужасом смотрят на все происходящее и с надеждой ждут окончания этого спектакля.

Ведь украинское общество очень разнородно.

Это не отражается в текущей украинской пропаганде, поскольку эта пропаганда диктуется владеющими предприятием рейдерами. А их цели я выше кратко перечислил: накачка, накачка и еще раз накачка. Пусть у холопов чубы трещат, пока паны зарабатывают свои деньги.

Пропаганда, как и полагается ей, по-прежнему педалирует темы, крайне далекие от бытия нормального современного человека – кто тут мокша, а кто орда, кто вырыл Черное море, а кто изобрел борщ… В общем, какую-то совершеннейшую доисторическую чушь.

Современному человеку – нормальному – до этих преданий дела, по сути, немного. Интересует его не что было, а что будет. Где он будет работать и жить. Как вырастет коммуналка и какое образование получат дети. Что он будет завтра есть, в конце концов, и будет ли он завтра вообще.

Если руководство предприятия не в состоянии обеспечить будущее сотрудников, оно, как выше я писал, переключает его внимание на что-то другое, под шумок переводя деньги со счетов предприятия – которое явно готовится к процедуре банкротства – на свои собственные.

Кто поглупее – хватается за предложенные им деревянные автоматы.

Кто поумнее – смотрит на ситуацию здраво: она нехороша, но она такова.

Придется работать с ней.

Деловые люди, ведущие серьезные деловые операции по всему миру, давно все уже решили. Актив «Украина», вероятнее всего, в конечном итоге будет аннулирован – но поскольку ни одной из сторон в данном состоянии он не нужен, скорее всего, его распилят на несколько частей и ликвидируют спорный вопрос как факт. Куски с краев откусят страны поустойчивее, а вот небольшое аккуратное сельскохозяйственное государство в границах нынешней центральной Украины вполне себе может состояться. Выхода к морю ему не дадут – во избежание лишних искушений. Газовую трубу и логистические цепочки ему оставят – путь из варяг в греки же, святое. Под международным контролем, конечно. Само собой, внеблоковый статус и полная нейтральность.

Вот тогда вполне себе срастется маленькая тихая уютная Швейцария, о которой так мечтают все младоевропейские младоконформисты. Все дееспособное население будет, конечно, валить в окружающие империи, но дети и старики останутся гулять в вишневих садочках коло хаты; внезапный аналог, например, Австралия.

Все это игры ума.

Конечно, это я пишу без издевки и удовольствия. Но с практической точки зрения ликвидация ЗАО «Украина» в его теперешнем виде кажется наилучшим выходом.

Иначе кровавые конкурентные игры на этой территории не закончатся никогда.

А теперешнюю ситуацию нам бы надо пережить прагматично.

С наименьшими потерями.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Илья
Илья
2 лет назад

У всех еще на слуху переполненное самолюбованием заявление министра аграрной политики Романа Лещенко о рекордном урожае зерна, общий объем которого превысил самые смелые прогнозы наших (украинских) экспертов на целых 100 миллионов тонн. Что не говори, результат значительный. Особенно в условиях экономического кризиса. Казалось, что Украина вернула себе звание великой аграрной державы.
Но первые тревожные нотки прозвучали уже через месяц после слов Лещенко. Нацбанк Украины вылил ушат холодной воды на головы полунищего населения, сообщив, ВВП вырастет лишь на 0,8 %. Такой прогноз пояснили пространными причинами, сославшись на некие «негативные факторы в агросекторе». Не забыв при этом в очередной раз намекнуть, что все проблемы может решить запуск рынка земли. Специалисты регулятора немного лукавят, не говоря, что рынок земли решит проблемы не украинского народа, а иностранных компаний, и тех, что так лоббирует этот проект на Банковой.
Но вернемся к проблемам простых граждан многострадальной, но «незалежной». На дворе февраль, а индекс потребительских цен на хлебобулочные продукты в этом месяце составил 106,56 %. Эти данные размещены на сайте index.minfin.com.ua. Средняя цена на простой батон составляет 21,69 гривен, буханка пшеничного хлеба обойдется дороже – 27,70 гривен. Первое место занимает «Хлеб ржаной Украинский Столичный», за него украинцу придется раскошелиться почти на 35 гривен, длясравнения еще в декабре он стоил 30 гривен.
Помимо роста цен на хлеб, стремительно дорожают и другие продукты питания. Как сообщает информационное агентство «Униан», в этой связи в Кабмине всерьез обсуждают введение продуктовых карточек для населения. Сейчас эта мера рассматривается для граждан с низким доходом. Но это пока, на фоне обвального падения экономики карточки могут ввести и для других слоев населения. Помогут ли эти меры решить продовольственный кризис? Вряд ли, и никакие заявления правительства о рекордных урожаях, призывы Зеленского петь гимн и размахивать флагами не спасут народ от катастрофического обнищания и голода.
Украинцы по-своему решает проблему собственного выживания, не особо полагаясь на власти. В поисках лучшей жизни, население практически массово покидает страну, согласно исследования, проведенного Институтом демографии и социальных исследований, количество мигрантов неуклонно растет, и уже превысило отметку в 3 миллиона. Интересный факт-значительное число составляют жители западных областей.
Подытожим, реальная социально-экономическая ситуация в Украине резко контрастирует с теми заявлениями, что делают официальные лица. В этом каждый день убеждается простой украинец, решая непростую задачку как выжить и прокормить семью.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ