КУЛЬТ НИЧТОЖЕСТВА  

2 года назад

…Собственно, с Прибалтикой всё понятно. Не любят нас так, что аж кушать не могут. 30 лет прошло после распада СССР, а Россия как была для них фильмом ужасов, так и осталась. Бедные люди прям ночами не спят, пытаются изобрести – чем бы ещё досадить русским. Хорошо, памятники советским воинам поснимают, а что тогда останется? Как дальше врага изводить?

Когда я задаю вопрос, откуда взялось подобное бешенство, мне отвечают: ну так как же! Сталин захватил нас, унизил, уничтожил нашу независимость и растоптал сапогом нашу демократию. Сталин, безусловно, вовсе не пряник, каким сейчас его принято изображать среди наших любезных охранителей. Однако же и прибалтийские республики до 1940 года вовсе не являлись свободными демократическими обществами. Там властвовали собственные фюреры, активно подавлявшие свободу, сажавшие оппонентов и запрещавшие русский язык. Только отчего-то про это не упоминают.

Политик Антанас Сметона захватил власть в Литве в 1926 году в ходе военного переворота. Он арестовал президента, правительство, разогнал парламент и расстрелял четырёх руководителей литовской компартии. Коммунистов официально обвинили в подготовке революции (дескать, вот военные и подсуетились). Правда, никаких свидетельств этому представлено не было.

В дальнейшем Сметона 9 лет правил без парламента, убрал премьер-министра, принял новую конституцию, давшую ему диктаторские полномочия, и дважды избирался президентом – будучи на выборах единственным кандидатом. Впоследствии Сейм-таки созвали, но в нём заседали сугубо сторонники диктатора.

Антанас закрыл кучу польских школ, его госбезопасность преследовала и арестовывала любых инакомыслящих. В 1936 году полицейские застрелили 5 фермеров, вздумавших организовать забастовку, 456 человек бросили в тюрьму. Он параноидально отказывался от иностранных инвестиций, ибо опасался, что вместе с ними в страну проникнут «опасные элементы». Всюду висели его портреты, а личность чеканилась на литовских монетах. После ввода войск СССР в Литву в 1940 году Сметона бежал в Швейцарию, затем в США. В 1944 году он погиб в ходе пожара, надышавшись продуктами горения. Западные историки называют режим Сметоны «авторитарным и националистским», а некоторые скромно именуют его «фашистом».

В 1934 году латышский премьер-министр Карлис Ульманис с помощью боевиков из организации «Айсзарги» совершил государственный переворот, введя военное положение и приостановив работу парламента. Уж само собой, Сейм так и не заработал. Было арестовано 2 000 человек, запрещены политические партии, закрыты оппозиционные газеты.

В 1936 году Карлис назначил сам себя президентом и принял титул «народного вождя». Бизнесменов обязали жертвовать деньги в пользу лидера, и никто не посмел ослушаться – вскоре Ульманис стал самым богатым человеком Латвии. 90% банков он забрал в пользу государства, то бишь себя. Президент любил Муссолини, считал его своим кумиром. Провозгласив нацистский лозунг «Латвия для латышей», Ульманис выдавливал с должностей и из бизнеса немцев, русских и евреев, закрывал школы с преподаванием других языков.

Ему ставили памятники, изображали на деньгах. Экономика при Карлисе процветала, но мы ж тут про демократию, верно? А при нём никто пикнуть не смел. Недовольных не расстреливали, это правда. Сажали и высылали из страны. Будете смеяться, но даже после занятия Латвии Красной Армией Ульманис думал остаться на троне.

В обращении к населению он сказал: «Вы будете на своём месте, а я на своём». 21 июля 1940 года Ульманиса вынудили уйти в отставку, и он потребовал пенсию для себя у правительства СССР. Карлиса отправили под арест в Ставрополь, где диктатор работал… агрономом. Во время эвакуации в 1942 году Ульманис заболел дизентерией и умер. После 1991 года в Риге в честь тирана установили монумент и назвали улицу, а его правление с восторгом провозгласили «золотым веком». И пофиг, что это была диктатура.

Опять же, в 1934 году «государственный старейшина» (премьер и глава государства) Эстонии Константин Пятс вывел на улицы Таллина войска. Прочее случилось по устойчивой прибалтийской схеме – закрытие парламента, цензура, роспуск политических партий, чрезвычайное положение на годы и диктаторский режим. Пятсу всюду виделись заговоры. В 1935 году Константин арестовал 750 человек по обвинению в попытке сместить его с должности. Демонстрации студентов, требовавших демократии, жестоко подавила эстонская полиция.

В 1938 году состоялись новые выборы, но оппозиционные кандидаты вообще не освещались в прессе. Пятс бесконечно награждал себя орденами в стиле позднего Брежнева, а члены семьи и друзья нового лидера получили «хлебные» назначения с хорошими зарплатами. Лик «отца нации» (он полюбил это наименование) изобразили на почтовых марках, в родном городе Константина в 1939 году установили статую президента. Бездомных и бродяг при Пятсе десятками отправляли в «трудовой лагерь», где некоторые погибали. Русские школы (кто бы сомневался) прекратили работу.

В 1940 году Пятс настолько легко передал Эстонию СССР, что некоторые западные исследователи заподозрили его в шпионаже на НКВД. Более того, он два дня числился… президентом Эстонской ССР, дав на это своё согласие! Затем Константина отослали в Уфу – там он целый год прожил на городской квартире на советские деньги, постоянно жалуясь и прося отпустить его назад в Эстонию. После нападения Германии на СССР Пятса арестовали. Он содержался в тюрьмах Москвы и Казани и в итоге был помещён на принудительное лечение в психушку. Сменив несколько больниц, Пятс умер в 1956 году в психиатрическом госпитале в Калининской области. Памятник ему благодарные эстонцы восстановили в 1989 году, назвав сие «торжеством демократии».

Таким образом, картина проста. Тиран покрупнее (Сталин) попросту поглотил мелкие диктаторские режимы царьков Прибалтики. Ни о каком подавлении демократии и ликвидации свободы здесь речи не идёт. Свободой там и не пахло. И Ульманис, и Сметона, и Пятс были непопулярны в народе, их партии получали мало мест в парламенте – у Сметоны имелось лишь 3 депутата в Сейме Литвы (из 85 человек).

Именно поэтому мелкотравчатые фюреры пошли на насильственный захват власти, уничтожение парламентаризма и многопартийной системы Литвы, Латвии и Эстонии. Озабоченные лишь личной властью, влюблённые в себя, окружённые скульптурами, портретами и льстецами, затыкавшие рот несогласным, они сдали свои страны Сталину, заботясь об одном – остаться в правительстве хоть при коммунистическом режиме. Их нынешнее помпезное возвеличивание в Вильнюсе, Таллине и Риге выглядит смешно и дёшево.

Что ж. Видимо, других кумиров, кроме собственных ничтожеств, у Прибалтики нет.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Николай
Николай
1 год назад

Хорошая заметка. Жалко только, что лимитрофы вряд ли ее прочитают.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ