Кудрин уходит из политики? Нет, он готовит трамплин, чтобы в нее ворваться!

2 года назад

Ну вот и все: сегодня Совфед практически единогласно проголосовал за снятие Алексея Кудрина с поста главы Счетной палаты. Вчера, напомню, сенаторы получили представление российского президента о снятии Кудрина с должности. А до этого – еще в середине сентября – состоялась (если верить информации «Медузы»*) личная встреча Кудрина с Путиным, на которой тот попросил согласовать свой переход в «Яндекс». О том, что новым местом работы выбран последний свидетельствуют также и слова спикера Совфеда Валентины Матвиенко, которая выразила надежду, что «с вашим приходом Совет Федерации будет чаще выходить в топ “Яндекса” с теми важными заявлениями, которые мы делаем». И тут возникает вопрос: а что вообще происходит, с чем связана отставка Алексея Леонидовича? Неужели силовики все-таки окончательно и бесповоротно сломали сопротивление сислибов и следующие на очереди – министр финансов Антон Силуанов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина?

Нет, по всей видимости, ни о какой атаке силовиков на сислибов речи не идет. На что, собственно, указывает то, что Алексей Леонидович сам инициировал свою отставку (в Кремле, правда, опровергли, что была встреча между Кудриным и Путиным, но кто будет раскрывать подробности закулисной политики?). Что, впрочем, выглядит вполне логично: роль Счетной палаты с началом СВО и появления закрытых статей бюджета и проч. – делает сей орган контроля, по большей части, номинальным и лишенным всяческого политического веса/значения (а Кудрин в это немало вложил, сделав Счетную палату чем-то большим, чем определялся ее функционал). Тем более в условиях спецоперации и взятого властью тренда на «закручивание гаек», то есть перехода к более суровой версии автократии, чем та, которая была до знаменитого путинского послания 20-го, – все возможные политические перспективы Кудрина сводились к категории призрачных. Понятно, что в данной конъюнктуре место преемника ему не светило от слова «совсем», как и премьера, впрочем, тоже. А просто просиживать штаны на некоей, пусть и не такой уж маленькой, но формальной должности главы Счетной палаты (к тому именно все и шло) – это, надо полагать, не в характере Алексея Леонидовича.

Но почему «Яндекс»? Тут, думается, свою роль сыграл финансовый интерес (увы, но в большинстве случаев обратной стороной политики являются финансы). Как писал Forbes со ссылкой на источники, близкие к «Яндексу» и Кудрину, сооснователь IT-гиганта Аркадий Волож предложил главе Счетной палаты5% акций «Яндекса» в обмен на его переход в компанию и помощь в разделении ее российского и международного бизнеса. Как отмечает издание, если Алексей Леонидович согласится на предложение, его доля будет оцениваться ни много ни мало в 325 миллионов долларов (на момент предложения, это было 23 сентября, капитализация «Яндекса» составляла 6,51 миллиарда долларов). Таким образом только по результатам этой «сделки» Кудрин станет долларовым мультимиллионером. К тому же, как сообщает еще одно издание, правда, запрещенное в РФ, Алексей Леонидович планирует получить контрольный пакет акций компании, что параллельно с постом председателя совета директоров, который ему пророчат (после временной должности советника, которую он якобы получит в ближайшей перспективе), даст ему чуть ли не полный контроль над российским IT-гигантом.

И тут надо понимать, что «Яндекс» это не просто бизнес, но политический инструмент, вес которого в России может существенно вырасти, исходя из тех сюрпризов, что приготовит будущее. Вполне можно допустить, что в РФ при определенном стечении обстоятельств запретят тот же «Google». И тогда «Яндекс» станет самой влиятельной платформой в России. Есть и другой вариант: возврат к либерально-демократическому строю (в случае победы Запада, на что, надо думать, Кудрин очень надеется). И тогда Алексей Леонидович создает себе стартовую площадку для нового (возможного) политического взлета. С прицелом на самый главный пост в стране. Либо – при том же раскладе, но только в том случае, если, допустим, он поддержит иного кандидата, очень значительные гешефты со стороны последнего при его победе.

Но и это еще не все. Ходят настойчивые слухи, что после раздела бизнеса на российский и международный в последнем он получит место в совете директоров, что полностью легитимирует его в глазах Запада. А это – идеальная позиция… да-да, для переговорщика с Европой и США по тому же «украинскому треку» (ну не одному же Абрамовичу снимать сливки с СВО!). А это уже заход в международную политику (не будем забывать, что статус Абрамовича на переговорах в Стамбуле был куда выше, чем статусы глав российской и украинской делегаций – Мединского и Арахамии, соответственно). И роль «теневого решальщика», «перетирающего» важные темы с с влиятельными лидерами иностранных государств (как Абрамович с Эрдоганом) – она, согласитесь, куда заманчивее, чем роль начальника Счетной палаты РФ. К тому же по своему статусу сведенной к чистой формальности.

В общем, при любом варианте (исключая такие форс-мажоры, как банкротство «Яндекса» и проч.) Кудрин выбивается в дамки, избавляясь от той должности, которая ему только бы мешала развиваться. Надо лишь подождать (политический вес Счетной палаты, не являющейся политическим органом, он планомерно наращивал более четырех лет) – и Алексей Леонидович покажет, что сделал очень правильный выбор. И, кажется, он уже предчувствует, по какому сценарию будут развиваться события и чем все это для него обернется. Не потому ли он был такой счастливый на заседании Совфеда, где решался вопрос с его отставкой?

*внесена Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ