Конвой свободы во Франции: долой куар-диктатуру!

2 года назад

Протест дальнобойщиков в Канаде показал слабое место властей: одно дело травить собаками безоружных демонстрантов и совсем другое – справиться с обозленными водителями на фурах, которые способны перегородить дорогу, перекрыть приграничный мост и наплевать на все запреты. 

Канадский Конвой свободы, несмотря на отчаянные попытки ручной прессы представить его как маргинальное, немногочисленное и даже проплаченное Россией движение, немедленно породил аналогичные движения в других странах. Прежде всего — во Франции, правительство которой заигралось в имитацию заботы о здоровье людей и упустило момент, когда еще можно было все спустить на тормозах.

В то время как более дальновидные Дания, Норвегия и даже Великобритания по-быстрому отменяют куар-коды, ношение масок и социальную дистанцию, во Франции на публику вышел макроновский миньон Габриэль Атталь и объявил, что возможно – но без стопроцентной гарантии – в конце марта, а может, в начале апреля будут какие-то послабления. Ибо отечество в опасности, омикрон наступает… и прочее бла-бла-бла.

В ответ организовавшиеся на местах подразделения Конвоя свободы объявили, что они поедут в Париж и 12 числа устроят там демонстрацию. Правящие представители неглубинного народа тотчас сообразили, что им грозит блокирование улиц, многочисленные пешие демонстранты, которые захотят присоединиться к протесту, и – не исключено – серьезные беспорядки. 

Все это происходит, напомним, за два месяца до президентских выборов, так что любая ошибка может выйти боком. Тем не менее плох тот французский президент, который не играл в Наполеончика.

11 февраля Макрон дал интервью, а по сути – выступил перед народом. Президент призвал сохранять «максимум спокойствия» и произнес гладкую речь о том, что он понимает, какую усталость испытывают люди после 2 лет пандемии. Также он понимает, что эта усталость может временами переходить в гнев. 

Эммануэль Макрон Фото: Francois Mori/Pool/Reuters

Впрочем, размазывая свою обычную пустопорожнюю болтовню, как манную кашу по тарелке, Макрон не забыл добиться запрещения групп Конвоя свободы на фейсбуке и попытался закрыть столицу для въезда протестующих. В Париж стянули бронетранспортеры и усиленные наряды полицейских (была озвучена цифра в 7200 человек, включая жандармерию), перекрыли часть улиц, ввели выборочный контроль на городских заставах. 

Однако даже официальный запрет манифестаций 12 февраля никак не повлиял на происходящее. Протестующие перебазировались в телеграм и приложение zello, чтобы координировать там свои действия, и вскоре колонны, состоящие из сотен фур, грузовиков и частных авто выдвинулись из Лилля, Страсбурга, Шатобурга, Бреста и других городов. 

Частично движение Конвоя свободы совпадает с Желтыми жилетами, но к нему примкнули самые разные группы людей, недовольные действиями правительства. Как выразилась одна из участниц:

Мы граждане своей страны, у нас семьи, работа и мы против правительства.

Другие настаивают на том, что их цель не политическая, они выступают против куар-кодов и против возникшей из-за их применения сегрегации, против того, что часть граждан оказалась лишена своих прав, а многие вдобавок потеряли работу. Читая комментарии обычных французов в телеграме, можно видеть, что их сильнее всего задело за живое то, что отсутствие куар-кодов превратило их в «недограждан» (sous-citoyens), людей второго сорта.

В субботу парижская префектура бодро отчитывалась онлайн о составленных протоколах («за участие в запрещенной демонстрации») и задержаниях. Со стороны Сен-Клу удалось перехватить одну из колонн, но многие протестующие смешались с общим потоком транспорта и просочились в столицу. Лидер движения, выступающий под псевдонимом Реми Монд, призвал ехать на Елисейские Поля. Впрочем, и они, и площадь Звезды (ее по-прежнему предпочитают называть именно так) были усилены нарядами полиции и жандармерии еще с пятницы.

На площади Италии произошли первые столкновения демонстрантов с полицией, последняя пустила в ход слезоточивый газ. Также его щедро применяли против тех, кто сумел добраться до Елисейских Полей. Был арестован Жером Родригес, один из вождей Желтых жилетов. Пока полиция использовала газ, разгоняя протестующих, полицейские эвакуаторы увозили машины, которые пытались перекрыть движение, а подразделения быстрого реагирования на мотоциклах стремительно перемещались, отсекая и рассеивая группы пеших демонстрантов. И – самое знаменательное – в разгар всех этих столкновений первой новостью всех официальных французских СМИ по-прежнему шел украинский вопрос, с подтекстом, как Макрон урезонивает Путина и какой Макрон вообще молодец.

Итоги первого дня протеста можно резюмировать так: в Париже стоит прекрасная погода, когда бунтовать – одно удовольствие. Что касается самого бунта, то нельзя сказать, что он вполне удался. Лозунги вроде «Да здравствует свобода и сопротивление» – это очень мило, но одними лозунгами перемен не добьешься. Власть держится, парижане делают фоточки для соцсетей, производители слезоточивого газа счастливы. 

Однако уличные протесты – штука непредсказуемая, никогда нельзя с уверенностью сказать, когда они перерастут в нечто большее и более опасное. И потому Макрону до зарезу нужна война – не дома, конечно, а где-нибудь подальше, чтобы опять выйти на публику, произнести много пустых звонких слов и отвлечь внимание, задействовав все средства пропаганды. И Байдену нужна война – у него дома тоже свой Конвой свободы намечается. Зря, что ли, Жак Аттали, известный политик и банкир, многозначительно написал в тот же вечер:

В 20-е годы прошлого века после великой войны явилась великая эпидемия. В 20-е годы века нынешнего великая война может начаться после великой эпидемии.

Им всем очень нужна война.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ