«Талибан»* представит новую систему управления Афганистаном
Ранее сообщалось, что страна не будет демократией
18 августа в Москве прошел большой концерт в поддержку юмориста (там не было Харламова, Макарова, Абрамова и многих других) — 19 августа он вышел на свободу. Идрак Мирзализаде. Фото: likes.ru
Казалось бы, ну юмор. Он как писанина – вещь сугубо субъективная.
Одному смешно, другому нет.
Один считает талантливым, другой – бездарным.
Нет никаких лекал и эталонов, как шутить можно, а как нельзя.
Критерий вроде бы один: смешно или несмешно.
У любой шутки (гэга, хохмы, репризы) есть структура. Строгая, хоть и невидимая и неписанная композиция: предпосылка, панчлайн, добивка, выверт и т. п. Чаще всего шутка строится на обмане ожидания – мы готовы или привыкли/ждем вот такого продолжения, а комик выдает нам эдакое. Ого, неожиданно. Идет подмена банальности на нечто совершенно непредсказуемое. Мы начинаем смеяться, когда осознаем собственное заблуждение и восхищаемся находкой автора. Вау! Комедия обволакивает все вокруг, это норма. И иногда даже приводит к политическим и криминальным скандалам («Шарли Эбдо»).Обложка «Шарли Эбдо» / culturavrn.ru
Темы для юмора – философский предмет полемики и докторских диссертаций. Одни считают, что шутить можно обо всем, вопрос – как. Если не оскорбительно, а блистательно и талантливо – почему нет. Другие уверены, что Великая Отечественная, к примеру, или насилие над детьми – не слишком удачная почва для шуток. Как минимум могут не понять. Ксения Собчак не согласна, поэтому легко шутит про изнасилованного в детстве Стаса Костюшкина.
Но и по нему многие иногда пробегают. Совсем незаметно. Буквально как Иисус по воде. Акупунктурно и воздушно. Вот казах Нурлан Сабуров блестяще изобразил неповторимый чеченский акцент – умение распевно тянуть гласные на выдохе. Вошло в анналы. Сочинский армянин Михаил Галустян (не без помощи Рамзана Кадырова) показал главу Чеченской республики в КВН.Фото: vladtime.ru
В шоу «ЧБД» очень часто пародируют кавказцев. Точнее, стереотипы, связанные с их поведением. Но мало кто имеет такой вес текстикул и число жизней, чтобы НАСМЕХАТЬСЯ или угорать над народами Кавказа (любыми). Один раз сценаристы шоу Comedy Woman (вероятнее всего, Александр Гудков — автор шутки про «замерзший дух генерала Карбышева») позволили себе реплику про ингушскую девушку легкого поведения. Что было дальше?
Целый гендиректор Comedy Club Production Андрей Левин лично поехал извиняться в полпредство республики Ингушетия, потому что офис ТНТ, расположенный аккурат у Московской соборной мечети, брали штурмом. Более того, в подтверждение благородных намерений ТНТ прогнул главных звезд канала записать видеоизвинения перед ингушским народом. Прощения просили Гавр, Валентина Рубцова, Тимур Батрутдинов, Азамат Мусагалиев, Демис Карибидис и другие.
Казалось бы, ну шутка. Юмор.
Не стоит воспринимать всерьез.
Чего не скажешь в шутейном разговоре?
Это все понарошку.
Видимо, не для всех.
То ли дело русские – ну тут лень не оттоптаться: и алкаши, и быдло, и стадо, и ленивые, и послушные, и Наташки в Турции, и Ваньки в ватниках. Слишком недисциплинированна русская душа, чего уж греха таить. Всепрощающая и добрая. Терпела и не такое.
Именно поэтому азербайджанский комик с белорусским паспортом Идрак Мирзализаде так вдохновился, что пошел дальше всех – шутканул про то, что русский – это обосрыш.
Да, это не опечатка.
Шутка была про то, что русские обмазываются говном.
Перед сном.
И это не метафора.
Что, разве не смешно?
Дело было в ютуб-шоу «Разгоны», где стендаперы садятся и начинают «разгонять» шутки и развивать различные темы для них.
Вот как это было.
Идрак Мирзализаде: А можно, я доскажу грубую часть этого захода? До этого все было хорошо, типа все хорошо, вот этот шовинизм с бабушкой, потом я выхожу, матрац с братом выкидываю, который тоже не русский…
Тимур Джанкезов: Матрац?
Идрак Мирзализаде: Матрац очень даже русский, я его выбрасываю – он весь в говне! Ладно, не нужно было говорить это все…
Эльдар Гусейнов: Я видел матрац, матрац действительно весь в говне!
Идрак Мирзализаде: Матрац весь в говне, просто, я не знаю… если что, предыдущие съемщики – русские, и видимо, русские обмазываются говном и ложатся спать!
Хоть вне контекста, хоть внутри контекста (в суде он пожаловался, что фразу выдернули и распихали по пабликам) – это не выглядит как шутка или попытка рассмешить. Это смотрится как разгон расхорохоренного школьника во дворе среди пацанов. Если глубже, жалкая попытка отыграться за то, что пришлось терпеть Идраку, снимая жилье в России. Комик признавался, что хозяева, услышав его фамилию, тут же пугались. Кстати, имели право. Почему в объявлениях про недвижимость появляется строчка «Только не Кавказ» или «Строго славянам» – отдельный вопрос. И на него есть масса ответов у обеих сторон этого риторического противостояния.
Куда интереснее, что такого Идраку сделали все остальные русские, у которых он не снимал квартиру, но среди которых живет, сбежав из Белоруссии и Таджикистана за сладкой жизнью и славой? Он ведь «пошутил» не только про тех, кто якобы обгадил матрац и съехал, а и про ВСЕХ русских. Дословно: «видимо, русские обмазываются говном и ложатся спать».
Это был вывод, обобщение.
Что после этого случилось с Идраком, угадайте?
Конечно, ничего.
Кто-то дал легкую пощечину на улице, административный суд – 10 суток. Согласно протоколу, даже не за шутки про говно, а за другую реплику: «Французы великая нация и могут позволить себе быть националистами», «А это какой-то русский Павел смотрит на меня с претензией». Десять суток, видимо, чтобы максимально обезопасить шутника. Зато какой вой поднялся. На защиту Мирзализаде вышел почти весь комедийный цех Российской Федерации: Руслан Белый, Алексей Щербаков, Михаил Шац, Данила Поперечный, Алексей Смирнов, Илья Соболев, Александр Гудков, Филипп Воронин, Павел Дедищев и так далее.
Все они записали смелое пятиминутное обращение под девизом «Идрак – не враг!», а потом 18 августа выступили в Москве в поддержу комедзаключенного. 19 августа Мирзализаде вышел на свободу, почему-то отказав в комментарии каналу «Москва 24», ожидавшему его на выходе.
Манифест получился вяленьким. Не пожелавшие терпеть произвол комики очень плохо, невнятно и неумело по бумажке (на экране телефона) зачитали пафосный текст обращения, который, очевидно, сами не писали и даже не удосужились выучить. Про то, какие важные вопросы ставит юмор, как объединяет людей, сглаживая углы, и как пытается нащупать правду. Публика не оценила широкий жест солидарности. Этих стендаперов многие теперь считают куколдами (по названию одноименной сексуальной субкультуры, в основе которой удовольствие от унижений) и предлагают отнестись к 10 суткам ареста Идрака с юмором. Дескать, прикол такой. Примерно как Филипп Воронин – кавээнщик и автор Comedy Club Production – сравнил хохму про регулярно обосранных русских с ошибкой таксиста на дороге. А что? Сопоставимо.
Впрочем, порадовало, что среди вписавшихся за Идрака не оказалось многих популярных русских комиков: Гарика Харламова, Стаса Старовойтова, Ивана Абрамова, Ильи Макарова и других.
Нет, возможно, Идрак и правда не враг, а вполне себе классный юморист и безобидный парень. По крайней мере, внешне он похож на актера порно, который играет мужа, наблюдающего, как его жену трахают стокилограммовые #BLM.
Но зачем тогда дерзкий комик, расширяющий границы юмора и уничтожающий стереотипы, так ограничивает себя? Почему мы не слышали жестких шуток на грани фола (да хоть каких) про чеченцев, дагестанцев или бурятов? Где репризы про киргизов? Это поистине непаханое поле. Мирзализаде мог бы стать первопроходцем. Открыть этот люк, чтоб хлынул на свободу поток шуток про Кавказ и его обитателей. Возможно, это помогло бы снять напряжение в обществе и разрушить несколько устойчивых мифов про горные народы. Ведь Георгий Данелия снимал блестящие фильмы по теме — хохотали представители всех народностей.Только этого отчего-то не происходит.
Не отказывает ли комик представителям Чечни, Дагестана или Бурятии в чувстве юмора по национальному признаку, лишая их шуток про нацособенности и привычки?
Нет.
Не может быть.
Автор: Егор ШИЛОВ