Кадыров стал главнее начальника Генштаба ВС РФ?

1 год назад

История несколько мутная – в смысле без финальных точек в виде официальных подтверждений, но, несмотря на это, бесспорно, тянущая на статус Прецедента. Причем именно так: с большой буквы.

Рамзан Кадыров

Начало было, впрочем, вполне уже тривиальным. Глава Чечни Рамзан Кадыров вновь разразился гневной тирадой в адрес командующего Центральным военным округом генерал-полковника Александра Лапина.

«Последние несколько дней я пытаюсь через своих командиров спецподразделений установить с ним связь. Но мои ребята не могут его найти. Разве не должен командующий быть на своем месте и на связи с коллегами?.. Интернет-ресурсы только и рассказывали о великих подвигах ЦВО под руководством Лапина, с которым никто не мог даже элементарно связаться. Как итог, брошенные им без связи, питания и боеприпасов деморализованные бойцы оказались в н. п. Рубежное, Кременная, откуда их вылавливают до сих пор и возвращают на передовую, но уже проваленную почти до второго рубежа. Повторяется история со сдачей линии обороны Красного Лимана. Один в один…

Я задаюсь вопросами: никого не интересует, каким образом Лапин получил звезду за взятие Лисичанска, в котором он даже не был? Никого не интересует, как он умудрился сдать Красный Лиман и почему не было проверки? Никого не интересует, как он умудрился открыть брешь для противника и почему снова не было проверки? Никого не интересует, где он сейчас находится? Никого не интересует, кто его так хорошо прикрывает?» – заявил Кадыров.

В общем, к тому, что Рамзан Ахматович критикует Минобороны, – к этому уже все начали привыкать. Странности стали появляться сразу после: как пишет РБК, Лапина сняли с должности командующего группировкой «Центр», а на его место, по информации спецкора ВГТРК Ольги Курлаевой, назначили генерал-лейтенанта Андрея Мордвичева, которого Рамзан Ахматович при личной встрече в Мариуполе назвал «самым лучшим командующим». Впрочем, как пишет URA.ру, ссылаясь на свои источники в Минобороны, Лапин ушел в «трехнедельный отпуск по состоянию здоровья». «Сразу после критики со стороны Кадырова?» – так и хочется спросить.

Однако официального подтверждения этой информации нет. Более того: согласно данным из официального реестра, Лапин по-прежнему остается в должности командующего Центральным военным округом РФ.

Но, как мы все прекрасно понимаем, дыма без огня не бывает.

Тут стоит заострить внимание на двух вещах. Во-первых, если Рамзан Ахматович повторно обрушился на Александра Павловича, значит, это санкционированная администрацией президента информационная атака (и, по всей видимости, лично замглавы АП Сергеем Кириенко, курирующим внутреннюю политику). Во-вторых, не исключено, что она, эта атака, не осталась без последствий. Вполне можно допустить, что в Кремле решили оставить Лапина в должности лишь номинально, так сказать, де-юре, де-факто передав полномочия Мордвичеву – чтобы уж не создавать на официальном уровне впечатления, что Кадыров главнее Минобороны (если это соответствует действительности, то неофициальное назначение Мордвичева можно назвать крупной тактической победой Рамзана Ахматовича). И, учитывая характер российской политики (а это явно история политическая), где всё стараются провести в режиме спецоперации, эта версия кажется вполне убедительной.

И если это так, то возникает вопрос: а чего, собственно, Кириенко так ополчился на Минобороны?

Ответ очевиден: кто-то должен взять на себя ответственность за неудачи на фронте. Разносить в пух и прах все оборонное ведомство в условиях СВО – играть на руку противнику, это понятно. Поэтому глобального разгрома ждать не стоит. А вот точечный удар – самое то.

Причем атака на Лапина с предположительным отстранением от должности (при формальном ее сохранении) – это еще и сигнал начальнику Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерию Герасимову. «Никого не интересует, кто его так хорошо прикрывает?» – вопрошает Кадыров. Вспомним, что Герасимову досталось и в прошлом заявлении Кадырова: «Еще две недели назад о том, что наши бойцы могут стать легкой мишенью, мне лично докладывал генерал-майор командир спецназа «Ахмат», мой дорогой брат Апты Алаудинов. В свою очередь, я поставил в известность об опасности начальника ГШ ВС РФ Валерия Герасимова. Но генерал заверил меня, что не сомневается в полководческом таланте Лапина и не считает, что в Красном Лимане и его окрестностях возможно отступление», – сказал тогда Рамзан Ахматович, добавив, что «обидно не то, что Лапин бездарь. А то, что его покрывают наверху руководители в Генштабе». Так что да, в этой логике можно предположить, что если российская армия и дальше будет нести поражения, то отвечать есть кому.

Но есть и еще одна причина. В связи с СВО растет вес и авторитет военных, то есть намечается определенный перекос в системе «сдержек-противовесов», сконструированной Владимиром Владимировичем и его командой. «Отсутствие внятных идеи и объяснения, почему мы все вместе должны страдать и бороться, приводит к вакууму политического управления государством (не путать с ужасом элит перед расплатой за нарушение правил игры, свойственным, скорее, криминальным сообществам, нежели политическим образованиям и институтам). Но армия страшна правителям тем, что, будучи государственной машиной, она все-таки органически более связана с теми, кто внизу. Через мобилизацию хотя бы, через вовлечение сотен тысяч, миллионов под власть именно условного «генерала Лапина», а не генералов Золотова (хотя в Росгвардию тоже призывают, но гораздо меньше и под другие задачи) или Бортникова. У народа нет идеи. Но у народа, одетого в шинель, появляется винтовка. А подлинная власть рождается именно винтовкой (как сказал понимавший в этом толк Мао). Точнее, винтовкой и философией истории, которая всегда где-то рядом. Именно поэтому Кадыров и Пригожин выступили против мобилизации, а Кадыров «атакует генералов» (причём я допускаю, что критика Кадырова может быть справедливой). Призыв и война неимоверно повышают статус армии. И это (в отсутствие политических смыслов) пугает ее оппонентов», – совершенно справедливо отмечает политик и журналист Максим Шевченко в своем телеграм-канале.

Но почему на роль публичного обличителя выбрали Рамзана Ахматовича?

Потому что он идеально подходит на эту роль. С одной стороны, кому еще делегировать критику Минобороны, кроме Кадырова (ну и Пригожина)? Таких политиков, которые бы приняли столь деятельное участие в СВО (по согласованию с АП), что давало бы им де-юре моральное право критиковать военных, в РФ больше нет. Тем более что силовики (об этом, в частности, писал руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин) не очень жалуют Кадырова – еще один противовес. Плюс ко всему Рамзан Ахматович если не лишен, то, по крайней мере, искусно скрывает наличие у себя сверхамбиций (например, занять место Владимира Владимировича), что делает его отличным командным игроком.

В общем, если предположение о том, что Рамзан Ахматович играет совместно с Кириенко и после его критики Лапина действительно де-факто лишили должности, верно, то – и после «кейса Собчак» в придачу –  уже можно с полной уверенностью говорить, что система вступила в стадию турбулентности: в стадию формирования новой системы «сдержек-противовесов», адекватной новой реальности. И пример с Кадыровым, когда – по крайней мере, создается такое впечатление, которое, впрочем, может и не соответствовать реальности – после его слов идут (как минимум!) слухи о лишении высокопоставленного военного своей должности – яркое тому подтверждение. В плане демонстрации функционирования совершенно новых принципов жизнедеятельности системы. Поэтому, надо думать, история с Лапиным, так же как и «кейс Собчак», – это далеко не единственные прецеденты, но одни из той серии эпизодов, которые последуют уже в ближайшем будущем по трансформации системы. И, возможно, даже в качестве подготовке к транзиту власти.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ