Икона феминизма, подруга Сартра и кошка в зеркале

1 год назад

На фотографии 1950 года вы не узнаете ее. Крепкий белый зад, рельефная спина, упругие ляжки. Из одежды только домашние туфли на низком каблуке. Она смотрит в зеркало и поправляет бублик волос на затылке. Ничто не выдает возраст, хотя ей 42.

Симона де Бовуар в Чикаго, 1950

Она прибыла в Чикаго с курсом лекций по литературе и остановилась у молодого любовника – модного, но нищего фотографа. Он снимал тесную квартиру без ванной за 10 долларов в месяц. Пришлось напрашиваться к знакомому на один вечер, чтобы помыться. 

Фотограф не удержался и в приоткрытую дверь сделал несколько быстрых снимков, когда она вышла из ванной. «Vilain garçon!» – «Плохой мальчик!» – сказала она, не прекращая позировать. Позже он говорил, что она хотела соблазнить его друга. 

Если писать портрет кошки, случайно забредшей в зеркальный лабиринт, нельзя быть уверенным – рисуешь ты саму кошку или ее отражение. Говоря о Симоне де Бовуар, так же сложно определить – говорим мы о ней или о ее отражениях в многочисленных коридорах воспоминаний, любовных связей, чужих глаз и ее собственных беллетризованных выдумок. 

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар

Еще одна известная фотография: двое сидят в кафе и смотрят в разные стороны, даже в три разные стороны – в две смотрит Сартр. Кафе, очевидно, французское. На круглом столике – хромированные молочник и кофейник, у нее на голове неизменный бублик. Фигуры неумело прифотошоплены друг к другу – нет ни одной точки соприкосновения, ни в позах, ни во взглядах. 

Итак, среди ее любовников – один популярный писатель, один скандальный писатель, документалист, в чьем самом известном фильме евреи 9 часов говорят о Холокосте. Но есть среди ее отражений и главный персонаж.

Он оказался лучшим зеркалом – не льстил, не осуждал и сам был отражением. Полвека они менялись ролями: она – капризная девица, он – задумчивый философ; она – сухая интеллектуалка, он – брюзга и нытик. 

Жан-Поль Сартр на митинге во Франции, 1968

Жан-Поль Сартр на митинге во Франции, 1968

Можно ещё наткнуться на такой эпизод

Экзальтированная, слышащая голоса ангелов во время молитвы девочка из католической школы сделала для себя поразительное открытие – Бога нет. Она заплакала от одиночества, с которым потом научилась справляться и о котором писала труды. 

Священник отчитывал ее за мелкий проступок, рукой пригибая ее голову так, чтобы она не могла смотреть ему в глаза, а смиренно кланялась. И если раньше девочка любила играть в великомученицу, Жанну Д’Арк, то теперь стала воинствующей атеисткой. 

Постепенно сложилось ее мировоззрение: нет Провидения, люди просто попадают в мир свободными – оболочками, которые нужно наполнить каким-то содержанием. Человек – результат выбора. Выбираю одиночество, выбираю порок, выбираю смерть. 

Симона де Бовуар

Симона де Бовуар

Женщина. Некрасивая, но «с изюминкой». Длинный нос, по углам глаз обозначились морщины. Черные волосы зачесаны на пробор – еще не сложился фирменный стиль: нет знаменитого бублика, узких твидовых костюмов, марокканской бижутерии и цветастых повязок на голове. Еще не написаны препарирующие женщину трактаты и сборники аморальных рассказов. Еще нет любовников и любовниц. 

И кажется, мы нашли ту самую кошку. 

Автор: Алеся Фокина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ