Зеленский получил ответочку от Фицо
Зеленский запретил транзит российского газа через Украину
Когда Дональд Трамп опубликовал у себя в соцсети требование о мире, пригрозив России новыми санкциями, многие наши спикеры даже успели сказать, что теперь-то ни о каких переговорах и речи быть не может. Мол, с нами так говорить бесполезно. Но власти РФ неожиданно спокойно восприняли довольно вальяжные формулировки американского лидера. Некоторые провластные комментаторы даже высказались в духе: «Хорошо, что Трамп признает роль СССР в победе над фашизмом, а уж знать, какие у Союза были жертвы во Второй мировой, он вообще обязан».
США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS
Сегодня с писателем и волонтером СВО Германом Садулаевым мы обсуждаем, а как же относится к всё более вероятным переговорам патриотическое сообщество.
«ВН»: – Герман, вы переоценили заявление Дональда Трампа в свете последних прямо-таки комплиментарных взаимных высказываний представителей России и США?
– Я не вижу, чтобы Трамп делал какие-то реальные шаги навстречу. То, что он признал роль России в разгроме нацизма, ну это хорошо, наверное. При этом он манипулирует такими цифрами, которые не имеют никакого отношения к исторической действительности. Он откуда-то с потолка взял цифру погибших в Великой Отечественной, во Второй мировой войне со стороны России.
Он с потолка взял цифры потом о погибших на украинской войне со стороны России и со стороны Украины.
Дональд Трамп. Фото: AP/TASS
Похоже, что он все цифры просто берет с потолка, вообще не сверяясь ни с какими источниками. Он просто делает какие-то заявления, но каких-то реальных шагов навстречу мы от него не видим.
А почему мы должны быть благодарны за то, что кто-то признал нашу роль в победе над нацизмом? Это и так факт. Если кто-то признал, то тем лучше для него, а не для нас. Мы не должны быть как-то особо благодарны за это. Это констатация факта. Да, кто-то просто лжет об этом, принимает сторону лжи.
Но какого-то особого восхищения у нас не должно вызывать то, что кто-то просто признал, что мы участвуем в борьбе с нацизмом. Тем более само это признание в устах Трампа выглядело издевательским. Он сказал, что «Россия помогла нам победить нацизм». Это тоже исторически неправильно, потому что надо еще посмотреть, кто кому помогал.
Знамя Победы над рейхстагом (фото Е. А. Халдея) / Википедия
Это скорее Америка помогла нам победить нацизм, потому что нацизм всё-таки победили мы. А Трамп говорит, что Америка победила нацизм, а Россия помогала. Нет, все было наоборот. Это Россия победила нацизм, а Америка помогала. Америка открыла второй фронт в Европе, только когда уже в принципе нацизм был повержен. Когда у нас шли тяжелейшие бои под Москвой, под Сталинградом, они не открывали второй фронт. И мы были один на один со всей немецкой военной машиной. И мы ее перемололи, мы выстояли и мы откинули врага за пределы своей страны и преследовали его уже в Европе.
Только тогда они решили открыть второй фронт. Поэтому вот это признание, что мы помогли, само по себе оскорбительно для нас. Потому что нет, это не мы помогли. Это вы помогли нам, а основная роль в победе над нацизмом принадлежит, конечно, советскому народу.
«ВН»: – Давайте подведем какой-то промежуточный итог. В общем-то, сейчас все спикеры, можно сказать, в замешательстве. Никто толком не может ничего сказать. Но якобы идут какие-то переговоры уже… Как вы думаете, к чему вообще дело-то клонится?
– Я по-прежнему не жду никаких результативных переговоров. Я не вижу для них никаких оснований. Для того, чтобы начинать результативные переговоры, нужна хотя бы какая-то общность позиции переговаривающихся сторон. Хотя бы какой-то базис нужен для того, чтобы начать договариваться.
Герман Садулаев
Пока что никакого базиса даже не проглядывается. Поэтому я не вижу пока что никакой возможности для результативных переговоров. До сих пор в этом отношении моё мнение не изменилось. Несмотря на то, что много об этом говорят в последние дни.
Говорить-то говорят. Говорят уже давно. Сколько мы слышим эти байки о скорых переговорах? Уже не месяц, не два, даже не полгода. Сколько мы их слышим?
Но на земле ситуация другая, на земле ситуация не меняется. И Америка продолжает поддерживать Украину, поставлять на Украину оружие. Вроде, казалось бы, на какой-то момент они прекратили поставки. Но потом даже официально было заявлено, что поставки оружия на Украину были возобновлены.
А на самом деле ничего они не «возобновлены». На самом деле они не прекращались ни на один день. Вот всё это время, пока Трамп говорил о мире, о том, что он сейчас позвонит Путину и обо всем договорится. О том, что Америка хочет скорейшего прекращения этой ужасной войны. Вот всё это время, каждый день, ежедневно шли поставки американского оружия на Украину.
США. Нью-Йорк. Кандидат в президенты США Дональд Трамп (справа) и президент Украины Владимир Зеленский (слева) во время встречи. Фото: AP/TASS
Они шли, они идут сейчас, они будут идти. Это факты. А всё остальное – слова, дым, туман войны.
«ВН»: – Давайте тогда поговорим о том, собственно, каково положение сейчас на фронте.
– Положение на фронте сложное. Мы безуспешно пытаемся выбить врага из Курской области. Пока это нам не удается. Враг переходит в контратаки и порой заново занимает те населенные пункты, которые мы накануне у него отбили.
Нам удалось сократить площадь оккупированной врагом территории примерно вдвое, но на этом наши успехи пока закончились.
Дальше продвинуться мы пока не можем. Выкинуть врага за пределы Курской области мы не можем. И кстати, со слов бойцов, которые там воюют, опять же, никакого недостатка вооружения и боеприпасов в Курской области враг не испытывает. У него очень много беспилотников, у него очень много артиллерийских систем.
Украина. Киев. Фото: AP/TASS
В Курской области у него много артиллерийских систем и к этим артиллерийским системам безлимитное количество боеприпасов. Никаких проблем с вооружением и с боеприпасами у врага нет.
У него также есть там достаточные резервы, которые он по необходимости вводит в бой. Он там осуществляет плановую ротацию и, в принципе, держится там довольно крепко. И ожидать, что мы завтра сломим оборону врага в Курской области и освободим свои земли, пока что не приходится.
В ближайшей перспективе такая возможность не просматривается. На остальных участках фронта положение тоже довольно сложное. Мы потихоньку давим, потихоньку идем вперед на Донбассе. Занимаем небольшие населенные пункты. Но это наше продвижение дается с большим трудом и с большими потерями. И у врага там тоже достаточно резервов, вооружения, боеприпасов.
Оборона украинцев не рушится, управление они не теряют. И даже боевой дух их не сломлен несмотря на то, что учащаются случаи дезертирства. Даже мотивация на войну у них пока что не сказать чтобы сломлена. Нет, они продолжают воевать довольно упорно, хотя иногда им приходится отступать. Но даже на других участках фронта они тоже периодически переходят в контратаки.
Герман Садулаев / тг
Поэтому сейчас на всей линии фронта очень тяжелая, затяжная, позиционная война. В основном позиционная, с обменом атаками и контратаками, с небольшим продвижением вперед, с очень активной работой беспилотников.
«ВН»: – БПЛА – это один из ключевых моментов?
– Беспилотники, конечно, царствуют над полем боя. Активно очень работают беспилотники. И наши беспилотники тоже, кстати, работают. Но и беспилотники врага работают. Тут даже не сказать, что у кого-то есть абсолютное превосходство в беспилотной авиации.
Абсолютного превосходства ни у нас, ни у противника в малой беспилотной авиации нет. Работаем и мы, и они. И работает артиллерия, работает авиация. И пехота пытается двигать. И это всё очень тяжелое противостояние, очень тяжелое и очень кровавое.
И какого-то шанса на то, что завтра вот это всё остановится, я тем более не вижу. Фронт находится в постоянном напряжении. И прекращение огня я просто не вижу сейчас возможным.
Россия. ЛНР. Подготовка экипажей боевой машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор» в зоне проведения специальной военной операции. Фото: Александр Река/ТАСС
«ВН»: – Герман, за это время в ходе конфликта были наступы, контрнаступы, отступления. А какого следующего этапа СВО нам нужно ждать? Ведь в последнее время был некий промежуточный этап – то есть этап ожиданий президентства Трампа.
– От президентства Трампа никаких ожиданий я не имею. Я думаю, что всё будет решаться на земле. И нам, конечно, нужно предпринять какие-то сверхусилия. Потому что вот такая ситуация (такая затяжная, затратная война), конечно, на самом деле невыгодна России. Хотя и говорят, что мы приняли эту «войну на истощение» и мы выиграем в этой войне, потому что у нас больше ресурсов и так далее. Но на самом деле война на истощение нам невыгодна.
Потому что наши ресурсы небесконечны, возможности нашей экономики небесконечны, наш демографический потенциал также ограничен. И эта война очень тяжело нам дается и очень дорого обходится.
Россия. ЛНР. Работа военнослужащего разведгруппы с использованием многофункционального беспилотного комплекса «Орлан» 10 на Краснолиманском направлении. Фото: Александр Река/ТАСС
Конечно, война на истощение также невыгодна и Украине, потому что у Украины еще гораздо меньше ресурсов и гораздо меньше мобилизационный потенциал. И если в этой войне на истощение Россия может очень сильно ослабнуть, то Украина может просто погибнуть, просто перестать существовать. Поэтому Украине тоже война на истощение невыгодна.
«ВН»: – Но а кому же она тогда выгодна?
– А выгодна она Америке. Америка – это единственная сторона, которой выгодна долгая, упорная, кровавая война на истощение между Россией и Украиной, поддерживаемой НАТО.
Потому что Америка достигает всех своих целей. Чем дольше будет длиться война, тем лучше для Америки. Потому что их военные концерны получают заказы, их экономика получает новый стимул для роста, они обновляют свое вооружение, они, перекладывая расходы на Европу, ослабляют Европу – своего конкурента.
Флаг Европейского союза. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Они уже за время этой войны просто поставили Европу на колени, сделали ее экономику неконкурентоспособной. И они продолжают это делать.
Они ослабляют Россию, они ослабляют Европу, они накачивают себя вооружением, их военные заводы работают, их военные промышленники получают сверхприбыль. Поэтому я не верю, что Америка на самом деле хочет закончить эту войну. Это «пчелы против меда». Я думаю, что Америка, наоборот, будет стараться длить эту войну как можно дольше. Но нам это не нужно, нам нужна была бы решительная победа.
Но для этого, опять же, нужны сверхусилия. Нужна мобилизация – мобилизация в армию, мобилизация всей экономики, перевод экономики на военные рельсы. Нужно, наконец, сказать заветные слова: «Вставай, страна огромная». И тогда, в принципе, мы могли бы победить. Потому что если мы предпримем решительные какие-то действия, то ресурсы Украины закончатся.
Я думаю, что Украина может простоять вот в такой войне еще год-полтора, но не больше. Мне не видится, как она смогла бы простоять 2, 3, 4, 5 лет. Это очень сложно. Еще год-полтора Украина в таком темпе простоит, но больше нет.
Украина. Сумская область. Передвижение военной техники Украины недалеко от границы с Россией. Фото: AP/TASS
Другое дело, а простоим ли мы? Если Украина не сможет выстоять, это не значит автоматически, что мы победим. Потому что мы тоже должны быть сильны на тот момент, когда Украина начнёт рушиться. А для этого нам нужно произвести внутренние какие-то изменения. Нужна, повторю, тотальная мобилизация всего общества ради победы. Пока что этого не видится. И пока что идёт эта ограниченная война на истощение.
Она губительна для России, я считаю, что она губительна для России. И если где-то наверху приняли решение, что вот мы будем вести вот такую ограниченную войну на истощение, то мне кажется, что это решение ошибочное. Наше верховное руководство не раз делало ошибочные решения. Потом оно признавало даже некоторые решения ошибочными.
Допустим, наш президент сам признал, что войска нужно было вводить раньше, не в 2022 году, а раньше. Конечно, их нужно было вводить раньше, в 2014 году. Для нас это было очевидно, мы с 2014 года это говорили. Но вот наша высшая военно-политическая власть считала иначе. И только вот сейчас, в 2025 году, она поняла, что да – на самом деле она ошибалась, нужно было ввести войска раньше.
Гвардии полковник Артём Жога рядом с Владимиром Путиным (8 декабря 2023) / Википедия
Поэтому сейчас наша власть, может быть, тоже ошибается, сделав ставку на войну на истощение. И потом она тоже, может быть, поймет, что не нужно было вести войну на истощение. А нужно было мобилизовать экономику и общество и закончить войну решительным ударом. Но время будет упущено.
Я думаю, что наша власть не безгрешна и не безошибочна. Она может ошибаться. И вот в этом своем решении, если такое решение принято, она ошибается. Такое мое мнение.