В России готовится миграционная реформа
Она усилит контроль за пребыванием иностранных граждан – кандидат на пост главы МВД Колокольцев
Отношение патриотической общественности к министру обороны Шойгу в последние два года было непростым. Причин тому множество, и они на поверхности. Военкоры и волонтеры критиковали главу ведомства за недостаточное снабжение фронта. Наиболее радикально высказывал эту критику один из кумиров военно-гражданского общества Евгений Пригожин. И вот спустя почти год с мятежа «Вагнера» чаяния его экспрессивного лидера сбылись – Шойгу снят с поста.
Довольно ли этим патриотическое сообщество? Спросим у его яркого представителя – писателя Германа Садулаева.
«ВН»: – Герман, как вы восприняли новость о снятии Шойгу и как отнеслись к Белоусову?
– Прежде всего я был очень удивлен, что Шойгу всё-таки отставили с поста министра обороны. Честно говоря, я не думал, что это возможно. Я давно уже писал о том, что Шойгу – плохой министр обороны, раз он не смог даже проконтролировать своего непосредственного подчиненного, который занимался коррупцией в космических масштабах. Но я не думал, что Путин сможет его уволить. Потому что Путина и Шойгу связывают личные взаимные обязательства.
И по теории феодально-олигархических кланов, вряд ли Путин мог это сделать. Но он сделал это!
Правда, Путин пошел на такой шаг, что дал Шойгу хорошее место. Его назначили секретарем Совета безопасности, насколько мы понимаем. То есть Путин остался в рамках своих личных взаимообязательств с Шойгу, не бросил его, дал ему хорошее место, выполнил перед ним свои обязательства. Но с поста министра обороны его убрал, что уже очень удивительно. Это показало, что в нашем государстве возможно всё! Прогнозировать ничего невозможно. Еще за день до отставки Шойгу никто не мог этого предполагать. Никаких таких прогнозов не было, ни у меня, ни у кого-то еще. И тем не менее эта невозможная вещь случилась.
В нашей стране все прогнозы бесполезны. Наша страна руководима самим богом, видимо. Я не имею в виду Путина. Просто здесь невозможно ничего предсказать. Возможна даже отставка Шойгу, которая казалась просто невозможной.
Конечно, всё это тоже можно объяснить с точки зрения гипотезы феодально-олигархических кланов. То есть Путин всё-таки дал Шойгу другое хорошее место. И на место Шойгу Путин назначил Белоусова – человека из клана Набиуллиной с Силуановым. И хотя Шойгу сместили в принципе люди из клана силовиков (Патрушева и Бортникова), Путин, следуя балансу сил между феодально-олигархическими кланами, убрал Шойгу, но не дал за счет него усилиться клану Патрушева – Бортникова.
Он, наоборот, поставил Шойгу на место Патрушева. А усилил клан Набиуллиной – Силуанова. Он сделал сложную рокировку. Видимо, для сохранения баланса кланов, чтобы клан силовиков не полностью победил и захватил власть в стране. Но это всё мои досужие размышления. Это всё мои гипотезы. Может, это всё совершенно не так. Потому что, как мы видим, в нашей стране всё возможно.
«ВН»: – Ну а по поводу Белоусова у вас какие эмоции?
– О Белоусове говорят, что он технократ. Он гражданский человек из экономического блока. Хотя также говорят, что в последние годы он плотно занимался военной промышленностью и уже что-то об этом знает.
По своему происхождению это человек из команды Набиуллиной, то есть это человек из экономического, по сути дела либерального блока правительства.
Вот поставлен он. Как он себя проявит на этом посту – мы будем смотреть. Определенные надежды, конечно, есть. Что он поднимет военно-промышленный комплекс, поднимет новые высокотехнологичные разработки, что появится у нас, наконец, штатный окопный РЭБ, что будут в большом количестве производиться беспилотники, что в войсках внедрят единую систему цифровой защищенной связи. В общем, очень много назрело технологических вещей, которые нужно сделать в армии. Может быть, он этим займется. И будем надеяться, что он это сделает.
«ВН»: – При этом вы у себя в «Телеграм» написали, что недовольны этим назначением, так как считаете, что министром обороны должен быть военный человек.
– В нашей стране министр обороны занимается не только экономическими вещами. В нашей стране министр обороны принимает парады, инспектирует войска, назначает на высшие должности в армии генералов. Так что в нашей стране и в условиях ведения войны (а мы сейчас ведем войну), по моему мнению, министром обороны должен быть человек военный, кадровый военный. Потому что мы сейчас ведем войну. Никто не мешает дать ему заместителями и начальниками департаментов, ответственных за снабжение, за разработки и так далее, каких-то людей с инженерным образованием, с экономическим образованием. Но сам министр обороны, как я считаю, должен быть военным. Он должен понимать армию. Он должен выйти из этой армии, пройдя в ней все ступени карьеры. Он должен быть плоть от плоти армии. Это мое мнение. Многие люди его не разделяют.
В некоторых странах мира военным запрещено быть министрами обороны. В других странах, наоборот, только военные становятся министрами обороны. Это сложный и спорный вопрос.
«ВН»: – Есть мнение, что никто не хочет повторения ситуации с Пригожиным. Поэтому не усиливают военных, давая им такие высокие посты.
– Видимо, определенная боязнь переворота такого типа (военной хунты) присутствует. И именно из-за этой боязни во многих странах военным не разрешают становиться министрами обороны. Предпочитают, чтобы гражданский человек, назначенец политических партий, ответственный перед народом, занимал этот пост.
В некоторых государствах доверяют свои военным. Например, Китай доверяет своим военным. И делает их министрами обороны. Это сложный вопрос, на него нет единого ответа.
Я сейчас не вижу опасности, чтобы наша армия сделала военный переворот и захватила власть. Даже если бы министр обороны был бы военным. Но кадровый военный на посту министра обороны смог бы лучше понимать армию, ее нужды и задачи.
«ВН»: – Мы не обсудили еще одно неожиданное кадровое решение. Вы уже сказали про Патрушева. А как для вас выглядит решение поставить Шойгу на его место? Что это значит?
– Не совсем понятно, что происходит в клане Патрушева. Конечно, его сын, который до этого был министром сельского хозяйства, получил пост вице-премьера. Поднялся на ступеньку выше. Это для клана Патрушева очень круто.
«ВН»: – Происходит смена поколений?
– Возможно. И эту смену поколений я бы приветствовал. Потому что тот же Белоусов хотя бы младше, чем Шойгу. И среди новых вице-премьеров тоже люди в основном нестарые. Это я приветствую. Пришло время более молодым людям входить во власть. А старые кадры, если бы не личные отношения, можно было бы, в принципе, и отправить на пенсию. Я думаю, что многих безболезненно для системы управления можно уже отправить на пенсию. Пускай более молодые люди работают.