Герман Садулаев: «Логика в том, что если ты не хочешь выполнять свои обязанности по отношению к государству и обществу, то ты автоматически лишаешься набора прав и возможностей»

1 год назад

Писатель и юрист Герман Садулаев, активно поддерживающий СВО и идею русского мира, высказался относительно принятого Госдумой закона о цифровизации воинского учета. Напомним, согласно новому порядку, повестки призывникам и мобилизованным могут приходить заказным письмом или через портал «Госуслуги». А уклонистов будет ждать значительное ограничение в правах: запрет на вождение авто, совершение сделок с недвижимостью и транспортом, а также выезд за границу. 

Герман Садулаев

Герман Садулаев

«ВН»: – Герман, что думаете о принятии нового закона?

– Я думаю, это сделать было необходимо. Потому что надо приводить в порядок воинский учет. Тем более в преддверии большой войны с Западом – нам понадобится армия в несколько миллионов человек. А как мы ее соберем с нынешней системой учета военнообязанных? Говорят, что там до сих пор бумажные карточки и деревянные ящики. 

Традиция – это, конечно, хорошо. Но сейчас это уже так не работает. Нужна автоматизированная система учета, нужны самые современные программы. Как всегда, когда какие-то стороны жизни цифровизируются, есть опасения, что информация утечет, допустим, к недоброжелателям. Но что сделать? Надо делать хорошие программы, без дыр. А учет военнообязанных нужен. Ничего страшного я в этом не вижу.

Герман Садулаев

Фото: Телеграм Германа Садулаева

Вот кто-то говорит, что ужас-ужас, будут повестки приходить по «Госуслугам»! Как будто это что-то плохое. А что в этом плохого? Я не понимаю. Нам приходят сейчас по «Госуслугам» штрафы, уведомления о невыплаченных налогах. И ничего страшного. А теперь будут приходить повестки в военкомат. Ничего в этом плохого и страшного не вижу. Это должно было быть сделано еще вчера. Нужно было систему учета военнообязанных привести в порядок еще до начала специальной военной операции. То, что это делается теперь уже впопыхах, уже в ходе спецоперации, – ну лучше поздно, чем никогда. 

Герман Садулаев

Герман Садулаев

«ВН»: – Вы – не только писатель, но и юрист. Что вы можете сказать по поводу мер к уклонистам, которые предусматривает закон? Эти меры уже окрестили «поражением в правах». 

– Я считаю, что определенная логика в этом есть. Конечно, правовая природа данных действий еще подлежит изучению, но государство сейчас, наверное, не очень заботится о формально-правовой стороне вопроса. Мы уже как-то даже и забыли о том, что когда-то мы хотели построить правовое государство. Да и где оно сейчас существует, это правовое государство? На Западе, что ли, оно есть? Сейчас превалируют соображения эффективности. То есть государство применяет те меры, которые показали себя эффективно. Допустим, ограничение в правах, в том числе фактически ограничение в правах на вождение машины, показало свою эффективность во взыскании долгов. 

Герман Садулаев

Герман Садулаев. Фото: format-a3.ru

Другой вопрос – насколько это соответствует концепции неотчуждаемых прав человека и так далее? Но это показало свою эффективность. И решили применять этот метод как эффективный. Не заботясь о формально-правовой точке зрения. 

Я думаю, что в настоящих условиях это оправдано. И логика в этом есть, конечно. А эта логика в том, что: да, конечно, никто не хочет идти на фронт и там умереть. Или почти никто не хочет. Но это обязанность – иногда тяжелая обязанность гражданина. Никто не хочет, допустим, платить налоги – но налоги платить надо. На военную службу тоже идти надо, защищать Родину надо! Хочешь ты, не хочешь – ты являешься гражданином этого государства, членом этого общества, ты пользуешься его защитой, ты пользуешься теми благами, которые создал не ты, которые создали поколения людей в твоем государстве. И должен всё это сохранить и передать своим потомкам. 

Герман Садулаев

Это твоя обязанность, это не какой-то вопрос выбора «хочу сделаю, хочу не сделаю». Это ты должен сделать, это обязанность. И за неисполнение этой обязанности могут быть любые санкции. И пока вот логика в том, что если ты не хочешь выполнять свои обязанности по отношению к государству и обществу, то ты автоматически лишаешься набора прав и возможностей, которые тебе это общество предоставляет. Потому что возможность совершать сделки, защищаемые законом, это тоже право, предоставляемое тебе обществом и государством, его правовой системой. 

То, что я сейчас пойду и куплю себе машину, и мне на выходе из этого автоцентра менеджер не скажет: «Знаете, мы передумали, машину мы вам не отдадим и деньги не отдадим тоже» – это тоже потому, что государство защищает сделки.

Но если человек не хочет служить государству и выполнять свой долг, то логично, что он лишается и прав, привилегий и возможностей гражданина этого государства. Пока это еще не наказание, это не в полной мере санкции, это просто такой симметричный ответ: «Не выполняешь обязанностей – не получаешь права». С точи зрения формально-правовой, по моему мнению, всех вот этих несоответствий можно было бы избежать, если бы мы честно объявили войну и военное положение. 

Герман Садулаев

Герман Садулаев / ВК

И тогда всё совершенно по закону – и сточки зрения формального права, и с точки зрения обычной, международной, любой правовой практики. Применение всех этих чрезвычайных ном и ограничений было бы законно и оправдано. 

С точки зрения формально-правовой единственная проблема в том, что мы почему-то никак не решаемся заявить официально, что Россия находится в состоянии войны и у нас военное положение. Исходя из этого всё стало бы понятно: и внедрение этих систем учета, и дополнительные меры по набору в армию и предотвращению уклонений от призыва и мобилизации. Если война, если военное положение – то как иначе?

Герман Садулаев

Ну а поскольку у нас нет сейчас военного положения, то возникает вопрос: «Почему мы должны это делать?» Войны ж нет, мы ж ни с кем не воюем. Это единственная правовая проблема, которая мне видится. А так в принципе всё логично. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ