«НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ОЧЕВИДНА. РОССИЯ ЗАНИМАЕТ ТРЕТЬЕ МЕСТО ПО РАССЛОЕНИЮ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ В МИРЕ»: Олег Царёв о новой прогрессивной шкале налогообложения
Парадокс в том, что бедные налоги как раз платят
После громких арестов в Министерстве обороны России (сначала был заместитель Шойгу Тимур Иванов, за ним последовали начальник Главного управления кадров Минобороны генерал-лейтенант Юрий Кузнецов и бывший командующий 58-й армией ВС РФ генерал-майор Иван Попов) и Генштаба, где взяли начальника Главного управления связи ВС РФ Вадима Шамарина, в патриотической среде сложился некий консенсус – сняли тех, кто не справлялся или откровенно мешал общему делу. Попытался предвидеть дальнейшее развитие событий в МО писатель Герман Садулаев. Кого же еще могут арестовать?
Герман Садулаев / ВН
«ВН»: – Герман, на каких участках в Министерстве обороны еще есть проблемы?
– Я считаю, что у нас есть проблемы в обеспечении войск транспортом. Есть ли соответствующие чиновники и департаменты – я не знаю. В принципе, должны ведь быть. У каждой проблемы есть имя, фамилия и должность. Если у нас не решены вопросы с транспортом на войне, значит, кто-то за это ответственен. Компетентным органам виднее, кто за это ответственен.
У нас опять же до сих пор недостаточно беспилотных летательных аппаратов и нет системных средств радиоэлектронной борьбы. За это тоже кто-то отвечает. И там даже не обязательно проблема в коррупции. Дело может быть просто в некомпетентности, в несовременности руководителей, их неспособности отвечать на вызовы времени, организовывать современную технологичную войну. Но от этого фронту не легче. Даже если там на месте сидит человек и не ворующий, но не способный организовать разработку, производство, внедрение, поставку необходимых на фронте вещей, то фронту никак не легче от того, что он честный человек и хороший семьянин… И разбираться нужно не только по коррупционным схемам. Но и по схемам компетентности, профпригодности и готовности реагировать на требования современной войны.
Вадим Шамарин. Фото: Artyom Geodakyan / TASS
«ВН»: – Бывший командующий 58-й армией ВС РФ генерал-майор Иван Попов вызывал доверие у некоторых военных блогеров. Говорили, что он радел за своих солдат. Его арест вам кажется правильным?
– Мне кажется, случай с генералом Поповым нужно рассматривать отдельно. Отдельно от борьбы коррупцией, от чистки аппарат Минобороны из-за того, что Минобороны не справляется со снабжением фронта. Там в генезисе этого дела на Попова изначально стоял конфликт с Генштабом. И в этом конфликте Попов занимал позицию, понятную простому солдату.
Насколько мне известно, там нет однозначного факта коррупции. Там нет взяток, там нет майбахов и особняков в Подмосковье. Там есть какая-то очень мутная и непонятная тема с металлом, который вроде бы отпустили войскам на строительство укрепительных сооружений, но он вроде бы до войск не дошел. То есть там не совсем обязательно это была коррупция.
Я не говорю, что это дело сфабриковано, хотя, может быть, оно и сфабриковано. Но там могла иметь место не коррупция, а халатность. Или ошибка. Я не в курсе всех материалов дела и не могу знать точно.
Иван Попов / Википедия
Но то, что мы знаем лично о генерале Попове, не позволяет нам отождествлять его с другими фигурантами коррупционных дел, которые сейчас идут. Мне кажется, это боевой генерал. Он сделан совсем из другого теста, чем проворовавшиеся чиновники Минобороны.
«ВН»: – Снова появились в сети «фотографии Пригожина». Никак не хочет отпускать народ этого человека. У вас есть объяснения тому, как один и тот же народ может делать легендой Пригожина, который говорил про «дедушку» плохие вещи, и одновременно любить президента, который называл Пригожина мятежником?
– Ну что ж… Да, противоречива душа народа. Может уживаться и признание нашего верховного главнокомандующего, и симпатии к Пригожину, который подвергал критике наше военно-политическое руководство вплоть до верховного главнокомандующего. Потому что у нас в народе есть представление о том, что должен быть человек, который как юродивый, который может в лицо даже верховному правителю сказать очень горькую и неприятную правду. И такой юродивый будет любим народом. И зачастую ему придаются даже некоторые черты народного святого.
Цветы у портрета Евгения Пригожина на могиле на Пороховском кладбище. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
«ВН»: – В этом контексте, как вы думаете, народ искренне молился за здравие царя до революции? Искренне шел в бой за царя?
– Я думаю, что в разные периоды нашей истории это было по-разному. И отношение к различным царям тоже было неодинаково ко всем.
«ВН»: – Если говорить про Николая II?
– У Николая II была народная любовь до начала Первой мировой войны. И в самом начале Первой мировой он пользовался просто какой-то безумной любовью народа. Люди стремились его увидеть, какие-то артефакты, связанные с ним, хранили. Чуть ли не чудодейственную силу им приписывали. Была даже такая экзальтированная любовь народных масс к царю. Не у всего народа, но у довольно большого количества людей.
Николай II принимает доклад командира новой подводной лодки «Дельфин» на Балтийском суд.заводе / Википедия
Потом эта любовь стала таять. А экзальтированная любовь имеет такую природу, что очень часто, будучи обманутой, она превращается в собственную противоположность. Прошло всего два-три года войны, и эта любовь к царю начала превращаться в противоположность.
«ВН»: – Каковы причины?
– Бездарное руководство армией, бессмысленная война, воровство на поставках, небережение собственного народа, отношение к солдатской массе как к скоту. У нас все эти вещи персонифицируются. Наш народ отчасти монархичен по своей природе, но этот его как бы монархизм проявляется в том, что туда, наверх, направляются не только все надежды, благие пожелания и молитвы, но в случае катастроф (какой стала для России Первая мировая война) ответственность за них ложится на того же человека, который считается олицетворением власти.
Россия. Император Николай II с имп. Австро-Венгрии Францем-Иосифом I. 1897 г. / Википедия
Николай II не воровал на поставках на фронт. Но в народном сознании в конечном итоге именно он становился ответственным и за гнилые шинели, и за весь прочий хаос, за бардак, воровство, коррупцию и всё, что происходило в Российском государстве.
«ВН»: – То есть пока народ ехал побеждать, всё было нормально. А когда оказалось, что что-то пошло не так, то быстро нашлись виноватые?
– Виноватым, конечно, стал царь. На него обратились все негативные эмоции народа после того, как народ увидел, что его не берегут, что всюду воруют, что бездарно ведут бессмысленную войну. Кто в этом стал виноват? Царь. А кто еще? В этом прелести монархизма – ответственность не может быть распределена. Нельзя сказать, что какие-то министры воровали или генералы, а царь оставался весь в белом. Нет, если сакральный монарх есть, то он и отвечает за всё.
«ВН»: – Вернемся в 2024 год. Многие говорят, что Украина долго не продержится, если Запад будет медлить с военной помощью. Как будто Запад склоняет Украину к переговорам. Чего вы ожидаете конференции в Швейцарии 15-16 июня?
– Она станет, скорее всего, очередным бессмысленным политическим спектаклем. Потому что проводить мирную конференцию, не пригласив туда Россию, смысла никакого нет. О чем там договариваться и с кем?
Президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эмманюэль Макрон во время встречи в Елисейском дворце. Фото: Thibault Camus\AP\TASS
Я не думаю, что эта конференция будет иметь какое-то большое влияние на последующий ход событий. Но в целом я так же не ожидаю, что Запад откажется от помощи Украине и что Запад признает свое поражение, перестанет участвовать в войне. Этого я не ожидаю, несмотря на то, что там есть раздающиеся довольно громко голоса, что «эта война не нужна Европе и Америке, а у России могут быть свои интересы, и она имеет право их отстаивать». Такие голоса, конечно, есть. Но общая политическая воля Запада, я думаю, в ближайшие годы не изменится.
Они будут поддерживать Украину. Они будут продолжать вести войну. И будут продолжать стараться разрушить нас изнутри.
США. Вашингтон. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби во время брифинга. Фото: AP/TASS
«ВН»: – Как именно разрушить изнутри?
– Запад постоянно ведет пропаганду, поддерживает так называемую оппозицию за рубежом. Лелеет там каких-то якобы лидеров якобы оппозиции. Если бы у него были реальные возможности как-то расшатать ситуацию внутри России, то он бы обязательно этим воспользовался. Он не оставил планы совершить внутри России политический переворот. Эти планы Запад никогда не положит под сукно. Просто сейчас этот переворот совершать некем.
Они продолжают надеяться, что у России возникнут проблемы в экономической сфере. Что наша экономика начнет не вытягивать войну, а за экономикой последует социальная сфера. За социальной сферой поднимутся политические недовольства. На это Запад всё равно надеется, поэтому он продолжает политику санкций. Продолжает политику экономического удушения России, насколько он может это делать.
США. Вашингтон. Президент США Джо Байден, канцлер Германии Олаф Шольц во время встречи. Фото: TASS/ picture alliance / Consolidated
На поле боя всё равно у него не получается. Нет такого ресурса, чтобы заставить нас признать поражение на поле боя. Вообще непонятно, как может выглядеть наше поражение. Если мы уйдем на границы 1991 года, как это предлагает Украина? Каким образом мы уйдем? Оставим Донбасс и Крым? Куда мы уйдем? Зачем? Или украинские войска дойдут до Краснодара? Каким образом это произойдет? Это всё какая-то ненаучная фантастика. Это всё невозможно.Просто категорически победить, разгромить Россию на поле боя – невозможно. И у них есть надежды на экономическое удушение России.
«ВН»: – При этом старая «пятая колонна» из Росси убежала?
– Да, старая либеральная колонна не оправдала вложенных в нее средств. Они просто все сбежали. И теперь никак не могут влиять на ситуацию в России изнутри. Теперь стратегия Запада будет направлена на то, чтобы экономически ухудшить положение в России, что должно привести к определенным протестным настроениям, к брожению, к недовольству властью.
Россия. Москва. Вид на здание Государственной Думы РФ. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Но пока наша экономика растет. По темпам роста мы на четвертом месте в мире. Военные расходы не угробили нашу экономику, а наоборот, придали ей стимул, создали внутренний спрос. Не только на товары потребления, но и на высокотехнологичные товары. А также благодаря выплатам военным потребительский рынок вырос, это тоже стимулировало экономику.
Но я повторю, Запад строит прогнозы и планы, что это не продлится вечно. Что еще год-два-три – и экономика России под гнетом санкций и давлением военных расходов всё-таки сломается. Они надеются на это. И я слышал не один прогноз западных экспертов, что они ждут этого момента надлома российской экономики. А за надломом экономики они ожидают, что государство окажется неспособно поддерживать социальную сферу. И тогда народ может оказаться недоволен существующей властью.
«ВН»: – Ну это же просто экстраполяция мировой истории прошлого века на наше время. То есть Запад просто ждет повторения 1991 года? Не наивно ли с их стороны надеяться, что история просто возьмет и повторится? Это же такое сельскохозяйственное мышление: «В том году была весна – значит, и в этом будет».
– Да, но именно так они и думают. Там ведь не обязательно нам противостоят какие-то очень высокоинтеллектуальные люди. Иногда человек верит в то, во что он хочет верить. И они действительно иногда говорят прямым текстом именно так: «В 1991 году у нас получилось развалить Советский Союз – получится и сейчас развалить Россию». И они пытаются применить даже примерно те же самые методы. Допустим, считается, что одной из причин, разрушившей СССР, были высокие военные расходы. И они надеются на повторение этого сценария.
Борис Николаевич Ельцин. Фото: А.Сенцов, А.Чумичев /Tass
«ВН»: – На СССР было еще серьезное культурное влияние. Музыка, джинсы и так далее.
– Для них сейчас это неосуществимо. Мир стал глобальным. И Россия уже вписалась в этот глобальный мир, который включает не только Запад, но и очень мощный Восток. Мощные промышленные и технологические центры в Китае. Китай сейчас занимает первое место по патентам, по новым технологическим разработкам.
Если мы союзе с Китаем, то это уже означает, что мы не лишены доступа к технологиям, к разработкам, к благам современного мира. Китайские города сейчас выглядят как города вообще XXII века. И в принципе, в России уже есть всё: есть хорошие машины, есть джинсы и так далее. Что теперь может предложить Запад из того, чего нет у нас, но есть у них, и это было бы привлекательным? Мне даже трудно сказать. У нас есть всё, что есть у них, и даже больше.
Недаром уже не только Карлсон приехал в Москву и восхищался московским метро. Уже целая серия блогеров Запада приезжает и снимает Россию, ее метро, ее магазины, ее спальные районы. И они показывают, да тут всё прекрасно, тут лучше, чем в Америке. Тут нет гетто, граффити, куч мусора.
Россия. Москва. Президент РФ Владимир Путин и американский журналист Такер Карлсон во время интервью в Кремле. Фото: Гавриил Григоров/пресс-служба президента РФ/ТАСС
«ВН»: – У них есть одна уникальная вещь – доллар, за который папуасы отдают золото, рыбу и древесину. Как за бусы.
– Да, есть доллар. Но они сами способствуют краху доллара. Собственными санкциями, невозможностью расчета в иностранных валютах. Здесь, конечно, с нашей стороны должны быть сделаны защитные меры. Давно уже идут разговоры о том, чтобы создать единую резервную валюту для стран БРИКС. Чтобы отвязаться от доллара.
Но я бы еще одну сферу назвал. Это культура. Мы по-прежнему остаемся зависимыми в культурном смысле. У нас до сих пор нет собственного Голливуда, собственной Нобелевской премии. В спорте нет собственной Олимпиады.
Летние Олимпийские игры 2024 пройдут в Париже
Привлекательность Запада сохраняется в этом смысле. И над этим нам тоже нужно работать. Нам нужна не только производственная и технологическая независимость от Запада, которая вполне может быть достигнута в союзе со странами БРИКС. Но нам еще нужна и культурная независимость от Запада. Пока что Запад сильнейшим образом воздействует на нас. Через кинофильмы, книги, спортивные состязания, музыку и так далее.