Георгий Зотов: «МИР БУДЕТ, КОГДА ЕВРОПА ВОЙДЁТ В СОСТАВ РОССИИ»

1 год назад

…Когда я родился, шла война. И не одна, в общем-то. И дофигища где. Во Вьетнаме, в Анголе, Мозамбике, между Индией и Пакистаном. Одни люди гуляли по цветущим паркам, ели мороженое, обжимались в кино. Другие сосредоточенно убивали себе подобных. Третьи придумывали системы, дабы убить как можно больше. «Умные» ракеты. Танки помощнее. Снайперские винтовки, чтобы били в глаз за пару километров. Сейчас мне уже за пятьдесят, но ничего не изменилось.

По соображениям совести: как американцы спасались от призыва на Вьетнамскую войну | Forbes Life

Война идёт всюду. И в Эфиопии, где я был в ноябре. И в Индии с сепаратистами. И в Ираке. И сами прекрасно знаете где, объяснять вам не надо. Это можно сказать про жизнь каждого человека. Подсчитано, что с 1945 года человечество провело без войн лишь… 26 ДНЕЙ. А если брать возникновение первых цивилизаций, выяснено: за 8 000 лет люди не воевали только 292 года. И то, видимо, в самом начале бытия, когда периодически прерывались охотиться на мамонтов. Смотря на происходящее последние десятки лет, задумываешься: это вообще навсегда или есть какая-то слабая надежда, что люди когда-то перестанут пить кровь друг друга?

Собственно, только одна страна в мире не воевала двести с лишним лет – это Швеция, закончившая свои походы после финала наполеоновских войн. Даже Швейцария – и то меньше, местные жители сражались (на гражданской) в 1848 году. Оба государства считаются одними из самых богатых на Земле – вот уж воистину спокойствие и нейтралитет пошли им на пользу. Ещё с глубокой древности народы понимали мир по-своему. Скажем, в Римской империи существовал обожаемый историками мирный период без войн под названием Pax Romana – с 27 года до н. э. по 180 год н. э., период правления «пяти добрых императоров»: от Октавиана Августа до Марка Аврелия.

Храм Януса на римском форуме долго стоял с запертыми дверьми – как и было принято на время мира. Правда, римляне уверились – главное, что брат не идёт убивать брата, римская публика воздерживается от гражданской войны. А крошить всяких там северогерманских варваров и парфян – оно на здоровье и даже приветствуется. Это типа никакая не война, а просто обряд очищения – вроде как волков именуют санитарами леса. Римляне не считали другие нации равными им, а потому сражения с ними (особенно успешные) войной не называли. И это, пожалуй, первый случай так называемого расчеловечивания противника в истории.

Католическая церковь поначалу (очень недолго) провозглашала: все верующие в Христа должны жить в мире, и отрицала войну как таковую. Поразительно, что отдельные европейские короли раннего тёмного средневековья изрекали: христианам ни в коем случае нельзя воевать с христианами, это же страшный грех, неужели такого хотел бы Иисус? Но довольно скоро выяснилось: некоторые христиане таки недостаточно христиане, тот или иной король практически еретик, предал заветы религии и «тайно посещает синагогу», как изначально сказала Мордюкова в «Бриллиантовой руке». А потому мочить его не возбраняется.

Аналогично не осуждалось и уничтожение сарацин Ближнего Востока, ведь первые крестовые походы были задуманы как торжество веры, избавление святынь Гроба Господня из-под ярма мусульман. Заодно страдали и другие нации неправильной религии: так, например, крестоносцы в 1099 году вырезали всё еврейское население Иерусалима (вместе с жителями-мусульманами). Это тоже не считалось войной. Подобные вещи не порицались, а наоборот, поощрялись. Чем скорее останутся одни христиане, тем лучше. Да и мусульмане считали со своей стороны так же – джихад («священная война») неизбежен, дабы привести всех неверных под полумесяц.

Однако в итоге Европа устала от войн, и там вдруг стали популярны идеи «мира во всём мире». В XVI веке король Франции Генрих Четвёртый предлагал идею ЕС – создать из всех европейских стран одно христианское государство, где парламент решал бы любые проблемы и не допускал военных действий. Далее, в 1713 году в Утрехте аббат Сен-Пьер представил свой проект союза всех монархий Европы (включая и Россию) именно с целью прекращения войн – разумеется, он не прижился.

Поразительно, но один из главных завоевателей в истории человечества, император французов Наполеон I сперва мечтал создать общеевропейскую федерацию конкретно с целью мира, осознавая – войну он может и проиграть. Что в итоге, в общем-то, и случилось. Русский археограф Алексей Малиновский считал: для вечного мира необходимо упразднить институт послов, ибо «от них проистекает всё зло и интриги». Последний любовник российской императрицы Екатерины II Платон Зубов представлял себе мир так: расформирование Австрийской империи и присоединение Европы к России. Тогда прекратятся войны и все заживут просто прекрасно. Зубов искренне не понимал, отчего над его идеями так ржут в Европе.

Перед Первой мировой войной идея миролюбия была столь всеобъемлюща, что никто не представлял – очень скоро начнётся ад и погибнут миллионы. Как, в просвещённом XX веке страны не договорятся и пошлют армии убивать подданных друг друга? Ну что вы, это же фантасмагория. Мы живём в мире радио, телефонов, летают аэропланы, ездят автомобили – и в наше-то цивилизованное время кто-то засадит кому-то в харю штык? Немыслимо. Тем не менее, случилось так, как оно случилось.

В 1919-1920 гг. была создана Лига Наций, в задачу которой ставилось предотвращение вооружённых конфликтов, улучшение отношений, урегулирование споров между странами дипломатическим путём. Ерунда. Сначала Муссолини, а затем и Гитлер показали, что все прекрасные толстовские идеи довольно легко летят в тартарары. После гибели 60 миллионов человек во Второй мировой войне вместо облажавшейся Лиги создали ООН. С теми же задачами – «поддержание международного мира и безопасности». Вышла фигня.

Комичность ситуации заключается в следующем: обозначенная в первую очередь для «поддержки мира», ООН уже в 1950 году приняла участие в войне, отправив войска для поддержки Южной Кореи в битве с КНДР и Китаем. В дальнейшем ООН санкционировала воздушные удары НАТО по Ливии и не остановила вторжение США в Ирак. Миротворцы Организации Объединённых Наций флегматично реагировали на резню в Руанде в 1994 году, когда погиб миллион человек (15% всего населения страны), и на длительную гражданскую войну в Конго, где было убито 5 миллионов человек. Откровенные пацифисты отрицают так называемые «справедливые войны», но уже стало модно считать, что война СССР в Афганистане – плохая и бесчеловечная, а американское вторжение в Афганистан – хорошее и справедливое, благо освобождает угнетённых жителей от ужасного режима.

Правда, снова не предусмотрели неприятное будущее: угнетённые жители выступят с оружием в руках в поддержку этого режима. В общем, факт, что с появлением ООН мира на планете больше не стало. Скорее уж наоборот. Кому-то воевать нельзя, а кому-то можно – как Эфиопии в мятежной провинции Тыграй, где только от голода за два года погибло полмиллиона человек. Но их никто не считает.

В 2023 год мы снова вступаем с десятками вооружённых конфликтов по всей Земле.

Прекратят ли люди когда-нибудь массово убивать друг друга?

Мой ответ – нет.

Но помечтать, конечно же, мы можем.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ