Фильм «Круэлла»: Фэшн из май профэшн

Название «Круэлла» вряд ли сможет передать суть английского Cruella, и дело даже не в корне этого слова. Еще при переводе американского фильма 1996 года «101 далматинец», который стал в России настоящей легендой VHS эпохи, имя главного антагониста перевели как Стервелла (cruel – жестокий), но заигрывание с фольклорной сказкой «Золушка» (Cinderella) в русском языке все равно бесследно растворилось. В случае с «101 далматинцем» это еще допустимо, потому что Круэлла де Вилль там однозначно отрицательный персонаж, сокрушительно проигрывающий в борьбе с добром. В новом же фильме Крэйга Гиллеспи («Рука на миллион», «Тоня против всех») происходит переосмысление классического сюжета, и знакомая с детства похитительница далматинцев оказывается панк-золушкой в 1970-х годах, которая внезапно противостоит тухлому академизму и застарелому английскому мещанству.

Фото: graziamagazine.com

Эстелла (Эмма Стоун) – лондонская маргиналка, промышляющая мелким воровством. Детство у нее не задалось: от рождения она «особенная», бунтарка и нонконформист, отчего с недоразвитыми сверстниками у нее происходят постоянные конфликты. Внутри нее борются два начала (что символизирует черно-белая, поделенная ровно пополам прическа) – доброе (Эстелла – с французского «звезда») и злое (Круэлла – «жестокая»).

После отчисления Эстеллы из элитной английской школы за очередное нарушение правил ее мать решает просить помощи у старой подруги, влиятельного модельера Баронессы фон Хелльман (Эмма Томпсон), но визит заканчивается трагически. Мать Эстеллы погибает от рук фон Хелльман, а девочка остается сиротой, вынужденной прибиться к двум малолетним карманникам. Впоследствии они составят команду Эстеллы/Круэллы, которая загорается желанием поработить модельерский мир и отомстить ненавистной баронессе.

«Круэлла» всячески пытается казаться хулиганским кино, заигрывая с протестной рок-эстетикой, и в некоторых моментах, удачно стилизованных под клипы английских бунтарей, лента смотрится и вправду здорово. В этих коротких и малочисленных сценах чувствуется исключительная любовь к 70-м годам с их панком (в ленте звучат культовые песни The Doors, The Stooges, The Rolling Stones, The Clash), цветным телевидением и платьями в авангардном стиле. Не смущают даже намеренные анахронизмы вроде повсеместных камер видеонаблюдения или современных автомобилей, которые только подчеркивают нестандартность мира «Круэллы».

Многие критики уже успели сравнить эту картину с недавним «Джокером», и в целом сравнение вполне резонно – «Круэлла», как и «Джокер», органично вписывается в нынешнюю тенденцию пересмотра популярных комиксов и фильмов с выдвижением на первый план злодея, который быстро восстанавливается в правах и становится любимцем публики (сюда же отнесем «Малефисенту», «Отряд Самоубийц» и «Венома»).

Другое дело, что «Круэлла» лишь выдает себя за рок-н-ролльное безумство, скрывая примитивный сюжет оглушительным фейерверком. Это все тот же Дисней, который не останавливался в конвейерном выпуске засахаренных сказок для детей. Семейный юмор, плоская мораль, мультяшная магия – все это мы уже где-то видели и не один раз. В этом смысле «Круэлла» скорее замыкает списки тех самых фильмов, представляющих альтернативные версии становления известных злодеев. Ничего сверхъестественного – Крейг Гиллеспи недалеко ушел от оригинального фильма 1996 года «101 далматинец» (являющегося к тому же ремейком одноименного мультфильма 1961 года), который хотя бы неплохо справлялся с задачей поднятия настроения в рождественские каникулы.

Интересно другое. В диснеевской сказке не совсем понятно, кто же настоящий злодей: Баронесса фон Хельман (Hellman буквально – «человек из ада») хоть и выглядит самовлюбленным диктатором, готовым пожертвовать ради образа для нового платья чем угодно, в реальности просто самозабвенно делает свою работу, а Круэлла, обиженная судьбой, лихо отжимает у Баронессы модельный бизнес, отправляя ее за решетку.

Эстелла, начав как невинная Золушка, превращается в беспощадную Круэллу, жаждущего славы тирана и не брезгующего использовать друзей (фактически родственников) для собственной выгоды. Эта ситуация странно сглаживается в картине, как будто так и должно быть: Круэлла безоговорочно оправдывается, и ее торжество в окончании ленты вызывает недоумение. Учитывая то, что «Круэлла» – это приквел к «101 далматинцу», и мы знаем, что Круэлла де Вилль после захвата короны Баронессы будет охотиться на на пятнистых щенков, чтобы сшить из них пальто…

Впрочем, это ведь всего лишь сказка.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сашка Белый
Сашка Белый
3 месяцев назад

Вот куда ушли зрители нашей зоиньки..

Жора
Жора
3 месяцев назад

Круэлла против Зои)