Фактор непредсказуемости, или Почему в Кремле теперь жмут кулаки за победу Байдена

3 месяца назад

Похоже, Владимир Владимирович не кривил душой и даже не иронизировал, когда еще три месяца назад в интервью Павлу Зарубину на вопрос, кто лучше для России в качестве президента – Байден или Трамп, ответил, что Байден. «Он человек более опытный. Он прогнозируемый. Он политик сильной формации», – пояснил Путин. И, думается, определение «прогнозируемый» в характеристике нынешнего (и, возможно, будущего) американского президента – ключевое.

Фото: Alex Brandon/AP/ТАСС

И в этом плане Владимир Владимирович прав совершенно: действия американского коллеги, в принципе, можно просчитать. Взять ту же поддержку Украины: никаких неожиданностей (если не брать во внимание реакцию Вашингтона на начало СВО: по слухам, в Кремле к столь жесткому ответу не были готовы, полагая, что шаги США будут куда умереннее) от администрации Байдена, что подтверждается опытным путем, ждать не стоит. Все будет в рамках стратегии по медленному удушению РФ экономическими и политическими санкциями и истощению ее военного потенциала (что, впрочем, выходит не очень: как раз эта сфера показывает бурный рост, с которым не могут соперничать ни США, ни другие страны Североатлантического альянса), включая в живой силе, путем прежде всего военной поддержки Незалежной (с чем тоже далеко не все гладко: стоит вспомнить только демарш республиканцев, которые в течение нескольких месяцев блокировали в палате представителей законопроект о выделении нового пакета военной помощи Украине, чем едва не создали все условия для ее капитуляции). Даже разрешение бить по приграничной российской территории, без ударов вглубь, – идеально вписывается в эту логику, краеугольным камнем которой является идея не допустить эскалации конфликта с непосредственным участием США: как отметил представитель Белого дома Джон Кирби в интервью ABC News, комментируя данный вопрос, «президент заявил, что не хочет быть ответственным за развязывание третьей мировой войны».

А вот от соперника Байдена по предстоящим президентским выборам Дональда Трампа разного рода фортелей ждать определенно стоит. И довольно серьезных. Возьмем тот же украинский кейс. С одной стороны, Трамп не единожды заявлял, что положит конец конфликту в течении 24 часов, причем даже еще до своей инаугурации (из последнего: «С первого же дня, когда мы отберем Белый дом у бесчестного Джо Байдена, я верю, что у нас будут четыре величайших года в истории нашей страны. До того, как я даже заеду в Овальный кабинет, сразу после того, как я выиграю, я разрешу ужасный конфликт между Россией и Украиной. Я их хорошо знаю», – пообещал он на митинге сторонников в начале второй майской декады). А с другой – как пишет The Washington Post со ссылкой на источники, на закрытом предвыборном мероприятии бывший американский президент заявил, что ударил бы ракетами по Москве и Пекину, если бы РФ вторглась на Украину, а КНР – на Тайвань во время его президентства.

Радикальное признание, ничего не скажешь.

В принципе, можно предположить, что это он так, для, что называется, красного словца, дабы продемонстрировать свою решимость на внешнеполитическом треке в противовес крайне осторожному Байдену, который в своей стратегии едва не дал Украине проиграть (впрочем, кто еще знает, к чему приведет его политика: то, что американский президент не поедет на тот же мирный саммит в Швейцарии, предпочтя оный встрече со своими спонсорами, говорит о многом, и очень красноречиво).

Но, думается, что доля правды (то есть если бы на тот момент времени ему в голову пришло именно это решение, то он так бы и поступил) в его словах есть. На это, в частности, указывают несколько моментов.

Во-первых, как пишет Associated Press, группа экспертов, близких бывшему президенту, написала книгу об основах политики, которую, возможно, будет проводить Трамп, если победит на выборах. Что касается Украины, то, по мнению экспертной группы, Трамп вряд ли будет поставлять вооружение Незалежной в проигрышной ситуации, но вот вариант с поставками в будущем в обмен на мирные переговоры, чтобы Украина не только могла, но и позиционировала себя в качестве сдерживающего фактора для РФ после оных, – рассматривается как вполне перспективный и вероятный.

Во-вторых, как прогнозирует The Wall Street Journal, если к началу следующего года Украина начнет терять свои позиции на линии фронта, что весьма вероятно, то Трамп в случае избавления от эпитета «бывший», из-за опасений прослыть неудачником (а амбиции экс-хозяина Белого дома хорошо известны, на что, в частности, неуклюже и излишне прямолинейно попытался надавить украинский президент Владимир Зеленский, в интервью The Guardian заявивший, что Трамп станет «президентом-лузером», если «решит закончить войну за счет Украины») может продолжить политику байденовской администрации по украинскому треку или вообще начать поставлять Украине то оружие, которое его предшественник не решался. Ну и оказывать Киеву более широкую политическую поддержку.

И, наконец, в-третьих, не будем забывать, что именно после личной встречи с Трампом спикер палаты представителей Майк Джонсон представил законопроект о выделении помощи Незалежной, в котором – на что он упирал ранее – не было ни слова по ужесточению миграционной политики на южной границе США. А Трамп в свою очередь уже после принятия законопроекта о выделении помощи Украине, как сообщает The Guardian, похвалил Джонсона, назвав его «очень хорошим человеком», который «очень старается», и даже, как передает телеканал ABC News, уговаривал конгрессвумен Марджори Тейлор Грин отказаться от попыток отправить Джонсона в отставку (и это при том, что в то время, когда Трамп хозяйничал в Вашингтоне, он, как передает The Wall Street Journal со ссылкой на сотрудников Белого дома, описывал Незалежную как страну полную «ужасных людей» и вообще являющуюся «частью России»).

Последний же – и надо думать, не без согласия Трампа – призвал Пентагон разрешить Украине наносить удары по территории России (а не только по той ее части, которую США считают украинской) американским оружием. Причем – что немаловажно – до этого группа конгрессменов, более чем наполовину состоящая из республиканцев, обратилась к министру обороны США с аналогичной просьбой. Что указывает на то, что мнение Трампа касательно Украины не только может, но уже изменилось, что гипотетически сулит России крупные неприятности, в случае если он одержит верх над Байденом (косвенным свидетельством того, что позиция бывшего американского лидера в одночасье может поменяться на диаметрально противоположную, говорит его отношение к соцсети TikTok, которую, будучи президентом, он хотел закрыть, а ныне завел там свой аккаунт).

А вот последнее очень вероятно: по данным Politico, демократическая партия охвачена «всепроникающим страхом» по причине крайне низких шансов нынешнего президента остаться в Белом доме на второй срок. Издание отмечает, что панические настроения и страх провала поразили даже тех чиновников и стратегов, что ранее выражали уверенность в победе Байдена. И если это так, то вероятность того, что Трамп вновь станет президентом, очень и очень высока. А учитывая его резко возросшую популярность в связи с признанием присяжными его виновным по делу о фальсификации финансовой документации (доказательством чему может служить то обстоятельство, что его предвыборный штаб, как сообщает The New York Times, в течение суток после объявления решения получил почти 53 миллиона долларов от его сторонников), его победа, если судить по сегодняшнему дню, становится неотвратимой.

На этом фоне, надо полагать, у многих кремлевских сторонников победы бывшего американского президента (по принципу «Трамп придет – порядок наведет») пыла явно поубавилось (ну или должно было поубавиться, если допустить, что логика обитателей высоких кабинетов несильно, с чем, впрочем, есть сомнения, расходится с общечеловеческой). Победа Трампа вместо мира на российских условиях может обернуться очень большими проблемами. Вплоть до жесткой эскалации и конфликта уже с США и НАТО, чего в Кремле, несмотря на всю жесткую риторику, включая ядерную, явно не хотят, о чем как минимум свидетельствует то, что со стороны РФ не последовало никакой реакции на удары западным оружием по ее территории, что уже были (по информации Bild, ВСУ один раз уже ударили из ПВО Patriot, поставленной Германией, по российской территории, а также прилетали и британские Storm Shadow, причем с разрешения Лондона, если верить советнику главы Минстратегпрома Юрию Саку, которого цитирует Bloomberg).

Но вот если власть возьмет Трамп, там реагировать придется, и, что хуже всего, все будет зависеть от его настроения, а оно у бывшего хозяина Белого дома, как следует из вышеизложенного, может измениться довольно внезапно и круто. Поэтому да, Байден для России лучше, чем Трамп, но проблема в том, что американский избиратель полагает, что вот для него конкретно Трамп лучше, чем Байден (социология говорит, что бывший президент опережал действующего на 5 п. п. еще до истории с признанием его виновным). А Штаты, к глубокому сожалению Кремля, – не Россия: там президентские выборы отнюдь не безальтернативны (демократия, как-никак), посему их исход часто непредсказуем. Как настроение Трампа. Чья победа с каждым днем становится все вероятнее. Но кто знает, чем все может закончиться?! Надежда, как известно, умирает последней.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ