Украина придумала, как надавить на Венгрию, чтобы та поддержала нефтяное эмбарго против России
Венгрии напомнили, что по территории Украины к ней идет отдельная ветка газопровода "Дружба"
На днях сначала экс-премьер Италии Сильвио Берлускони, а после – уже на Давосском форуме – экс-госсекретарь США Генри Киссинджер призвали Украину пойти на перемирие с Россией даже ценой территориальных потерь (что, по словам украинского президента Владимира Зеленского, является неприемлемым). И если к словам первого можно вполне отнестись со скепсисом, учитывая его теплые отношения с президентом России Владимиром Путиным, то заявление второго – это уже весьма серьезно. В особенности беря во внимание его неформальный статус архитектора новой реальности/нормальности.
Итак, что же сказал Киссинджер? «Переговоры [между Москвой и Киевом] должны начаться в ближайшие два месяца, прежде чем они создадут потрясения и напряженность, которые будет нелегко преодолеть. В идеале разделительной линией должен быть возврат к прежнему положению дел. Продолжение войны после этого будет не за свободу Украины, а будет новой войной против самой России», – заявил экс-госсекретарь, подчеркнув, что Запад должен прекратить попытки нанести «сокрушительное поражение российским силам на Украине», так как это в долгосрочной перспективе катастрофически отразится на стабильности на Европейском континенте. То есть по сути Киссинджер прямо высказал опасения за здоровье старушки-Европы, если та не угомонится в своем стремлении, по формулировке канцлера Германии Олафа Шольца, «не дать России/Путину победить на Украине». И в пользу того, что о перспективе тяжелых последствий для Европы понимает не только Киссинджер, говорит даже вышеприведенная формулировка Шольца. Заметьте, немецкий канцлер не говорит: Украина должна победить. Он говорит: Россия/Путин не должна (-ен) одержать победу. При этом что это значит – одержать победу, конкретно не проговаривается. И более того: если брать Германию, то Шольц ведет именно такую политику: не дать Путину победить. Что находит свою реализацию прежде всего в плане санкционного давления, а не той помощи Украине, которую она запрашивает.
И с этой точки зрения критика Шольца как украинской стороной, так и, собственно, немецкой оппозицией – очень даже справедлива. Так, комментируя провалы ВСУ на лисичанско-северодонецком направлении, советник офиса украинского президента Алексей Арестович обвинил в этом Германию: «Давайте скажем честно: Россия сейчас имеет в Украине тактический успех, который грозит перерасти на лисичанско-северодонецком направлении в оперативный. Чем это объясняется? Темпы ленд-лиза, на которые месяц назад мы рассчитывали, не оправдались. Не за счет американского или британского оружия, а за счет немецкого», – заявил он в интервью Марку Фейгину, отметив, что оружие, за передачу которого проголосовал Бундестаг, в Украину так и не поступило. «А если бы были приехали 50 «Гепардов», 100 «Мардеров», гаубицы и т. д., ситуация была бы далека от той, что есть сейчас. Фактически немецкая сторона затягивает передачу нам военной техники и косвенно виновата в том, что происходит на фронте», – заключил советник Ермака.
И в самом деле: едва речь заходит о поставках тяжелого вооружения, так Германия сразу же начинает хитрить. История с «Гепардами» в этом плане очень показательна. Сначала задержки объяснялись тем, что производство снарядов надо согласовывать со Швейцарией, обладающей лицензией, которая предсказуемо отказывала Германии вследствие своего нейтрального статуса, потом выяснилось, что немцы забыли сказать украинцам, что те сами должны были заказывать «Гепардов» у производителя – компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW). В общем, из 50 зениток, которые правительство ФРГ согласовало месяц назад, на Украину пока не пришла ни одна. Более того, претензии кабинету Шольца выдвигает и Польша, которой так и не поступила партия танков «Леопард» в качестве компенсации за поставленные Украине танки Т-72 и БМП-1 советского производства (правда, в МИД и Минобороны ФРГ заверяют, что задержка носит временный характер), что, учитывая планы Варшавы по вводу миротворцев, выглядит очень интересно. По мнению депутата Бундестага от ХДС Родериха Кизеветтера, канцлер не желает победы Украины в ее конфликте с Россией. По его словам, еще в феврале немецкий ВПК мог поставить Украине «Гепарды» и «Мардеры» (БМП), но заказ не был одобрен правительством ФРГ. Кроме того, Кизеветтер обращает внимание на то, что Шольц изо всех сил избегает конкретики (о чем было выше), что доказывает, по мнению парламентария, что канцлер подыгрывает Путину.
И в целом Кизеветтер прав. Шольц действительно избегает радикальных действий, пытаясь усидеть на двух стульях (внутриполитическая ситуация в ФРГ для него не из простых: местами он балансирует на грани вотума недоверия, который может ему выдвинуть конкурирующий блок в парламенте из-за недостаточной активности по Украине). С одной стороны, не потерять лицо и одновременно не допустить экономического кризиса в ФРГ, с другой – не пойти на эскалацию с Россией. Задача действительно не из простых (кстати, интересно, как из этой ситуации выкрутилась бы Меркель). И, вероятно, не по зубам Шольцу, если судить по тому, что авторитет и влияние Германии в ЕС медленно, но верно снижаются. С каждым днем юлить становится все сложнее и сложнее.
Но немецкий канцлер в этом не одинок. Как пишет DPA, между странами – членами Североатлантического альянса наличествует ряд неформальных договоренностей, в частности насчет того, чтобы не поставлять на Украину действительно смертоносных вооружений. Эти договоренности вызваны опасением прямого столкновения НАТО с Россией и, соответственно, служат для купирования рисков его возникновения: «Есть опасения, например, что Россия может официально расценить поставки западных боевых танков и боевых самолетов как вступление в войну, а затем принять военные ответные меры. Системы вооружения этого типа в Украину пока не поставлялись», – сообщает издание. В НАТО заявили агентству, что каждая страна решает самостоятельно, отправлять или нет тот или иной вид вооружений на Украину, однако страны следуют вышеобозначенным договоренностям из-за страха, что их коллеги по блоку не поддержат их в полной мере в случае военного конфликта с Россией. «По этой причине Польша, например, более двух месяцев назад воздержалась от поставок в Украину истребителей МиГ-29 советской разработки», – говорится в материале.
Этому негласному правилу следуют не только страны Альянса. Например, как сообщает портал Axios, Израиль запретил поставлять Украине противотанковые ракеты Spike, произведенные в Германии по израильской лицензии, согласно которой Израиль должен одобрить продажу ракет третьим странам. По информации источника издания, Иерусалим опасается, что из-за высоких потерь в войсках РФ, которые могут быть в результате применения ракет, последняя может «нанести урон» интересам Израиля в Сирии.
В общем, получается, что Европа и страны, присоединившиеся к санкциям, несмотря на грозную риторику, на самом деле дрожат от страха, гадая, как бы не перегнуть палку, тем самым пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре. Еще одним свидетельством верности этой версии говорит и то, что ЕС заблокировал только 23 млрд евро активов Центробанка РФ, хотя, по информации российского Минфина, под блокировку должна была попасть половина всех резервов: речь идет о сумме, превышающей 300 млрд евро. На этом фоне блокировка частных активов россиян, включая недвижимость и яхты, – сумма не превышает 10 млрд евро – выглядит и того смехотворнее, если судить по объемам чистого оттока капитала из России. Так, только за прошлый год за рубеж, по данным ЦБ, было выведено 72 млрд долларов.
И то обстоятельство, что ЕС не может согласовать шестой пакет антироссийских санкций (и тут дело не только в одной Венгрии: так, уже был отклонен предложенный запрет на транспортировку российской нефти), включающий нефтяное эмбарго (о газе никто даже не заикается, кроме совсем уж безбашенных стран Балтии), говорит о том, что опасения носят не только военный, но и экономический характер (что тоже, кстати говоря, хорошо прослеживается на примере Германии). И именно в этом ключе стоит понимать предупреждение Киссинджера, понимающего лучше многих, как легко перегнуть палку, если действительно не готов к войне (а Европа определенно не готова). Треск может выйти и вправду столь оглушительным, что контузия для некоторых стран, учитывая ядерный потенциал России, будет самым легким последствием из возможных.