Чулпан и фашисты

2 года назад

В сети разошелся текст главного режиссера Нового театра в Риге (Jaunais Rīgas teātris) Алвиса Херманиса, опубликованный им 21.05.22 в «Фейсбуке» (экстремистская соцсеть).

Процитирую и прокомментирую ряд тезисов:

«Западу по-прежнему трудно осознать, что русские – это совершенно другая цивилизация. Это оптический обман. Они только внешне выглядят европейцами. В их поведении мало что общего с западной цивилизацией. Акцентирую – они не люди какого-то второго сорта, они попросту по-другому устроены».

Согласен. Умилило барское с плеча: «Они не люди какого-то второго сорта, они попросту по-другому устроены». Оспадя, век не отмолить милость. Но Херманис верен себе, ибо тут же:

«В случае с Россией невозможно говорить о субъекте общества. На той земле никогда не было общества в том смысле, как мы это понимаем. Такого, которое способно к самоорганизации. Там всегда столетиями была только толпа или биомасса, которая подчинялась одному человеку. И надежды на противоположное – потеря времени».

Оказывается, «не второй сорт» – это все-таки биомасса. Общества, конечно, «на той земле» не было. Здесь придется напомнить неуважаемому до маленькой буквы херманису несколько вещей. Дело в том, что современные латышские язык и культура, сформировавшие позже латышскую государственность, как и идентичность, возникли в конце 19 века в городе Санкт-Петербурге, где, если не ошибаюсь, и вышла первая на латышском газета, и Тарту Российской империи. Почему?

Земли нынешней Латвии, образования недолговечного, бывшие территории разных рыцарских орденов и прочих – Курлянского герцогства, Ингерманландии, ганзейского, не латышского, города Рига, Ливонии и т. д., входили в империю постепенно, кусками. Самодержцы русские львиную часть привилегий за местными немецкими дворянами сохраняли. Те же воспринимали предков херманиса полурабами, смердами, калпами. А смердам положено тяжело работать, а не грамоту знать.

Латышам было запрещено получать образование в Риге ни на каком языке. Они образовывались, по выражению Херманиса, на земле, способной порождать лишь «биомассу».

Второй толчок поколению Херманиса дало финансирование СССР с 1940 по 1991 годы латышской культуры, науки и кинематографа. Сам Херманис, рожденный в 1965-м – типичный продукт проспонсированного советской властью местечкового национализма окраин со всей своей благодарностью и горизонтом мышления. Жуков: «Мы их освободили. Они никогда нам этого не простят». Крестьянский сын Георгий Константинович про сына латышского журналиста Волдемара Херманиса все знал. Не будь русского гостеприимства и участия в образовывании латышей или эстонцев, проблем у нашей страны было бы сейчас заметно меньше. Модель индейских резерваций Америки или австралийских аборигенов тому прямое свидельство. Впрочем, грех неблагодарности не нас. Едем дальше. Херманис:

«Ошибочно предположение, что русский народ не несет ответственности за имперское агрессивное поведение. Как раз наоборот – с освобождением от всяких Сталинов и Брежневых ничего не меняется и все начинается с начала. Потому что идея имперскости идет прямо от самого народа».

Херманис, по обыкновению, так удобнее, забывает латышских сотоварищей Сталина и Брежнева – Берзина, Фабрициуса, Алксниса, Лациса, Пельше. Восса и т. д., и все же ну абсолютно прав. Русский народ несет ответственность «за имперское агрессивное поведение», как и за поведение вообще. Любой индивид, народ и пр. несут полную ответственность за свои действия. За реинкарнацию фашизма в Европе также несут ответственность: русский народ, Хрущев, амнистировавший фашистских недобитков – прибалтийских легионеров СС, оуновцев и т. д. Но ведь и латышский народ несет ответственность за собственный пещерный национализм? За вандализм в отношении памятников латышской советской эпохи, например? Непременно несет и должен. Когда территории экс-ПрибВо вернутся в родное лоно, русская нация должна выучить один урок – никакого финансирования национальных культур народов-предателей: латышей, литовцев, эстонцев, украинцев. Пусть сами сбрасываются, в порядке профсоюзной активности. Насколько сбросятся – настолько и накультурят.

«Надо также честно признать, что российские оппозиционеры все же только в очень редких случаях русские по национальности. Как видим и сейчас – это в основном евреи или грузины, татары и другие. Да, русские среди них есть, но мало», – Херманис.

Поскреби русского – найдешь татарина, Алвис. Ну, конечно, если мы про абсолютное зло – это только русские. У остальных – грузины, евреи, татары, осетины – есть небольшая надежда. Алвисы пока готовы даровать ее. Безнадежны только русские. Не пустом месте пишет «знаток» безнадежных русских Херманис. В 2002 он поставил «Ревизора» Н. В. Гоголя, в 2006 – «Соню» по Татьяне Толстой, в 2008 «Идиота» по Достоевскому и «Рассказы Шукшина», в 2015 – «Бродский/Барышников» и в 2020 – «Горбачев». Все написано нами, безнадежными, бездарными, тленом и прахом. Далее из Херманиса:

«Русский психологический коктейль (в большинстве случаев) состоит из двух основных элементов – комплекса неполноценности и мании величия. Или синдром вечной жертвы плюс мистическое сознание исключительности. Многообразная работа для психотерапевтов.

Ответственность русской культуры – вопрос очень дискуссионный. Потому что большая часть русской культуры действительно внушила народу, что русские наделены особой духовностью, которая другим народам как-то не присуща, и поэтому она выше других. Также знаменитая фраза “великая русская культура”, которую продолжают использовать многие, в том числе – оппозиционеры, также указывает на имперские комплексы. Никогда не слышал, например, выражения у итальянцев – “великая итальянская культура”».

Замечательно. Если Херманис чего-то не слышал, его и не существует. И это не «комплекс неполноценности или мания величия», так? Алвис, милый, Вы херово знаете русских, несмотря на то что советская власть до Ваших 15 оплачивала Ваши же мальчуковые занятия в спортивной школе рижского хоккейного клуба «Динамо», а потом занятия в студии самодеятельного ансамбля Дворца культуры завода ВЭФ «Ригас пантомима» под руководством Роберта Лигерса или учебу на театральном факультете Латвийской государственной консерватории имени выпускника Санкт-Петербургской консерватории Язепа Витола. Русские говорят – великая английская культура, латышская, грузинская и т. д., если она таковой является. Нам не жалко. У нас эти, как его, «комплексы и мании»

Херманис, продолжение 6-го и 7-ой пункты:

«Я много контактировал с русскими людьми искусства, и проявления культурного шовинизма и высокомерия, к сожалению, присутствуют даже у самых вменяемых.

Призыв Германии, Франции, а теперь и Италии договориться с Путиным выглядит как идея в конце 1943 года все же попытаться договориться с Гитлером. Чем раньше признаем горькую правду, тем больше надежды когда-нибудь добиться мира в Европе. После опубликованного позавчера в New York Times мнения Снайдера (историка фашизма, между прочим), что обозначение сегодняшней России как фашистской теперь более никакой не эвфемизм, было бы честно для нас и для всего западного мира наконец признать факт: Россия – фашистское государство».

Умри, Денис, лучше не напишешь. Только не тяни со смертью. Ключевое появилось в конце. Алвис Херманис, по обычаю предков, интеллектуально, как смог, обслужил выброшенный в Нью-Йорке хозяйский нарратив: Путин, русские, их культура – равно фашизм, давайте быстрее убьем их. И съедим. То самое: Eduardum occidere nolite timere bonum est – то ли «Не бойтесь убить Эдуарда, это хорошо», то ли «Бойтесь убить Эдуарда». Алвисы теряют запятые. От страха. Латышская привычка служить, лакействовать – KALPOT, KALPS – неистребима. Увы. Вспоминаю Шарикова, его блох и кошек. Алвис, руками надо ловить. А теперь: причем здесь Чулпан?

15 июня актриса появится на сцене Нового Рижского театра в моноспектакле Херманиса – о совести, сознании и подсознании России.

Главреж Нового давно называет себя латышским националистом. Примерное содержание спектакля, как мне кажется, в своих тезизах Алвис пунктирно набросал. На минуту представим, как Генрих Гиммлер или Эльза Кох, была такая пламенная пассионарка, придумавшая мастерить торшеры из человеческой кожи советских заключенных концлагерей с татуировками, поставили бы спектакль о совести, сознании и подсознании евреев.

Новый Рижский – театр модный. 15 июня в зале будут сидеть все, кто назвал рижан, пришедших к памятнику Освободителям столицы Латвии от фашистов, врагами государства, а само 9 Мая – преступной датой. Те, кто организовал 20.05.22 в Риге марш неонацистов за снос этого памятка, и притащил на шествие символику «Азова» (запрещен в РФ) и т. д.

Высока вероятность, что Чулпан увидит в зале совершившего акт вандализма с цветами рижан (напомню, их сгребли и выбросили ранним утром 10 мая трактором) мэра Риги Стакиса, главу МИД Латвии Ринкевича, президента Левитса с супругой, министра обороны Пабрикса и других ответственных латышских товарищей. Не придет премьер Латвии Кришьянис Кариньш. Он американец и совсем не знает русский. Вот перед этой кампанией Хаматова изобразит херманисовскую историю о совести, сознании и подсознании России, поставленную латышским националистом, назвавшим наш народ «безнадежной биомассой».

Пытаюсь представить, как для Гитлера поет Шульженко или Бернес, Утесов, Высоцкий. Снимают фильмы режиссеры Меньшов, Быков, Леонид или Юрий, все равно. Ставит спектакли Эфрос. Не могу.

В дни празднования Великой Победы Чулпан Наилевна Хаматова не была замечена в возложении цветов к памятнику Освободителям Риги. С другой стороны, не поехала она и к могилам легионеров СС в латвийское Лестене. Это уже, наверное, на следующей год. Не осмотрелась пока. Не дошли руки с ногами.

22 июня 1941 года, на мой взгляд, закончило гражданскую войну в России. Старый Деникин на личные средства собрал вагон медикаментов для отправки бойцам Красной армии. Он называл русских, сотрудничавших с фашистами, «мракобесами», «пораженцами», «гитлеровскими поклонниками». Соратник Колчака генерал Сергей Войцеховский сказал: «Я большевиков ненавижу, но против русского солдата воевать – не пойду!». И не пошел. Генерал Павел Кусонский служил у Врангеля, 22 июня 1941 года был арестован гестапо по подозрению в сотрудничестве с советской разведкой, а через два месяца скончался в концлагере от побоев. Но были еще Шкуро, Краснов, Бунин.

Был философ Ильин, приветствовавший нацизм, но писавший в 1945: «Я никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать национал-социалистам. Они враги России, презиравшие русских людей последним презрением».

Херманисы и есть настоящие, истинные, истовые, дистиллированной воды латышские и европейские национал-социалисты, «презирающие русских людей последним презрением». Презирующие вместе с Шевчуками, Гребнем, Макаром, Оксей, Зямой – имя им легион.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

1983 г. нерусский Юрий Давидович Левитанский – часть огромного, несущего «ответственность за имперское агрессивное поведение» русского народа и великой русской культуры.

4 ноября 2014-го Владимир Путин и кинорежиссер Оливер Стоун в московском Театре наций смотрели спектакль Алвиса Херманиса по рассказам Шукшина. Играли Евгений Миронов с Хаматовой. Спектакль говно, на мой вкус. Латыш Херманис не понял Шукшина, а ведь более теплого, влюбленного в свой народ писателя поискать надо. Постановка у Алвиса вышла ходульная, плоская, полунемецкая – делай раз, делай два, делай три. Как и спектакль о Бродском с Барышниковым. Не по масштабу сосуд. Но если когда-нибудь спектакль Херманиса «о совести, сознании и подсознании России» будет показан на сцене Театра наций в Москве или где-либо – значит, мы проиграли. Значит, нет больше у России ни совести, ни сознания, ни подсознания, а одна сплошная, растерянная и растерявшая все Чулпан полощется худенькой тряпочкой на четырех ветрах и пепелище. Но такого не будет.



Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
владимир единственный
владимир единственный
1 год назад

Чулпан опозорилась во множественных экранизациях и как актриса и как человек.

Мария
Мария
1 год назад

Зачем стольок слов тратить на банального бездаря? Хватило бы пары цитат и абзацев

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ