Порошенко и пророссийские олигархи в Верховной раде не пустят Украину в ЕС
Всего у ЕС семь рекомендаций, которые касаются судебной реформы, противодействию коррупции, национальных меньшинств и участия олигархов в политике.
В условиях СВО, а также бурных социальных брожений периодически раздается горестное, что лучше жить в мире. А уж России жить в мире – вообще лучше всего. Чем бы этот мир не был куплен. Однако если посмотреть на историю нашей страны, а особенно на историю войн, то оказывается, что с момента «официального» появления Руси как политического субъекта в 862 году от Рождества Христова мирные периоды в нашей стране исчислялись в пару-тройку лет, не более.
И самый длинный, кстати, – это с момента основания русского государства до первой нашей войны, которой стал поход на Константинополь в 907 году. Хотя даже до основания Руси поход Аскольда и Дира все на тот же Царьград тоже приписывается к военным действиям именно русского государства. Ну то есть государства еще не было, но оно уже устраивало какую-то военную движуху.
Даже на уровне «Википедии», где имеет место быть очень странная и не сказать чтобы полная выборка военных конфликтов с участием России, все равно получается, что даже в период древнерусского государства промежутки между войнами редко когда составляли более 20 лет. И это без учета многочисленных княжеских усобиц, сражения в рамках которых вообще могли проходить нон-стопом по паре-тройке раз в год.
Ну и да, уже тогда, в древнерусский период, не только князья хаживали на половцев, хазар, булгар или поляков, но и к нам, например, дважды вторгались польские князья Болеслав I (1018) и Болеслав II (1068). В промежутке же между Болеславами Ярослав Мудрый успел сходить на Польшу в 1030-1031 годах, случилась очередная русско-византийская война (1043), русские князья сходили походом на торков (одно из племен тюрков-огузов) и начали длительную серию кампаний против половцев в 1060-х годах.
В общем, люди жили полной, интересной и насыщенной жизнью. Правда, в массе своей – короткой.
Дальше, к слову, становилось только «веселее». Есть, например, такое ошибочное мнение, бытующее в определенных «якобы исторических» кругах, что с наступлением татаро-монгольского ига на Руси всё как-то успокоилось.
Александр Невский и Сартак в Орде /Москвитин Филипп.Однако же нет. Тут уже нас активно «евроинтегрировать» пытались западные партнеры. Одних только шведских крестовых походов на Русь было три. Со второго по четвертый (первый был на территорию Финляндии), с 1240 по 1349 соответственно. И да, то что мы были христианами, хоть и византийского обряда, уже тогда европейцев не особо интересовало.
К слову, не только шведов, еще у нас были очень интересные отношения с литовцами, на которых хаживал черниговский князь Михаил Всеволодович аккурат в годы, пока на Русь вторгались монголы. Ну и Ливонский орден, который пришел в 1240 году и встретился с Александром Невским на Чудском озере. После чего утонул, правда не в полном составе.
Кстати, стычки с Ордой и даже полноценные кампании у нас в годы ига вполне себе случались. Как, например, в битве против ордынского царевича Тагая у Шишевского леса в 1365 году. И да, снова не забываем про княжеские междоусобицы, которые вообще были фоном той эпохи.
Параллельно в этот период Русь активно соприкасалась и с восточным направлением. В рамках походов в Волжскую Булгарию и Казань. Собственно, централизованная Русь, официальное начало которой предполагается в 1478 году, началась с русско-казанской войны того же года. Война эта, к слову, началась с того, что татары разграбили Вятку и окрестности, что категорически не понравилось Ивану III.
Собственно, в рамках централизованного государства Русь тоже дебютировала именно военным образом. Стоянием на реке Угре 1480 года, когда стало понятно, что Орда уже совсем не та.
Но тут вновь для нашей страны случился разворот на Запад в виде русско-ливонской войны 1480-1481 года, русско-литовской войны 1487–1494 года и русско-шведской войны 1495–1497 года. В промежутке, в 1487 году, было еще первое взятие Казани русскими войсками. Впрочем, окончательно Казань стала частью русского мира только в 1552-м. А до этого с интервалом примерно лет в 8–10 были русско-казанские войны, регулярные конфликты с Литвой и Ливонской конфедерацией и периодические походы Крымского ханства на Русь.
После успешного похода на Астраханское ханство в 1556 году на нас обратила пристальное внимание уже и Турция. Поскольку считала этот регион своей сферой влияния. По причине чего в 1568 году случилась уже русско-турецкая война. К слову, Кавказ турки тоже считали зоной своих интересов. Но на Руси по этому поводу было иное мнение, которое в 1560-м выразилось в Дагестанском походе Ивана Семёновича Черемисинова. А потом и похода Хворостина все в тот же Дагестан уже в 1594-м.
Собственно, имперский период российской истории тоже был непосредственно связан с войнами. В 1700 году Россия побеждает в очередной русско-турецкой войне и тут же вступает в Великую Северную войну, которая длится с 1700 по 1721 год. Параллельно, кстати, с 1710-го по 1713-й Россия снова воевала с Турцией.
Ну и, казалось бы, в 1721 году Северная война окончена, Россия стала империей. Впереди великие проекты, славная эпоха Петра… В 1722 году начинается Персидский поход на территории Дагестана и юго-восточного Закавказья. Собственно, имперский период тоже редко когда давал России больше десяти лет мирного времени. При этом воевали мы и с Востоком, и с Западом, и периодически даже одновременно.
В эти имперские годы особо выделяется правление Александра III, которого называли Миротворцем за то, что за 13 лет его правления «на полях сражений не пролилось ни капли русской крови». Но нюанс в том, что военные конфликты в годы царствования этого монарха все же были. Например, «афганский кризис» 1885 года, который, впрочем, и Россия, и Афганистан обоюдно согласились считать «случайностью». Ну и Памирская экспедиция Ионова, которая не позволила англичанам заполучить этот самый Памир в 1891 году.
Даже Первая мировая война, которая в итоге и сгубила Российскую империю, поскольку вылилась в революцию 1917 года, шла параллельно с подавлением Среднеазиатского восстания 1916-1917 года. Которое, кстати, для Российской империи закончилось победой. Видимо, последней для империи.
Советская Россия тоже начала с войн. Здесь была и иностранная интервенция, и войны бывших имперских провинций типа Эстонии, Литвы и Польши. «На огонек» в те же двадцатые годы XX века пришли и финны в рамках первой русско-финской войны.
Пытались восстать и карелы, но безуспешно. При этом, что интересно, войска РККА примерно в те же годы дошли и до Афганистана, и до Персии, где чуть не построили советскую республику, разобрались с конфликтом вокруг Китайской железной дороги и даже сохранили просоветский режим в Синцьзяне в 1934 году, который просуществовал там еще 10 лет, до 1944 года.
С 1938 по 1940 год Россия последовательно конфликтовала с Японией, которая хотела отобрать у нас озеро Хасан на юге Приморского края, с Польшей, после чего её восточные территории стали Западной Украиной. И снова с финнами за территории вокруг Ладожского озера.
Ну а дальше началась Великая Отечественная война. И вот здесь есть интересный момент. Бытует распространенное мнение, что после неё с 1945 года в СССР наступил один из самых длительных мирных периодов длиной в 34 года, вплоть до Афганской операции (1979). Но нюанс в том, что после окончания ВОВ началась холодная война. Многолетний конфликт уже несколько иного формата. С гонкой вооружений, космической и ядерной гонкой. Впрочем, «горячие конфликты» случались и в этой войне. И Советский Союз так или иначе в них участвовал. Из самых крупных – это гражданская война в Китае 1946–1950 гг., где СССР сделал ставку на Мао Цзэдуна и в итоге не прогадал. В 1948 году случилась блокада Западного Берлина. Далее в 1950–1953 гг. война в Корее. Затем Венгерское восстание, еще один Берлинский кризис уже в 1961-м, а потом и Карибский кризис который вообще чуть не привел к третьей мировой с использованием ядерного оружия. Ну и нельзя забывать про Пражскую весну и войну во Вьетнаме, где Советский Союз тоже принимал весьма активное участие. И это только самые крупные «горячие эпизоды». О том же «крымском навале» 1988 года просто умолчим, поскольку таких локальных столкновений разной степени рискованности за годы холодной войны было великое множество.
Иосиф Виссарионович СталинНу а дальше началась уже история Российской Федерации с Приднестровьем, чеченскими войнами, Дагестаном, Осетией, Грузией и многим другим с интервалом в несколько лет с самого начала 90-х и по нынешнее время. Время ЛНР, ДНР и конфликта на Украине. В общем, воевать Россия не то чтобы любит. Но так уж сложилось, что умеет. И говорить о том, что военное время для нашей страны – это нечто небывалое, то, к чему мы не готовы, с исторической точки зрения будет не совсем верным. Война – это постоянный спутник нашей страны. Это, конечно, печально. Войны не хочет никто. Но нюанс в том, что русские к войне как к непреложному факту реальности готовы, пожалуй, как никто другой.
Наша страна воевала за несколько лет до осознания собственной государственности. И с момента осознания многочисленными «партнерами» на Западе и Востоке, что есть такое государство Россия.
И да, так уж сложилось, что полностью мирное время в российской истории – это скоротечное исключение, нежели долгоиграющее правило. А потому нынешние непростые времена – это, в целом, продолжение таких же времен, которые длятся с 860 года, за пару лет до «официального начала» Руси.