Бывший посол Франции в России Жан де Глиниасти: «Россия не потеряла ни рубля вследствие санкций на русскую нефть, но газ – другое дело»

2 года назад

Бывший посол Франции в России Жан де Глиниасти в конце августа дал интервью французскому телевидению, в котором подробно развил свои взгляды на экономические вопросы, СВО и даже рискнул предсказать, что будет в следующем году. Спойлер: основной вопрос для Европы сейчас газовый, и мсье де Глиниасти объяснил, почему именно.

– Поговорим о событиях, которые произошли в последние дни. Во-первых, обстановка вокруг Запорожской АЭС. В ближайшие дни ожидается приезд инспекторов МАГАТЭ. Что это означает и каким образом это должно нас успокоить?

Приезд инспекторов МАГАТЭ очень важен, потому что мы видим, что сейчас нет никакой возможности для общих переговоров. Украинцы сказали, что они пойдут до конца, а русские сказали примерно то же самое. Единственная возможность снизить напряженность в этой ситуации – не договоренность о прекращении огня, потому что тогда войска останутся на своих позициях и это будет действовать в ущерб украинским интересам. Нужен скорее точный договор, в котором оговорены интересы каждой стороны. Это как раз то, чего удалось добиться в вопросе с поставками зерна. Полагаю, что нечто подобное надо выработать и в ситуации с Запорожской АЭС. Потому что у русских нет никакой мотивации отдавать этот козырь, тем более что они собираются питать Крым электричеством с этой станции. Украинцы тоже хотят сохранить за собой хотя бы частично электричество, вырабатываемое АЭС, вне зависимости от исхода сражения.

– Не кажется ли вам, что в ситуации с АЭС Путин прощупывает границы нашего терпения?

Мне так не кажется. Я не думаю, что он хочет терроризировать нас с помощью АЭС. Ситуация улучшилась, потому что раньше там стояли русские войска внутри станции, и украинцам приходилось ее обстреливать. В конечном итоге обеим сторонам пришлось осознать, что это рискует обернуться скверно для всех. Полагаю, что в общих интересах найти приемлемое решение.

– Но бои все же продолжаются.

Да, район АЭС оказался на острие русского наступления. Украинские войска стоят на другой стороне реки, и ситуация такая, что одни обстреливают, другие отвечают. Это весьма чувствительный участок фронта.

– Но если все-таки произойдет страшное, и станция серьезно пострадает – какова вероятность такого сценария?

Ошибка всегда возможна, но уже неоднократно говорилось, что это не Чернобыль и АЭС построена очень прочно. Кроме того, я полагаю, что все заинтересованы в том, чтобы Запорожская АЭС продолжала работать.

– Даже русские?

Особенно русские, потому что это их военный трофей, так сказать. Русским нужно электричество, чтобы запустить механизмы охлаждения, а украинцам нужно электричество для их городов и так далее. Так что здесь возможно будет договориться.

– Путин увеличивает численность вооруженных сил на 137 тысяч человек. Почему именно сейчас?

Ну, во-первых, он каждый год издает указы, в которых указано количество призывников и контрактников. В этом году новое то, что он заявил, что предполагается на 10% увеличить войска, чтобы они составляли чуть более миллиона. Что это значит: часто подчеркивают, что русские завязли на Украине и потеряли много людей. Однако 137 тысяч дополнительно, о которых идет речь — это на самом деле немного, потому что многие не подготовлены, их надо будет готовить, другие будут нести службу где-то еще, и все это в январе только начнется. Что это значит на самом деле: что у русских нет плана широкомасштабного вторжения и что в настоящий момент они собираются упрочить свои позиции. 

Фото: Министерство обороны РФ

– Этот конфликт длится уже более полугода. Как по-вашему, на каком этапе мы сейчас находимся?

На третьем. На первом этапе русским пришлось сражаться, потому что они надеялись… Понимаете, данные из России разнятся. Русские заявляют, что они связали возле Киева лучшие элементы украинской армии, чтобы продвинуться в Донбассе. Однако это несерьезно. Полагаю, им пришлось проглотить плюху в Киеве, потому что они рассчитывали по-быстрому сменить правительство и захватить всю Украину. То есть сначала был русский провал, а второй период начинается с 25 марта, это Донбасс. Результаты второго этапа получились смешанные, да, русские контролируют 20% русской территории (бывший посол оговорился: он хотел сказать – украинской территории, прим. переводчика), но им до сих пор не удалось захватить всю Донецкую область. Теперь идет третья фаза – войска выдохлись, русские, может быть, даже больше, чем украинцы, и происходит закрепление на завоеванных позициях.

– Есть мнение, что этот конфликт может длиться месяцы, а то и годы. 

Сейчас очень сложно сказать, как все будет. Все зависит от политики. 

– Можно ли говорить, что восприятие русскими происходящего за последний месяц как-то изменилось?

Сложно сказать. Есть недавние результаты опросов «Медузы» (в РФ признана иноагентом), Левада (в РФ признана иноагентом), ВЦИОМ. Но в целом мало кто отвечает на эти опросы, так что есть 80% поддержка Путина и так далее. Если верить опросу «Медузы», примерно две трети населения за, а треть против так называемой специальной военной операции. Мне кажется, это близко к истине, тем более что «Медуза» сейчас перебазировалась в Литву, и у них есть свобода маневра. Что я хочу сказать: я всегда считал, что санкции вроде отмены виз окажут обратный эффект — они заставят население сплотиться вокруг своего лидера. 

Фото: Евгений Разумный / Ведомости

– Какое влияние оказывают санкции на российскую экономику?

Ну, если вы прогуляетесь по Москве, как говорят мне знакомые, там все как прежде, разве что закрыты бутики люксовых марок. Ну, может, каких-то единичных товаров нет на полках. В провинции, возможно, все сложнее. Однако следует отметить, что санкции, которые мы приняли, обладают долгосрочным эффектом. Российская экономика серьезно пострадает от них в перспективе. Наложенные на нефть санкции не имели никакого эффекта – русские просто сменили покупателей и стали продавать нефть в Азии, а так как цена нефти поднялась, они ни рубля не потеряли. История с отказом от русского газа только начинается, и в конце концов Европа научится обходиться без русского газа. Причем Европа расстанется с русским газом быстрее, чем русские успеют перестроить инфраструктуру в сторону Китая. Так что удар для них будет довольно сильным, и он начнет ощущаться уже с 2023. Кроме того, мы рассчитали падение русского ВВП. Сразу после окончания военных действий он упадет на 10%, вернее, так мы считали вначале, однако теперь мы думаем, что он упадет меньше чем на 6%, что, конечно, тоже не слишком хорошо, но это все-таки далеко от серьезного обрушения, о котором все говорили.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ