Битва за рубль: какие сферы в России переводятся на оплату только в национальной валюте

2 года назад

Санкции Запада и ответные экономические и финансовые меры России переросли в отдельный и крайне увлекательный сюжет. Где Россия не только «отбивается» от ограничений «всего цивилизованного сообщества», но и контратакует, стараясь повысить легитимность и конвертируемость собственной национальной валюты. То есть рубля.

Началось все, стоит напомнить, с ареста наших золотовалютных резервов на сумму примерно в 300 миллиардов долларов. Президент России Владимир Путин тогда по этому поводу предостерёг мировое сообщество:

«Теперь каждый знает, что финансовые резервы могут быть попросту украдены. Видя это, многие страны уже в ближайшее время могут начать, уверен, так и будет происходить, конвертировать свои бумажные, цифровые накопления в настоящие резервы в виде сырьевых товаров, земли, продовольствия, золота, других реальных объектов, что только усилит дефицит на этих рынках».

Но понятно, что это заявление было направлено скорее на внешнюю аудиторию. А вот вопрос – как укреплять и национальную валюту, и получить свободный доступ к валюте иностранной – все же оставался. И тогда было опубликовано вполне логичное решение о том, что теперь за газ наши западные партнёры будут платить в рублях.

Реакцию это вызвало самую бурную. Вплоть до заявлений со стороны лидеров нескольких государств о том, что они «не знают, как теперь расплачиваться с Россией». К слову, одновременно с этим страны БРИКС, например, Индия (которая планирует закупить у нас только в этом году 15 миллионов баррелей нефти), просто пожали плечами и стали выстраивать с нашей страной новые финансовые цепочки.

Что же касается Европы и прочих «недружественных государств», то глава России объяснил и этим «непонятливым» людям, как теперь они будут платить:

«Мы предлагаем контрагентам из таких стран понятную и прозрачную схему. Чтобы приобрести российский природный газ, они должны открыть рублевые счета в российских банках. Именно с этих счетов будет вестись оплата газа, поставленного начиная с завтрашнего дня – с 1 апреля текущего года».

Но этого оказалось мало. И следующий шаг по расчёту в рублях пошел за лизинг иностранных самолетов российскими авиакомпаниями. Здесь опять же стоит начать с того, что 25 февраля Европейский союз объявил о «блоке» на продажу, предоставление в аренду, передачу самолётов и любых компонентов в Россию. Что для западных авиакомпаний стало крайне неприятной неожиданностью.

Отчасти в ответ на это и, скажем прямо, на многое другое Россия закрыла свое воздушное пространство для 36 «недружественных государств». Важно здесь понимать еще и то, что большинство иностранных самолетов было у российских компаний в лизинге. Что породило весьма любопытный юридический казус. Пока они используются российскими компаниями – эти машины как бы российские и, согласно российскому законодательству, могут летать в воздушном пространстве нашей страны. Но как только западные компании оформят «акт приёмки» машин, самолеты становятся уже западными. Для которых воздушное пространство РФ закрыто. И, следовательно, с тем, чтобы улететь из российских аэропортов, у этих бортов возникают большие проблемы.

Уже тогда ряд экспертов высказался в том духе, что авиасанкции могут носить временный характер.

В частности, главный редактор портала Avia.ru Network, эксперт комитета ГД по транспорту Роман Гусаров предположил:

«Они видят, что решаем, не работают санкции – надо усилить санкции. Но они влияют в не меньшей степени на них самих. И готовы ли они дальше и долго держать эти санкции? Мы-то – понятно, у нас будут проблемы, и надо их как-то решать. А как они будут решать свои проблемы? Не откатят ли они просто назад? Может быть, через месяц-два они скажут: ладно, мы передумали, давайте мы здесь смягчим. И тогда, может быть, у нас не будет проблемы ни с парком судов, ни с запчастями. Даже при самом худшем варианте развития ситуации, я думаю, что тот флот, который у нас останется, обеспечит все запросы россиян на авиаперевозки».

В итоге тема как-то «повисала в воздухе». Но первого апреля этого года получила свое продолжение. Когда президент России издал указ, согласно которому

«обязательства по уплате арендных, лизинговых и иных платежей признаются исполненными надлежащим образом, если эти обязательства исполнены перед их основными хозяйственными обществами-резидентами путем перечисления должником на счет основного хозяйственного общества-резидента, открытый в российской кредитной организации, средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте».

Тут схема на уровне конечной цели все же отличается от «газа за рубли». В случае с «голубым топливом» иностранные партнёры будут покупать нашу валюту за свою, а потом отдавать её за газ. Так в Россию будут поступать «западные деньги». В случае с лизингом рублями платить будем мы. А вот что с рублями будут делать наши западные партнеры – это вопрос уже не к нам. Может быть, им стоит договориться с «газовиками». Но это уже не наши проблемы.

Характерно, что к политике «принудительной рублизации», если можно так выразиться, активно присоединяется и такая государственная компания, как «Роскосмос». В частности, глава корпорации Дмитрий Рогозин в конце марта заявил:

«Мы теперь все наши внешние контракты будем заключать исключительно в рублях по такой же схеме, как будут работать наши добывающие углеводороды компании».

Чтобы было понятно, о чем речь, то стоит напомнить, что за 2021 год «Роскосмос» осуществил 9 коммерческих запусков и вывел в околоземное космическое пространство несколько десятков аппаратов из самых разных стран от Британии и Канады до Кореи и Израиля. Это без учета запусков по доставке на МКС американских астронавтов. А это тоже отдельная и очень доходная статья бюджета. По данным на 2019 год, Россия заработала на отправке американцев на Международную комическую станцию почти 4 миллиарда долларов.

Ну а теперь эти и не только эти деньги будут исчисляться в рублевом эквиваленте по текущему курсу. То есть по той же схеме, что и с газом. Условному НАСА надо будет закупать у России рубли, чтобы платить за доставку своих астронавтов на МКС.

Нет, есть, конечно, Илон Маск и прочие коммерческие космические структуры США. Но несмотря на громкие пиар-компании, пока эти корпорации не могут обеспечить регулярных дешёвых и успешных пусков, о которых говорят все эти годы.

В общем, безотносительно конкретных отраслей можно сказать, что наше государство взялось за активное продвижение рубля в качестве полноценной международной валюты. И за возвращение своих валютных резервов. Да, довольно жесткими, где-то даже командно-административными методами. Правда, направленными не на отечественного производителя, а на западных партнёров. Ну так и времена сейчас весьма своеобразные. Диктующие необходимость в принятии Россией жестких, но и весьма нетривиальных решений.

И есть мнение, что это пока только начало. Поскольку в перспективе Россия может ввести принудительные рублевые платежи по таким своим экспортным товарам, как сахар, зерно и удобрения. Тем более, что с учетом введения системы параллельного импорта, что может повысить стоимость зарубежных товаров (но фактически обходит блок на их продажу на территории РФ), валюта нашей стране в ближайшее время понадобится. К счастью, у нас есть механизмы, как эту валюту достать и не вливать её назад в иностранные государства всю и без остатка.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ