Анна Долгарева: «В Молдавии произошел Майдан без стрельбы»

3 года назад

В Молдавии проевропейская партия сторонников действующего президента Майи Санду получила конституционное большинство в парламенте – 51 мандат из 101. Это открывает для Санду широкие возможности действия, а для России – не самые благоприятные перспективы.

Партия «Действие и солидарность» получила рекордные 52,8% голосов. Пророссийски настроенные коммунисты и социалисты тоже прошли в парламент – но с минимумом голосов за всю молдавскую историю. Экс-президент Игорь Додон публично признал поражение своей политической силы.

Россия делала ставку на Додона. Примерно так же, как делала ставку на Януковича на Украине. И Додон стал президентом в 2016 году. Впрочем, толку от этого было мало – как и, будем откровенны, от того же Януковича. Не в последнюю очередь, надо сказать, и оттого, что Молдавия – парламентская республика и возможности президента без поддержки парламента ограничены.

В декабре 2020 года прозападно настроенная Майя Санду стала президентом. В апреле она приняла решение о роспуске «коррумпированного» парламента. И вот под лозунгом борьбы с коррупцией фактически создала новый парламент – послушный ей. Конституционное большинство парламента в руках одной партии – такого в истории независимой Молдавии еще не случалось. В Молдавии фактически произошел Майдан без стрельбы.

«Молдова ушла с нашей орбиты. В Приднестровье может быть очень жарко уже к концу года»,

– отмечает политолог Владимир Карасев. С новыми возможностями прозападное руководство Молдавии действительно может пойти на силовой вариант решения давнего конфликта – тлеющего Приднестровья.

Можно ли ругать Игоря Додона за то, что в свое время он не пошел на тот же шаг, что сейчас Санду – не разогнал парламент и не собрал новый, «под себя»? Можно. А еще можно отметить, что Россия с ее политикой невмешательства на территории бывших советских республик постепенно оказывается в кольце враждебности, и это кольцо постепенно замыкается. Кого ругать за это? Запад? Да, бесспорно, холодное противостояние России с Западом – это факт, и Запад ведет свою игру, используя все доступные методы. Почему Россия не использует эти методы?

И что России делать теперь, когда Приднестровье, опекаемое вроде как нашей страной, окажется под угрозой? Бросит его на произвол судьбы или впишется в конфликт? И то, и другое обойдется намного дороже, чем политика последовательного насаждения российского влияния, которую можно было реализовать до этого.

Прекрасный план – поставить галочку в отчете, написать: «Наш Додон – президент». И переключиться на другие проблемы. Так вот получилось и с Януковичем, который тоже не спешил проводить последовательную пророссийскую политику, а когда решился на конкретный шаг – немедленно получил государственный переворот. Почему-то считалось, что Янукович и Медведчук сами наведут порядок на Украине, хотя занимались они совершенно другими делами. Нельзя бросать такие вещи на произвол судьбы.

За четыре года президентства Додона вопрос с Приднестровьем не решился. Что ж, возможно, теперь его решит Майя Санду и ее прозападная партия. И решит так, что это не понравится Приднестровью и России. В Приднестровье еще отлично помнят, как бомбили мирные кварталы. Что ж, получим второй Донбасс. Там, кстати, воюет немало добровольцев из Приднестровья. Они были благодарны России за поддержку и поэтому пошли воевать за «русский мир».

Нет, разумеется, Россия никому ничего не должна. Не должна Донбассу, не должна Приднестровью, не должна спасать и защищать. Просто так принято вроде как у русских людей, в русском мире. А еще – в кольце враждебных государств, к которым Россия по старой имперской привычке относится снисходительно, Россия потеряет многие геополитические выгоды.

Надо было думать раньше.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ