Андрей Рудалев о новом выпуске «Редакции» Алексея Пивоварова: «Пошлый антисоветский слэшер»

Это как сказка про белого бычка. Всё по бесконечному кругу повторений. Навязчивому и довольно примитивному. Они приходят в хоккейной маске или с бензопилой и пугают, нагоняют жути. Нет от них спасения ни наяву, ни во сне. Страх – их стихия. Маска ужаса – и вперед.

кадр из видео

Пивоваровская «Редакция» попыталась легитимизировать такое неблагозвучное понятие, как «совкодрочерство». Это слово используется неоднократно. Пропагандистский, извините, люто свободный ресурс журналиста Алексея Пивоварова «Редакция» выпустил околочасовой ролик «Новые советские».

Его установка – вопрос: «Почему молодые любят страну, в которой никогда не жили?». Ностальгия по Советскому Союзу – откуда она, ведь авторы проекта не питают к нему никаких теплых чувств?..

Правда, скорее, был достигнут эффект бумеранга: все обличители говорили про себя, свои комплексы и страхи, отображавшиеся на лицах. На советский период отечественной истории все дружно норовили навесить хомут в виде сиденья от унитаза, но так получалось, что он всякий раз он оказывался на их же шее. Так и идут по жизни.

Надо сказать, что ролик сделан по штампам тех самых стандартных и трафаретных высказываний, о которых президент Путин недавно сказал в своей валдайской речи:

«В Советском Союзе было много проблем, которые на самом деле лежали в основе тех событий, которые привели к крушению СССР. Но все это мазать только одной черной краской неправильно, грубо и неприлично. Знаю, такие тоже есть у нас, которые все только черной краской мажут. Значит, они достойны того, чтобы их самих макнуть во что-нибудь такое, что плохо пахнет».

У Пивоварова вышло все буквально по этим словам: должен быть непременно толчок, стульчак, сиденье от унитаза, выгребная яма и смрад, исходящий от всего этого. Да, и еще повсеместная и расползающаяся серость, давящая любое многоцветье. Правда, одно существенное уточнение: макать их не надо, они сами с большим азартом и страстью это делают и демонстрируют свои умения.

Извините, но и картина советского в их изображении выстраивается в образе коммунального толчка, на стене которого развешаны индивидуальные или коллективные стульчаки. Это тотальная пустота – тьма и провал той самой дырки туалета прямого падения. Пустота наполняется лишь страхом (как бы не свалиться туда или не «замочили в сортире» бы) и омерзением. Кстати, об этом чувстве говорит писательница Татьяна Толстая, транслирующая духовидческие образы своей «Кыси». Таковы универсальные декорации антисоветского слэшера.

Это уже не первый заход. Пивоваровский проект – последовательный адепт «совкодрочерства», если под ним понимать страсть размазать по стене нечто отвратительное и дурно пахнущее.

Алексей Пивоваров. Фото: канал «Редакция»

Можно вспомнить, что в 2019 году к очередной годовщине Октября Алексей Пивоваров реанимировал свой документальный фильм «Гибель империи» – такой же жесткий мифолого-дидактический лубок, в котором все крутится вокруг одноименной книги Егора Гайдара, изображенного в качестве современного пророка, праведника и мученика. Он, дескать, привел страну к рынку, спас от голода, хаоса и развала…

Там и эксперты были все как на подбор. Так, Анатолий Чубайс, представленный в качестве главного гайдаровского апостола, вещает про «безысходную некомпетентность», царившую в Союзе. За ним – менторский голос автора фильма о том, что СССР не мог не развалиться. Все голоса звучат в картине, как заклинания, особая форма посланной аудитории установки, в духе Кашпировского.

«Крах Советского Союза был неизбежен задолго до горбачёвской перестройки», – зачитывает автор догмы своего завета. Простые, понятные, удобные для запоминания и цитирования, передачи из уст в уста слова. В чем-то все это напоминает известный перестроечный фильм «Покаяние» с выкапыванием трупа. Вот его выкопали и забивают осиновый кол в сердце. Один, второй, третий. Но тот поднимается и вновь принимается гулять. Новая охота. Заводи идеологическую бензопилу!..

Следующий гвоздь и горсть земли в могилу: никто ни во что в Союзе не верил! Было только постоянное вранье, вранье. Об этом тоже Чубайс. Прямо нарочно не придумаешь – тот самый эталон человека, которому должно верить.

Анатолий Чубайс. Фото: nashagazeta.net

Другим носителем авторитетного мнения в том пивоваровском послании был банкир Пётр Авен, рассуждающий о нефтяной игле. Экономист Андрей Нечаев рассказывает про полурабский труд в Советском Союзе. Причем все это выдается за безусловные истины.

Анатолий Чубайс проговаривал старую «мудрость» о сущности философии советского человека и советской власти: «работает идиот». Страна бездельников и лентяев, не способных к труду – об этом много и «компетентно» говорили в свое время. По Чубайсу, «ошибка» есть суть советской экономики. Всё там была одна тотальная ошибка. Нагнетается черно-белая мысль, что советское – полная катастрофа. Тот самый толчок, который сгнил и обвалился в свои зловония.

Всё по версии современной истории, представленной в екатеринбургском Ельцин-центре. Скрижали завета – цитаты Егора Гайдара, которые падают бетонными плитами на всем протяжении «Гибели империи». Кстати, подзаголовок гайдаровский книги «Уроки для современной России» очень показателен. Пивоваров сделал видеоверсию этих «уроков», чтобы зритель выучил назубок. Главное – не усомниться в непреложности транслируемых истин. Усомнился, значит не аттестован. Вот и нынешний кассандровский посыл также легко прочитывается: ностальгия, попытки принятия того прошлого приведут к гибели.

Мотивацию авторов подобного пропагандистского слэшера понять несложно: десятилетиями любыми неправдами выстраивали образ тотального семидесятилетнего ГУЛАГА и отхожего места цивилизации, делали карьеры, репутации свои на этом, а молодые от рук отбились, впадают в ересь. Того и гляди старательно и мучительно надутый пузырь лопнет, а из него и посыплется вся труха, пыль и требуха с мухами да опарышами – все то, что возводилось в формат истинного знания, правды и всего такого.

За что страдали?! Поэтому можно еще чуть пострадать и спуститься в «Чебуречную» а-ля «совок» и с брезгливым отвращением отведать чебурек, запивая кружкой «Жигулёвского». Подвижники, что и говорить. Как в этой ситуации не стать последователями Джейсона Вурхиза, не нацепить хоккейную маску и не приняться гоняться за оступившимися, не попытаться мстить и лоботомировать их мозг? Так или иначе, но речь идет о насильственных действиях идеологического характера.

Именно поэтому никакие попытки разобраться не прокатывают. Вместо разговора о сложном и многоцветном времени – шоры жесткого высокомерно-назидательного догматизма, диктат серого. Шаг вправо, шаг влево. Такое ощущение, что монополизировали право исторического истолкования, создали свое святилище, где и жречествуют, никого до таинства не допуская. Очень ревнивые товарищи из поворота не туда.

Жонглируют они очень простыми решениями и ответами – серыми. Причем по все той же концепции современной политической мифологии, закрепленной на скрижалях серого екатеринбургского Ельцин-центра с его семью днями творения новой России и сакрализованной датой распада: 1991.

Борис Ельцин и Егор Гайдар. Фото: yeltsin.ru

Эта серость, если приглядеться, очень отдает банальщиной, доходящей до анекдотичности. Откуда корни нынешней ностальгии по СССР, кто дал отмашку? Да, понятно же: всё от Путина, особенно «плохое». Вот и ответ, подкупающий своей новизной и глубококопанием: моду задал Путин, когда в 2000 году вернул чуть модернизированный, но старый советский гимн. Какие могут быть возражения?!

Разоблачители, которые десятилетиями скачут на антисоветской палочке верхом, уже давно срослись с тем образом жути, который они транслируют и навязывают обществу. Не отделить. Ни от этой пустоты, ни от серости, ни от отхожего места. «Совкодрочеры» – они такие.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии