Алексей Коленский рассказал о том, за какие малоизвестные российские фильмы уже не стыдно в 2021 году

3 года назад

Не так давно прошел 43-й Московский международный кинофестиваль. Единственной ложкой дегтя в бочке меда стал фильм открытия. Абсурдный, едва ли не кощунственный «Девятаев» мог отпугнуть самых непривередливых зрителей, но критик Алексей Коленский утверждает, что под неприглядной обложкой в 2021 году на ММКФ было множество интереснейших картин. И что уж точно заставляет радоваться, некоторые из них сделаны в России.

– Главный фильм документального конкурса, самый интересный для меня, потрясающий просто, про нереализованного мужика из Хабаровска, который шоферит, вовлекается в протестную активность еще до ареста Фургала и становится буревестником народного гнева, сетевым правдорубом. Он открывает Youtube-канал «Витёк Live», который должен объединить людей, сконцентрировать эмоции, чтобы власть услышала и так далее. Так начинаются его мытарства в дебрях одичалого феодализма, так он оказывается в сетях навальнинцев…

Фильм дает совершенно иную природу протеста, чем то, что рисуется в духе «они за деньги Госдепа, они хипстеры, они в 90-е хотят». Нет, все совсем иначе.

Этот фильм обязательно нужно посмотреть тем, кто вообще как-то интересуется политикой и природой русского человека. Мощное произведение, сняла двадцатипятилетняя Юлия Серьгина, одна из учениц Сергея Мирошниченко. Фильм называется «Амурская Голгофа».

«ВН»: – Катарсис-то наступил в конце фильма? Юлия прямо патриотка-патриотка?

– Она – мыслящий тростник, исследователь, сочувствующий герою, но герой-то потерян, приближается к краю. У него здоровье подорвано, а никаких целей он не достиг.

«ВН»: – Классическая схема? Бунт, крах, раскаяние?

– Раскаяния нет. Не в чем каяться, он честный патриот. Просто выясняется, что ориентиров у патриотизма нет вообще никаких. Я надеюсь, что этот фильм пойдет в прокат. Мне очень этого хочется.

«ВН»: – Он взял главный приз?

– Нет, главный приз документальных лент взял довольно авантюрный фильм «Сабайя», снятый с риском для жизни иранским курдом, который проникает в лагерь ИГИЛ*. Там террористы похищали езидских девушек и в какой-то резервации всех запирали, насиловали, вербовали. И девушки там живут.

«ВН»: – Какие еще наши фильмы были интересными? Художественные были интересные?

– Нужно обязательно поздравить екатеринбуржца Алексея Федорченко. «Последняя „Милая Болгария“» – в общем-то, не совсем мое кино, но оно меня все время перевербовывало. Очень вдохновенное, мастеровитое в хорошем лирическом смысле. Снято по мотивам книги Зощенко «Перед восходом солнца». Но там не так много рефлексии Зощенко, она дана через ситуацию: некий лирический герой нашел несожженные дневники в комнате, где жил писатель, и стал читать, пытаться разобраться в его судьбе.

Но параллельно этот человек познакомился с девушкой по соседству в этой коммунальной квартире в Алма-Ате и с соседом-Эйзенштейном, невольно прикоснулся к созданию «Ивана Грозного».

Главным базисным для сюжета материалом выступает камыш. Выяснилось, что картон был стратегическим материалом (фанера и картон), и поэтому все декорации в «Иване Грозном» делались из тростника. И вот сквозь прозрачный тростник льются солнечные лучи, на них – как грунт – кидается глина и тонким слоем просвечивает тоже. Тростник под ногами в виде каких-то брустверов. Эта девушка плетёт циновку и приносит на студию. Все безумно красиво, особенно – живой полиэкран.

Представь себе, что мы смотрим на абстракцию Пикассо его лучшего раннего периода. И некое распластанное тело у Пикассо предстает в виде графических объемов, а здесь оно предстает в виде живых тел, показанных с чуть-чуть разных ракурсов.

Грубо говоря, пока с нами говорит рот на левой части триптиха, с нами не менее выразительно говорит спина той же героини на правой части. А лицо мы видим в центре. Немного напоминает Гринуэйя «Книги Просперо». И вода там имеет большое выразительное значение.

«ВН»: – Ну и поговорим о главном открытии, которое ты еще до интервью анонсировал.

– Настоящим крышесносным откровением фестиваля и лучшим фильмом стал «Паркет» Александра Миндадзе, который я всем советую. О нем очень трудно говорить, поскольку он так устроен, что скорее этот фильм смотрит тебя. Это самый в хорошем смысле безумный фильм Миндадзе и самый глубокий. Он будет в прокате уже с 13 мая.

«ВН»: – Он не был в основной программе фестиваля?

– Нет, он был в программе «8 1/2 фильмов». Это невероятно крутое кино.

«ВН»: – Я понял, что про него трудно рассказать. Но чем особенно круто?

– Я понимаю, как автор добивается эффекта, но не могу описать, что происходит в этой связи. Там гениальная камера Олега Муту, уже постоянного оператора Миндадзе. Камера реально вступает в отношения танго с главными актерами. Она танцует – то сближение, то разрыв – бесконечная круговерть, бесконечное возвращение. Это настолько прочувствованный контакт с крупным планом актера, который в этот момент мечется по залу, полному танцующих пар!

В какой-то момент тебе становится настолько комфортно в эксгибиционизме этого танца, что ты, как очищенное ядро ореха, попадаешь в архетипическую ситуацию, которая делает возможным танго вообще.

Трио главных героев внезапно рассыпается. Не буду говорить, что там происходит. Но там появляются другие персонажи. И все это превращается в дель арте. И наступает катарсис. Картина архаична по воздействию, но авангардна по стилистике. Она апеллирует к нашему такому рептильному восприятию. Это становится фильмом, где действующими силами являются не люди, а обрубки людей, какие-то их феерические обмылки. Это невероятные взрывы эмоций и изменений речи, речевой ткани. Ты как зритель вовлечен в битву каких-то сил, которые правят нами на уровне нашей лимбической системы.

*«Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», ИГИЛ), решением от 29.12.2014 внесена в список зарубежных и международных организаций, признанных Верховным судом Российской Федерации террористическими и/или экстремистскими, деятельность которых запрещена на территории России

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ