Александр Колпакиди: «Американцы должны его запугать, чтобы он стал делать то, что они хотят»
Чего и кого боится Зеленский
Не успели демократы отпраздновать свою победу на выборах мэра Нью-Йорка и провозгласить о реванше, новоиспеченный глава города поехал в Вашингтон и неожиданно подружился с президентом США, в адрес которого наговорил столько оскорблений. Дональд Трамп и левак Зохран Мамдани на встрече в Белом доме мгновенно нашли общий язык, обменялись комплиментами и договорились сотрудничать по ряду вопросов. Историк и писатель Александр Колпакиди попытался расшифровать новую логику внутренней американской политики для «Ваших Новостей». Обсудили мы и другие наиболее актуальные темы.

Мамдани выступает на митинге в Брайант-парке, 27 октября 2024 / Википедия
«ВН»: – Александр Иванович, в Америке к власти начали приходить левые или леваки?
– Ну вот, Нью-Йорке победил наш любимый Мамданюшка. А в Сиэтле победила Кэти Уилсон, тоже демократическая социалистка. Но тут что интересно – кто костяк голосующих за этих кандидатов? Это не исключительно белые, но в основном белые, молодые, с высшим образованием люди. А кто составляет основную массу «против», кто за их конкурентов? Самые нищие негры. Это парадокс.
Настолько манипуляция далеко зашла. То есть люди, которые понимают, в каком мире живут, образованные, которые нормально устроены в жизни, работают и так далее, – они за коммунизм. А вот эти бедолаги несчастные, которые живут в нищете, их олигархия так дурачит, что они за железную пяту, где их просто уничтожат.
Ведь уже понятно, что шестой технологический уклад через 30−40 лет приведет к тому, что миллиарды людей будут не нужны. Миллиарды. Так а эти и сейчас уже не нужны. Мы знаем, для чего существуют фармацевтические корпорации. Не для того же, чтобы людей лечить…

Александр Колпакиди
Я думаю, что вот эта вся ситуация – человечество на развилке. И Россия тут оказалась как-то не пойми как, в какую-то раскоряку, еще не определилась.
«ВН»: – Не уходит из повестки предложенный Трампом план урегулирования украинского конфликта. Как вы думаете, чем всё закончится?
– Я думаю, что они Зеленского уламывают, чтобы он больше боялся Америки, чем он боится правых радикалов своих. Понимаете, тут проблема в том, что Зеленский – это же просто ну как бы авантюрист. Это же просто какой-то страшный клоун. Он же не националист, он и не за Бандеру, ему это всё чуждо.
Когда он только начал, он пытался свою какую-то программу реализовать, но он увидел, что если он ее начнет реализовывать, его просто изобьют или даже убьют. Гранату кинут, голову отрежут или что-то такое. И поэтому он пошел у них на поводу. Теперь задача у американцев, чтобы он боялся их больше, чем всех своих правых экстремистов, других злобных клоунов.
Но это как раз не клоуны, эти действительно голову отрежут. Зеленский-то никому голову не отрежет при всём желании. А эти отрежут. И он их боится гораздо сильнее, чем американцев. Теперь американцы должны его так запугать, чтобы он их больше испугался и стал делать то, что они хотят.

США. Нью-Йорк. Кандидат в президенты США Дональд Трамп (справа) и президент Украины Владимир Зеленский (слева) во время встречи. Фото: AP/TASS
«ВН»: – А чего хотят американцы?
– Они хотят, чтобы какой-то результат сейчас был. Но я не совсем понимаю другое. Ведь эта война подпитывает экономику – и американскую, и другие. И служит неким таким моторчиком. Пусть небольшим, пусть только раскручивающимся. Но всё же раскручивающимся. А дальше что?
Вот хорошо, наступит перемирие, и что у них с экономикой будет? Непонятненько.
То есть настолько всё перепуталось, настолько перемешалось, настолько разошлись интересы Америки, Западной Европы, России, Китая, Индии, БРИКСа, что очень трудно прогнозировать, кто пересилит и кто добьется своего.
Мы видим, что во главе Европы сильного лидера нет. Это тоже какие-то клоуны. Причем даже никому не страшные. Ни в Польше не страшные, нигде.

Флаг Европейского союза. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
И я думаю, что это всё говорит о том, что сейчас ни Путин, ни Трамп не знают, что будет завтра. Слишком всё переплетено. У всех своя игра. У Эрдогана своя игра и так далее. И ладно бы, если бы эта игра была вокруг СВО. Она же вокруг всего периметра нашей границы. Сейчас вот Эрдоган с Азербайджаном что-то замутил. Другие там замутили со Средней Азией, с Арменией.
«ВН»: – Эта неопределенность в международной политике, о которой вы говорите, кому-то выгодна?
– Всё это пугает. Пугает, что наряду с какими-то серьезными экономическими интересами, политическими и так далее, появились силы, которые руководствуются какими-то чисто религиозными, мракобесными, фанатическими теориями и бредом. Вот это, конечно, реально пугает.
Коррупция и компромат стали играть в связи с развитием технологий колоссальную роль в политике. Например, кто может поручиться, что завтра в бумагах Эпштейна на Трампа не появится такое, что Трамп не отдаст приказ напасть на Венесуэлу для отвлечения внимания?

Дональд Трамп. Фото: AP/TASS
И вообще эти угрозы Венесуэле… А как они, например, туда полетят? Через Мексику? Мексика будет сбивать самолеты американские? Или через Кубу? Куба-то точно будет сбивать. И дальше что? Как отреагирует Колумбия? У нее сильная армия. А ее президента они тоже хотят посадить.
И всё это в каком-то смысле зависит от файлов Эпштейна. Это страшно. Клинтону в свое время понадобилась маленькая Сербия, а тут взорвется вся Латинская Америка.
И вот они продвигают везде своих крайне правых кандидатов. А сейчас Милей уже привел Аргентину в довольно тяжелое состояние внутреннее, там произошла поляризация. То есть в любой момент может начаться – вплоть до гражданской войны. Сейчас в Чили такая же ситуация. Сторонник Пиночета точно будет сейчас во втором туре президентом.
Самое страшное, что этот компромат в Америке может привести к непоправимым последствиям во внешнеполитической сфере.

Candidate of the Liberty Advances coalition Javier Milei speaks to supporters outside his campaign headquarters after winning the presidential runoff election in Buenos Aires, Argentina, Sunday, Nov. 19, 2023. (AP Photo/Rodrigo Abd)
Аргентина. Буэнос-Айрес. Кандидат в президенты Аргентины от правой коалиции «Свобода наступает» Хавьер Милей после победы во втором туре президентских выборов. По данным подсчета 93,4% голосов за него проголосовали 55,82% избирателей. AP/TASS
«ВН»: – Венесуэла далеко от России, но это дружественная стран. Надо ли РФ вмешиваться?
– Венесуэла очень важна. И неважно, какой это регион. Там самые большие запасы нефти в мире. Мы же просто в заднице будем, если Америка возьмет Венесуэлу. Америка навечно решит свою проблему с энергоносителями. Запад решит навечно свою проблему.
Там самые большие запасы нефти в мире. Никто и близко с ними по запасам не сравнится. Никакие арабы. Никто. Ни мы тем более.
«ВН»: – А если говорить о цивилизационно-этическом моменте?
– У наших властей сейчас нет такого момента. Они вообще это не признают. Несколько раз оба наших президента, дай бог им здоровья, говорили: они-то думали, что главное при капитализме выгода и деньги, а оказывается – нет.

Александр Колпакиди
Но мне кажется, что они как думали, так и продолжают это думать. У них важнейшее слово «маржа». И кроме этого больше сейчас нет никакой идеологии.
«ВН»: – Сможет ли какая-либо страна в Латинской Америке, та же Венесуэла, строить социализм без внешней помощи?
– Социализм невозможно сейчас построить в отдельно взятой Венесуэле. Социализм никто построить сейчас не даст. Они просто социалку направляют в сторону народа. Сейчас под словом «социализм» понимается социалка.
Трамп против социалки. Мадуро за социалку.
К сожалению, Чавес, как бы к нему хорошо ни относиться, он социализма никакого строить не стал. У него для этого не хватило мозга. А Мадуро просто не давали. И как только Мадуро пытается что-то сделать, тут же появляется какой-нибудь очередной оппозиционный лидер. И вот этой женщине уже даже Нобелевскую премию дали.

Протесты в Венесуэле (2014) / Википедия
Что еще надо для доказательства того, что никакого социализма Мадуро построить не дадут? Нобелевскую премию дали бабе! Раньше давали Солженицыну.
Поэтому я думаю, что сейчас вопрос идет о венесуэльской нефти. Поймите, что бы там ни говорили о том, что скоро нефть будет не нужна, и вот что-то изобрели, и там уже пишут статьи, – ничего этого пока не видно. Пока она очень даже всем нужна.
У Америки большие запасы нефти. Но если она получит Венесуэлу, она навечно решит свои проблемы. Не на 100 лет, не на 200 лет, а навечно. Это очень большие запасы нефти. А у нас другая проблема – у нас маленькие остались запасы нефти. Ну я имею в виду той, к которой мы привыкли, – легкодобываемой.
А ресурсы на труднодобываемую – большой вопрос, есть у нас или нет. Поэтому я думаю, что это вопрос прежде всего экономический, это не вопрос социализма.
Мамданюшка не построит социализма в Нью-Йорке. Он просто перераспределит доходы от богатых в пользу бедных. И в Советском Союзе реального социализма не было. Он только назывался реальный социализм, а на самом деле это был вообще не социализм по сути. Но это было перераспределение всех доходов в пользу всего народа, а не в пользу олигархии, как сейчас.

Владимир Ильич Ленин. Фото: ТАСС
Поэтому тут очень сложно говорить о социализме. И Китай не построит социализм. У них нет такой возможности. Пока существует капиталистический мир, пока он опережает те страны, которые хотели бы строить социализм, те страны, в руководстве которых стоят люди, которые хотят строить социализм, и партии, которые хотят строить социализм, – капиталистический мир им не даст этого сделать.
Мы уже это видели на примере собственной страны. Мы видели это на примере Кубы и так далее. Хрущев после смерти Сталина пытался устроить разрядку, мир-дружбу-жвачку, оттепель, конвергенцию… И что? Берлинский кризис, Карибский кризис. Вот и вся разрядка. Они не дают просто. Казалось бы, пошли им навстречу, но это всё бла-бла-бла. Социализм построить не дадут, покуда Китай не опередит Запад по производительности труда, по темпам роста, по научно-техническому прогрессу. Когда опередит – они будут неопасны и можно будет строить социализм. Сейчас пока нет, Запад опережает.
И мировой порядок устроен так, что обогнать их очень сложно. Китай работает больше, науки – больше. Но так устроено, что Китай не грабит Запад, а Запад грабит Китай. Он и нас грабит, даже больше, чем Китай, несмотря ни на что. А что уж говорить про Африку, Азию, Латинскую Америку? Это неоколониальное устройство мира сохраняется.

Южно-Африканская Республика. Йоханнесбург. Логотип 15-го саммита БРИКС в международном конференц-центре Sandton. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Попытка БРИКСа его развалить только в начале пути. И как Трамп ненавидит БРИКС! Случайно, что ли? Нет, конечно. Поэтому тут всё упирается в такие глобальные вещи.