Александр Градский: «Не очень грамотные и необразованные люди не смогут умно и красиво работать в своей профессии»

2 года назад

28 ноября не стало Александра Градского – выдающегося музыканта, вокалиста, композитора и наставника шоу «Голос». Переболев коронавирусом, артист не смог справиться с последствиями, практически не мог передвигаться, с трудом дышал, на съемки Первого канала его привозили на каталке в лежачем положении. И все же он не пожелал отказаться от работы, что привело к ишемическому инсульту и остановке сердца.

Александр Борисович не любил давать интервью, принципиально не вел соцсетей, но любопытно, что в архиве сайта Градского (да, сейчас это уже забытая опция) осталась многостраничная переписка музыканта с поклонниками в режиме вопрос/ответ, которую он вел несколько лет. Возможно, через некоторое время издатели обратят на нее внимание и выпустят в виде книги, как было с Егором Летовым, а пока «Ваши Новости» публикуют некоторые фрагменты переписки – по сути «народное интервью», оставшееся после смерти мастера (орфография и пунктуация авторские).

– Александр Борисович, как Вы относитесь к достижениям человечества – к техническому прогрессу, к достижениям в области науки, медицины? Считаете, что это на пользу, или человек перешёл некую грань, когда развивается во вред? В интернете очень много противоречивых мнений по этому поводу, кто-то восхищается учёными, кто-то критикует за «состязание с природой».

– Это неизбежное движение времени и мысли. Никто не в силах изменить подобный ход развития, который может привести к чему угодно, в том числе к благоденствию, или к катастрофе. Болтать на эту тему можно много, но все же от нас всех в той или иной степени зависит, чем, зачем, почему и как все это закончится или не закончится.

– Пишу научную работу о поэзии русского рока. В том числе, в этом тексте упоминается материал о Вас, где автор говорил, что Вы доказали, что русский рок был задолго до того, как он появился в качестве музыкального направления на Западе. И появился русский рок ещё в русской литературе. В качестве результата такого доказательства, автор этого материала приводит Ваши альбомы на стихи русских поэтов. Тем не менее, этот материал мне попался на глаза лишь один раз и больше ничего подобного я не видел и не слышал. В документальном фильме «Рок-версия событий» (снятый каналом «Культура») Вы об этом ни слова не сказали. Вопрос: это очередная выдумка «журналюг» или такая публикация правда была? 

– Я считал и продолжаю считать, что термин «русский рок» весьма сомнителен. НАПРАВЛЕНИЯ такого я не ощущаю. Скорее, есть талантливые сочинители и исполнители со своим лицом, при этом, вполне оригинальные стихи ими делаются. Но вот, что интересно: западный музыкальный небосвод давно уже не чистым роком сияет, а развивается в смежных жанрах с использованием музыки самого разного характера. Не раз говорил и еще раз повторю, что сегодняшний музыкальный язык куда более разнообразен и активная ударная группа не более, чем дань стилю.

– Насколько идея группы «Скоморохи» реализовалась на российской музыкальной сцене?

– Частично реализовалась и продолжается во многом, что я сам делаю. Тут возможна и лирика и интонация, конечно же, шутовская схема (царям с улыбкой правду говорить) и многое другое, с той лишь разницей, что скоморошество подразумевает почти непрофессионализм и прямое «хождение в народ», я все же использую образование и сцену

– Не думаете ли Вы, что дебилизация народа (и «опопсение» вкуса) входит в насущную программу политики властей?

– Не только думаю, а даже уверен в этом. Это глубоко неверная политика, ибо привести она может только к тому, что не очень грамотные и образованные люди, не понимающие разницы между хорошим, профессиональным и дурным, безвкусным не смогут умно и красиво работать по своей профессии, вне зависимости от того, чем они занимаются и кем являются. Проблема это вечная и ошибка начальства та же самая. Противоядий предостаточно – интернет, родители, книги и т. д. А главное – стремление к самосовершенствованию…

– Что вы думаете о прогнозируемом некоторыми российскими политиками «новом застое», неизбежно вытекающем из якобы существующей ныне и «пролонгируемой» стабильности? Конструктивен ли вообще ЗАСТОЙ В СТРАНЕ для творческого человека? Каков на этот счет личный опыт Александра Борисовича?

– Политики в основном и есть застой, или отстой, что того правдивей. Для них «брежневизм» – идеальный строй, так как позволяет, ни черта, в сущности не делая, сохранять свое удобное материальное положение. О духовном росте и прогрессе в личном плане и в стране они не беспокоятся, так как на страну им глубоко наплевать, а внутреннего мира с потребностью развития у них попросту нет. Что же до всех остальных и в том числе творческих людей – это личный выбор каждого из нас. Главный плюс для меня – то, что лично мне никто не мешает работать, зарабатывать и совершенствоваться по мере сил. Кстати, мой личный опыт говорит, что это можно сделать при любом режиме, исключая диктатуру.

– Несколько раз слышала от Вас про Мусоргского, Прокофьева и Шостаковича, и каждый раз хочется пискнуть – там Стравинский ещё был посерёдке! Потому что на слух абсолютного дилетанта ваше взаимное влияние куда более очевидно.

– Стравинский – конечно, один из самых почитаемых авторов для меня, изумительный и парадоксальный стилист, блестящий музыкант, образец для современного композитора. Многие свои «придумки» я делал, ориентируясь на его музыкальное мышление, как я его понимаю и это «слышно» в моих вещах там, где люди, понимающие музыку и имеющие уши могут это осознать. Одним словом – люблю и все тут!

– Я не из музыкальной среды, многое мне неизвестно и не понятно. А Вы как музыкант и ученик Тихона Хренникова могли бы прокомментировать его вклад в музыку?

– Можно согласится, что Тихон Хренников скорее мелодист – песенник, романсист и т.п. При этом его симфонические произведения и концерты для сольных инструментов сделаны исключительно профессионально.

Довольно тяжело выделиться в данном ряду (симфоническом) чем-то невероятным, ведь к этому времени столько было всего написано гениями прошлого, пожалуй, именно Шостаковичу, Прокофьеву и позднее Шнитке это удалось среди русских авторов.

Тихон Николаевич был удивительно мягким и добрым человеком, и при этом вполне умелым руководителем, что в то время было тяжелой работой. Сейчас легко болтать всякую чепуху о том времени, посмотрел бы я на таких судей, обосравшихся от одного сталинского взгляда…

Хренникову удалось почти невозможное, речи и слова о «формализме» и т. п. это одно, а вот то, что за время его председательства в Союзе композиторов не был репрессирован НИ ОДИН композитор, – это непреложный факт. По-моему, одного кого-то посадили и то, за явное преступление уголовного характера. И заказы были для «формалистов» и гонорары и ваще…

В композиторской среде бытовало мнение, что председатель СК ОБЯЗАН быть мастером и профессионалом в симфонической музыке, иначе к нему относились бы не очень уважительно – отсюда и хренниковские «симфонизмы»…

Более того, было обязательным для солистов играть и пропагандировать современные вещи советских авторов, чем в сегодняшнем времени никто не занимается.

– Вы говорили, что раньше тексты к песням писали плохо, но со временем, спустя 20-25 лет, научились писать стихи. Поняли это, сравнивая стихи Фета и свои. Но почему Вы не пошли учиться, например, в Литературный институт?

– Большие поэты, как правило, ни в каких литинститутах не учились – это факт. Не всем дано СРАЗУ писать талантливо, кто-то приходит к умению писать со временем. «Пробелы» в своих стихах я и сам мог замечать, иногда оставлял «шероховатости», так как это было удобно для пения и для выражения эмоционального состояния.

Теперь я уже не вижу этих «пробелов», скорее наоборот – вижу своеобразие мышления и поэтические удачи, а на «мнения» литераторов мне всегда было наплевать, даже, когда я писал вполне средние тексты. Удачи начались в восьмидесятые годы, с тех пор я пишу для самого себя, НО поэтом себя не считаю, какие бы удачные стихи я не писал, так как считаю, что ПОЭТ – это человек не мыслящий себя без написания стихов, я же спокойно могу заниматься сочинением, а могу не заниматься этим, то есть «обходиться» без поэтического самовыражения.

– Хотелось бы получить от Вас подробный список любимейших книг, фильмов, а также музыки, которую бы Вы рекомендовали для прослушивания.

– Не хочется навязывать свой вкус людям…

– Какой у Вас темперамент?

– Молчу, молчу, потом как заору. Потом опять молчу. Или ухмыляюсь.

 

Автор Егор Шилов



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ