Украинские ДРГ активно пытаются пересекать границу с Россией для осуществления террористической деятельности
При незаконном пересечении границы задержано более 400 украинских националистов и военных преступников.
Вчера министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью ARD назвал реалистичным сценарий полного отключения электроэнергии на территории Незалежной. Впрочем, при этом дипломат уточнил, что, по всей видимости, новой волны миграции в Европу это не спровоцирует, так как украинцы, по его мнению, скорее будут перебираться в сельские районы, «где есть возможность топить дровами».
Понятно, что по долгу службы Кулеба должен верить в свой народ, но даже на фоне этой веры его заявление кажется несколько оптимистичным. Следовательно, вопрос: а на кого тогда это заявление было рассчитано?
Ну адресат понятен: это – Кремль. Поскольку одной из целей (наряду с принуждением к переговорам и дезорганизацией тыла) обстрелов критической инфраструктуры является создание очередной миграционной волны, которая может создать немало проблем для Европы, уже неспособной, по большому счету, к приему беженцев (по конец сентября в Европу прибыли более 7 млн украинцев). Еще один массовый приток может повлечь за собой весьма нехорошие последствия для многих европейских государств (так, допустим, Эстония уже заявила, что исчерпала все возможности по приему украинцев). А при определенном стечении обстоятельств – даже привести к политической турбулентности (в Германии вон уже предотвратили попытку государственного переворота).
Следовательно, сегодняшние слова Кулебы можно рассматривать как ответ Кремлю, что план с ударами по критической инфраструктуре не сработал: от переговоров Украина отказалась, точнее, президент Владимир Зеленский предложил такой план, который Кремлю и в страшном сне не приснится, и зимняя волна беженцев – тоже накрылась медным тазом.
Но все ли так прозрачно и линейно, как это может показаться на первый взгляд?
Отнюдь. Хотя бы потому, что Кремль был не единственным адресатом. Вторым была Европа. И в этом плане слова Кулебы звучали как успокаивающая мантра. Мол, не волнуйтесь, беженцев больше не будет, все хорошо (после громких заявлений, что волна все же будет, которые, надо полагать, должны были подстегнуть Евросоюз к тем решениям – о поставках ПВО и так далее, которые они старательно откладывали в долгий ящик).
Однако всем совершенно ясно, что далеко не все так хорошо, как может показаться из слов главы украинского МИД. Хотя бы потому, что определенный приток беженцев все равно будет (он был бы, кстати говоря, независимо от того, наносила бы РФ удары по критической инфраструктуре или нет). Вероятно, не такой мощный, как рассчитывал Кремль. Но будет. И от этого никуда не деться. В пользу этого предположения говорит то, что свое заявление Кулеба сделал на фоне активизации дипломатической активности со стороны Зеленского. Так, на прошлой неделе он провел переговоры с президентами США, Франции и Турции и, как пишет Reuters, ожидает на этой неделе «важных результатов» по их итогам.
Ну о «важных результатах» гадать не будем – увидим. Тем не менее вполне можно предположить, что энергетика была одной из приоритетных тем (официально сообщалось, что эта тема затрагивалась в разговоре с Макроном). И некоторым образом эта проблема решается. Так, Турция планирует отправить плавучие электростанции для поставок 300–400 МВт электроэнергии, Азербайджан уже предоставил бесплатно топливо и начал осуществлять поставки трансформаторов и генераторов, Грузия собирается выделить средства для поставки генераторов, Израиль тоже поставит Украине генераторы. Ну и, само собой, не останется в стороне и Евросоюз. Так что действительно в некотором роде план Кремля провалился.
Интересно, впрочем, другое: то, что ЕС и Грузия поставят/поставляют генераторы и проч., – с этим все понятно, но вот то, что этим занимаются и наши стратегические и просто партнеры (Турция, Азербайджан и Израиль) – это не может не настораживать. Точнее, это настораживает уже давно – только в Кремле на тот факт никак не реагируют.
Почему? Ответ, по всей видимости, прост: нечем. Вступать в конфликт с Турцией на фоне СВО на Украине – подписать себе смертный приговор (тем более что и в экономическом плане Анкара сейчас чуть ли не самый важный партнер РФ – наряду с Индией и Китаем). С Азербайджаном (например, через оказание помощи Армении) – ну это все равно, что с Турцией. Пригрозить Израилю? Совсем испортить свое положение в Сирии (там одного Эрдогана достаточно). Вот и приходится молчать. Ибо ничего другого не остается.
О чем это говорит? О том, что, несмотря на все уверения Кремля, СВО идет не по плану. И то, что сейчас мы наблюдаем, включая удары по критической инфраструктуре, – это свидетельство того, что на сегодняшний момент никакого стратегического плана нет. Есть набор тактических решений, который реализует Генштаб. И как ситуация пойдет дальше – бог весть.
Пора признать неизбежное: Кремль оказался не готов к такому повороту событий (думается, изначальный план состоял в том, чтобы провести на Украине сугубо полицейскую операцию в течение недели). Иначе не пришлось бы у Ирана, как пишут иностранные СМИ, закупать беспилотники – свои бы были и прочая, прочая.
Поэтому к заявлению Кулебы стоило бы отнестись серьезно, особенно если Reuters не брешет и последуют действительно какие-то «важные результаты» от телефонных переговоров Зеленского с Байденом, Макроном и Эрдоганом. Вполне возможно, что Украина сможет куда легче переварить удары по критической инфраструктуре, чем прогнозируют в Кремле. Что ставит перед последним логичный вопрос: а что тогда дальше? Есть ли у Кремля ответ, кроме «все идет по плану»? И вот тут берут солидные сомнения…