Актуальное

ЮРИЮ БОНДАРЕВУ — 100 ЛЕТ

Фронтовик, защитник Сталинграда, зачинатель лейтенантской прозы, общественный деятель и несгибаемый гражданский авторитет. Еще будет время, когда эту фигуру откроют заново, перечитают, переосмыслят. Мы точно знаем. А пока вся страна вспоминает великую литературу, мы вспомним и большое кино, к которому Юрий Бондарев приложил руку. 

Писатель Юрий Бондарев на встрече с читателями в Концертной студии Останкино (1978)

«49 дней» (1962, реж. Генрих Габай)

Помимо адаптации собственной прозы для экрана, Бондарев писал самостоятельные сценарии. Один из таких — «49 дней», написанный в соавторстве с двумя мастодонтами советской литературы: Владимиром Тендряковым и Григорием Баклановым. Сюжет основан на реальных событиях: страшный  шторм выбросил самоходную баржу с четырьмя солдатами на борту в открытый океан.

«49 дней» (основано на реальных событиях, реж. Генрих Габай, 1962 г.)

Рок преподнёс морякам испытание, подсмотренное в романах Джека Лондона: в течение 49 дней судно дрейфовало в ревущей стихии практически без продовольствия. Скромный рацион солдат, который воспел совсем ещё юный Высоцкий («Последнюю съели картошку, / Взглянули друг другу в глаза… / Когда ел Поплавский гармошку, / Крутая скатилась слеза»), вошёл в инструкции по выживанию. Когда смерть приблизилась на расстояние вытянутой руки, случилось невероятное – советских граждан спасли американские военные. Ситуация в эпоху холодной войны взрывоопасная, но всё разрешилось благополучно – истощённый экипаж баржи помыли, накормили, прокатили до Сан-Франциско и вернули Стране Советов.

Эпопея «Освобождение» (1967—1972, реж. Юрий Озеров)

Самый масштабный проект о Великой отечественной – пять фильмов, пять стран-участников, пять съемочных лет. Озеров сам прошел войну и умел показывать ее с разных точек зрения – от солдата до маршала, от окопа до ставки Верховного главнокомандования.

«Освобождение» (1967—1972, реж. Юрий Озеров)

Помимо батальных сцен, которым позавидовал бы и Стивен Спилберг, и Дени Вильнёв, в «Освобождении» есть лирическая сторона, напрямую взятая из Бондаревской повести «Батальоны просят огня». В мировом прокате, кстати, эпопею Юрия Озерова посмотрели 350 миллионов зрителей — это очень внушительная цифра. 

«Горячий снег» (1972, реж. Гавриил Егиазаров)

«По-моему, экранизация только тогда экранизация, а не «разговор в связи», когда, и режиссёр, и писатель смотрят на конфликты и явления жизни одними глазами, когда жизненный и душевных их опыт чем-то равен, хотя разные вещи могут вызвать у них разную эмоциональную окраску, однако художественная оценка будет схожей», – писал Бондарев в эссе «Литература и кино».

«Горячий снег» (1972, реж. Гавриил Егиазаров)

«Горячий снег», пожалуй, лучшая экранизация бондаревского текста – точная, звонкая и волнующая. Роскошный актерский состав (Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Вадим Спиридонов, Тамара Седельникова), музыка Шнитке и камера Федора Добронравова («Дерсу Узала», «Неуловимые мстители») – все звезды сошлись на этой картине. 

Юрию Бондареву повезло с кино. А кино повезло с Юрием Бондаревым. Редкая удача. 

 

Денир Курбанджанов

Recent Posts

Украина. Сейчас. День Победы

На женщину был составлен протокол об административном правонарушении

13 часов ago

Этот день мы потребляли как могли

Чаю День Победы и жизни будущего века! Аминь

15 часов ago

Рафах станет политической могилой Нетаньяху

О политических последствиях военной операции Израиля в Рафахе

2 дня ago