Мария Ватутина: ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ. ЛЁГКАЯ ПЕСЕНКА
Там уже идет война с Россией, а Россия этого не замечает…
Кто бы мог подумать, что такой «ястреб», как экс-премьер Британии Борис Джонсон, призовет к мирным переговорам, да еще и далеко не по «формуле Зеленского», предусматривающей возвращение к границам 91-го и получение с России репараций?!
А ведь именно так и произошло.
Буквально на днях бывший британский премьер написал колонку для Daily Mail, в которой подвел итоги своей встречи с Дональдом Трампом. И эта новая позиция Джонсона по меньшей мере удивляет, ибо не будем забывать, что именно он, по словам главы украинской переговорной группы в Стамбуле Давида Арахамии, уговорил Зеленского отказаться от подписания мирного договора в 22-м, дав надежду, что Украина, поддерживаемая Западом, сможет нанести РФ поражение на поле боя.
Итак, как нынче Джонсон видит завершение конфликта?
Мирным договором, по которому новая граница возвращается к линии до начала СВО. В качестве гарантий Украина получает членство в ЕС и НАТО, а также выросшую в разы военную помощь, чтобы в случае чего Незалежная могла не просто обороняться, но перейти в наступление, как минимум создав для России угрозу военного разгрома. В качестве уступок Кремлю Джонсон проговаривает два момента. Во-первых, это восстановление отношений с Западом (что, по всей видимости, подразумевает снятие санкций и отход от концепции политической изоляции), а во-вторых, внедрение на Украине «особых мер защиты для носителей русского языка».
По словам Джонсона, это именно то, что он предложил Трампу в рамках достижения прочного мира на Украине, что уже окрестили «планом Трампа», мол, Джонсон как «британская версия последнего» транслирует мысли (как бы зондируя почву и общественное мнение) своего американского визави.
Несмотря на то, что Джонсон подчеркивает, что это сугубо его представления, это действительно очень похоже – по разным косвенных признакам – на гипотетический план Трампа (в эту стратегию вписывается и членство Украины в НАТО – для создания постоянного очага напряжения, который станет побудительным импульсом для стран-членов Альянса для увеличения расходов на оборону до 3 процентов ВВП (у той же Германии не доходит даже до 2)).
Однако данный сценарий – для Киева – выглядит очень оптимистическим: он не учитывает мирную концепцию Владимира Путина, согласно которой к РФ отходят полностью четыре области с их международным признанием, а за Украиной закрепляется внеблоковый статус.
Очевидно, что Трамп, если победит на выборах, сможет выторговать некие уступки (возможно, Кремль ограничит свои притязания лишь территориями Донецкой и Луганской областей и частью, на момент фиксации в конституции РФ (да, теоретически тут есть такая лазейка) Запорожья и Херсонщины). Но вот что касается вхождения Незалежной в НАТО – тут большие сомнения. Вряд ли Кремль согласится на это, поскольку сие идет вразрез с «путинским ультиматумом» от 23 декабря 21-го. Да и как-то плохо верится, что и другие страны НАТО, понимая все риски, будут в восторге от подобной перспективы. Впрочем, это не принципиально: накачивать Украину оружием можно и без всяких членств в НАТО, как и оказывать ей прямую военную поддержку (что можно наблюдать в случае с Израилем).
А за снятие санкций, внеблоковый статус Украины, а также на гарантии нерасширения НАТО на восток Кремль действительно может пойти на большие уступки. И все равно это можно будет представить как победу.
В общем, в случае избрания Трампа президентом США этот сценарий можно рассматривать как наиболее вероятный, в пользу чего говорит и то, что он, этот сценарий, транслируется никем иным, как, пожалуй, главным «ястребом» Запада Борисом Джонсоном. Уже если он переобулся, то дела у Незалежной и в самом деле некудышные. И все идет к столу переговоров.