«У премьер-министра мало друзей»: трагедия Петра Столыпина

«Столыпинские реформы, – пишет в биографии Столыпина Святослав Рыбас, – это последняя попытка тогдашнего общества отстранить от власти разлагающуюся петербургскую верхушку и провести без разрушения государственности либеральные реформы…».

И далее: «Против Столыпина выступили три силы: левые в лице социал-революционеров, у которых реформы выбивали базу революции; правые, у которых реформы устраняли их опору в помещичьем землевладении, и, наконец, царское окружение, которое стремилось свести реформы к минимуму, так как они ограничивали его власть».

Я не случайно цитирую здесь книгу Святослава Рыбаса, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей»: именно она стала основой для спектакля, который идет на Малой сцене МХАТа. Пьесу писал сам автор в сотрудничестве со своей дочерью Екатериной.

В центре постановки – фигура Петра Аркадьевича, его отношения с царем, с могущественными министрами, первыми лицами империи и не в последнюю очередь – жизнь в кругу семьи, отношения с близкими людьми. Вот жена (Мария Янко), трогательно беспокоящаяся о муже, вот дочь (Екатерина Черевко), которая имела несчастье увлечься не тем человеком и навлечь на себя неодобрение отца (роль которого играет Эдуард Флёров).

А между тем над головой премьер-министра сгущаются тучи. Царь (Кирилл Зайцев), прежде доверявший ему, один за другим отклоняет проекты Столыпина. Эсеры охотятся за премьер-министром, и хотя до поры до времени их покушения приводили лишь к гибели ни в чем не повинных людей, случайно оказавшихся поблизости, отказываться от своих планов революционеры вовсе не намерены. И как будто этого мало, против Столыпина выступают и те, кто считаются опорой империи: царедворец Дурново (небольшая, но колоритная роль Андрея Погодина) и министр финансов Коковцев (Никита Померанцев).

Круг действующих лиц не ограничивается современниками Столыпина: в видении герою является, например, Суворов (Михаил Сиворин), который был предком супруги премьер-министра. Также в спектакле упоминается о родстве Столыпиных с Лермонтовым и о дружбе со Львом Толстым (об этом, впрочем, подробнее рассказывается в книге).

Временные рамки спектакля ограничены периодом с 1906 года – точнее, с августовского покушения на Столыпина, во время которого погибло множество людей и двое его детей получили тяжелые ранения – до последнего, одиннадцатого покушения, которое произошло пять лет спустя. Сам Столыпин в спектакле представлен как человек долга, человек чести, который пытается до последнего защищать империю, от которой так или иначе все отступились. Но императрица Александра (Наталия Медведева) видит в его лице только претендента на власть, который способен уменьшить власть ее супруга, если добьется своего, а значит, является ее врагом. Она не останавливается ни перед чем, чтобы восстановить императора против премьера.

И Столыпин фактически остается в полном одиночестве – несмотря на то, что занимает чрезвычайно высокое положение, которому многие могли бы позавидовать. Жена Ольга, хоть и предана Петру Аркадьевичу и во всем поддерживает его, не скрывает, что ради его безопасности и ради безопасности детей предпочла бы, чтобы он больше не был премьер-министром. Однако трагедия таких людей, как Столыпин, заключается в том, что они не могут просто так взять и превратиться в частное лицо. Он слишком серьезно относился к своей миссии, чтобы смириться, признать свое поражение и отойти в сторону.

В роковой осенний день 1911 года судьба настигла его и пулей террориста поставила в его жизни точку. Мог ли Столыпин удержать огромную, раздираемую противоречиями империю от сползания в пропасть, проживи он подольше? Этот вопрос каждый зритель волен разрешить по-своему, посмотрев спектакль.

Возрастное ограничение: 12+

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии