Турция посылает Запад куда подальше, или К строительству новой империи в обмен на беспилотники?

2 года назад

В чем-чем, а в политическом чутье турецкому лидеру не откажешь: Реджеп Эрдоган быстро смекнул, что украинский конфликт, точнее, даже не он сам, а экономическая война Запада против России на его почве открывает для Турции «окно возможностей», которым, учитывая его, Эрдогана, амбиции, грех не воспользоваться. И он тут же обозначил свою позицию, отказавшись поддержать антироссийские санкции, что, по сути, было беспрецедентным шагом, демонстрирующим, что Турция будет вести самостоятельную политику. Уже тогда было ясно, что Эрдоган не остановится на одной лишь манифестации своей позиции. И подтверждений этому долго ждать не пришлось. Как только турецкий лидер понял, что Запад начинает увязать в собственных проблемах под воздействием «украинского вопроса», то есть понял, что Западу сейчас явно не до Турции, а если и есть дело, то он, Запад, ничего не сможет с ней поделать, Эрдоган перешел в наступление, уже открыто претендуя на роль одного из полюсов/центров силы в новой складывающейся конфигурации многополярного мира.

Фото: Global Look Press

Ну кто из глав стран НАТО рискнул бы сфотографироваться с Владимиром Путиным? Думается, что никто. Кроме Эрдогана, разумеется. Что он и сделал на трехсторонней встрече лидеров Ирана, Турции и России. И Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии, в данном случае совершенно права: Эрдоган бросил Западу вызов. И как последний отреагировал? Да никак, если по существу-то. Ну выразил Белый дом свою озабоченность, ну та же Бербок что-то там сказала – и все. Никакого реального ответа на этот вызов Запад не дал. Смолчал, понимая, что сейчас ему уже не с руки входить еще и в конфронтацию с Турцией, от которой как минимум зависит вхождение Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс. Говоря другими словами, нечего ему сейчас противопоставить Эрдогану, у которого появился даже не один, а целых два рычага давления: «шведско-финский кейс» и посредничество в «зерновой сделке». Поняв, что Запад не готов к ответу, Эрдоган пошел дальше, бросив новый вызов: «Мы смотрим и на Путина, и на Зеленского как на друзей, а не врагов. Более того, подход Запада к господину Путину неправильный… Вы знаете отношение западных политиков к Путину. Так не подобает политикам. Какое отношение к нему проявишь, то и получишь», – заявил он, давая понять, что теперь с Турцией надо считаться как с одним из центров силы многополярного мира. Что, входя в то же НАТО, Турция не будет поддерживать коллективную позицию Североатлантического альянса. Что отныне Турция ведет только одну игру – свою собственную.

Собственно, об этом уже красноречиво свидетельствовала политика Анкары по украинскому конфликту. С одной стороны, Турция была единственной страной НАТО, которая не ввела против России санкции и не закрыла небо, продолжив тесное экономическое и политическое сотрудничество, с другой – активно снабжала Украину оружием, имея с этого очень неплохой барыш. То же самое Эрдоган провернул и с «зерновой сделкой», договорившись о том, что Турция получает право покупать зерно, идущее морем, по ценам ниже мировых с возможностью его дальнейшей перепродажи уже по мировым ценам. Неплохо, не правда ли? Но зачем останавливаться на достигнутом, верно? Зачем продавать те же беспилотники только Украине, если можно еще и России, тем более если уж последняя изъявила такое желание (если быть более точным, то Эрдоган заявил, что Россия выразила желание сотрудничать в производстве беспилотников Bayraktar, разработанных компанией Baykar Makina)? Будет ли это желание удовлетворено? Да, ранее гендиректор Baykar Makina Халюк Байрактар говорил, что компания не будет продавать свои беспилотники России. Но конъюнктура ведь меняется: тут надо учитывать, что за время, прошедшее с его заявления, а) усугубился – для Европы, имеется в виду – газовый вопрос; б) по неофициальной информации (в Кремле это, впрочем, опровергли), предположительно, были заключены договоренности России с Ираном касательно продажи иранских беспилотников (по слухам, первая партия уже прибыла в Россию), посему теперь дело идет уже по законам рынка. Так что очень вероятно, что на встрече в Сочи, намеченной на начало августа, Эрдоган с Путиным придут к полному взаимопониманию по этому вопросу. И самое смешное, что Европа под грузом собственных проблем посмеет разве что только пискнуть, выражая свое несогласие, возмущение и проч. на этот – нет, уже не вызов, а заявление силы. Иначе – если смотреть с точки зрения Запада – твердо артикулированный message ему, Западу, идти куда подальше.

Но тут надо понимать, что Эрдоган руководствуется не только принципом экономической выгоды. Эрдоган – имперец, он грезит воссозданием Османской империи. Поэтому на его шаги по проявлению политической субъектности, особенно в той ее части, где Эрдоган выступает как бы на стороне России, стоит смотреть именно под этим углом зрения. Соответственно, где еще пересекаются интересы России и Турции? Верно: в Сирии. Где, собственно, Эрдоган грозился начать полномасштабную операцию. Поэтому сложно не согласиться с научным сотрудником Центра по изучению России при Восточнокитайском педагогическом университете в Шанхае Ван Цинсуном, который полагает, что «главной повесткой визита Путина в Иран на этот раз является быстрое согласование с Турцией возможности новой военной операции на севере Сирии». «Эта операция изменит существующий баланс сил, что, очевидно, крайне невыгодно для Москвы при ее нынешней сосредоточенности на украинском вопросе», – отмечает он. Именно этим, по всей видимости, и объясняется крайне вероятная смена позиции Турции касательно беспилотников Bayraktar: Анкара дает согласие на совместное производство в России, а Москва делает некие уступки по Сирии. Пока консенсус. Но все же не стоит недооценивать аппетиты турецкого лидера, которые – допустим, при успехах на сирийском направлении и продолжении СВО на Украине – могут резко вырасти, представляя угрозу уже России: не будем забывать, что на карте «Тюркского мира», которую лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели подарил Эрдогану, некоторые страны Балканского полуострова, часть Ирана, южные регионы России, а также большая часть Сибири и западная часть Монголии обозначены оранжевым цветом. Что явно выдает претензии идеологов новой Восточной империи на эти территории…



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ