…ТОЛЬКО СЛЕПЕЦ ИЛИ ЗАВИСТНИК

10 часов назад

Приступая к отзыву, хотел бы оговориться: Захар Прилепин – человек левых убеждений, социалист, сталинист, я – человек правых убеждений, консервативный русский православный монархист. По части политической веры нам не сойтись. Но если оставить сейчас эти политические разногласия в стороне, а говорить только о художественной стороне вопроса, то надо признать: дар Божий, вложенный в Захара Прилепина, а именно дар писать художественную литературу, не утих и не ослабел. Роман «Тума» – один из сильнейших в творчестве Прилепина, может быть, самый сильный. Талант Прилепина в литературной сфере надо признать, ибо не признавать его может только слепец или завистник.

В романе главным действующим лицом является Степан Разин: казак-мальчик, казак-подросток, казак-молодой мужчина. Завершается повествование началом великой войны между Россией и Речью Посполитой за Смоленск и Малороссию 1654-1667 годов. Вот на 1650-х то и останавливает перо Захар Прилепин. До разинского мятежа, потрясшего всё государственное здание России, еще очень далеко. И трудно рассчитать, сколько романов потребуется Захару Прилепину, чтобы довести историю о Степане Разине до конца: один или два. Были разговоры о трилогии, так что финала ждать еще долго.

Главное действующее лицо это еще не главный герой. А главный герой романа – коллективный. Это русское казачество, поданное автором с большой любовью. Это воины фронтира, живущие грубо, сплошь и рядом совершающие жестокие и до крайности жестокие поступки, но верные православию, Руси, своему братству. Верные до такой степени, что готовы идти на пытку и на смерть, но не отрекаться ни от чего из перечисленного. Казаки – лучшие воины мира, храбрецы, мощь справедливая и несокрушимая. Казаки – сила, защищающая Россию от турок и татар и сама вводящая и тех, и других в трепет. Казаки – безусловное благо для России. Я с этим согласен. И с такой вот брутально-триумфальной подачей казачества тоже согласен. Мне кажется, наш исторический роман стал слишком политкорректненьким, хорошо, что Прилепин сыпанул горячего перца в кашу.

Фантастический элемент в романе незначительный: немного христианской мистики и немного бытовых верований: вон там, за рекой, бродят души неупокоенных казаков, вернувшиеся к родным местам; вот тут, прямо в родной станице, получает блудница чудовищно жестокое мистическое наказание за свой грех… В основном же роман «Тума» – историко-реалистическое повествование и, в какой-то мере, сказание о казачьих героях, эпос Тихого Дона-батюшки, не написанный самими казаками, но написанный за них Прилепиным.

Захар Прилепин. Фото: URA.RU/TASS

Насколько всё это точно с исторической точки зрения? Видно, что Прилепин знакомился с источниками и литературой, а там, где источников не хватало (их реально очень мало по ранне-Донской жизни казачества, просто кошкины слёзки), додумывал сам, стараясь держаться наиболее правдоподобных версий. Не без ошибок вышло: один наряд, весь обшитый «рублями царя Алексея Михайловича» чего стоит… Кто знает, как, когда и в каком количестве выходил этот несчастный рубль, тот посмеётся вместо со мной. Но если сравнивать Прилепинский текст со средним текстом русского исторического романа наших дней, то очень хорошо видно: Прилепин гораздо выше среднего уровня художественно и намного, намного точнее фактически.

Что в романе лево-социалистического? Да почти ничего. Видно, как нарастает раскол в казачестве: российская власть представлена силой давящей и, что гораздо хуже, силой, которая наполняет отвратительной спесью своих главнейших представителей. Часть казачества готова с нею всё равно сотрудничать, поскольку Дон и Москва связаны одной нитью: Москве нужен защитник на Дону, а Дону нужны порох, свинец, хлеб из Москвы и её военная помощь – на тот случай, если враг решит в силе тяжкой прийти на Дон, чтобы раздавить тамошние станицы.

Другая часть казачества постепенно набирается гнева против Москвы с её боярами, воеводами, дьяками. И чувствуется в этом гневе нечто очень современное. Вот прямо из вчера или из сейчас. Например, из быта СВО, из отношений Министретства обороны и тех, кто на фронте. Но это так, к слову. В романе «Тума» раскол еще далеко не вызрел, видны лишь ростки его и, в общем, картина более или менее правдоподобная, если и есть некое преувеличение грубости московской, царской власти, то не особенно сильное.

В. И. Суриков. «Степан Разин» (1908) / Википедия

В целом: роман «Тума», хоть и с некоторыми оговорками, за русский народ, за страну Россия, за православие, и он сделан с большим талантом. Могу только рекомендовать его.

А чем он продолжится… ох, чем там продолжится… увидим, когда продолжится.

Автор: писатель Дмитрий Володихин.

Источник текста.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ