Светлана Крючкова во МХАТе

Под гром оваций завершаются гастроли БДТ в Москве. Если весь мир – театр, то вся Москва сегодня – это МХАТ.

Можно без всяких преувеличений сказать, что руководство МХАТа в лице Эдуарда Боякова и фонд Олега Ефремова сделали всем столичным театралам роскошный, поистине царский подарок, которым являются гастроли БДТ с блистательной Светланой Крючковой. С берегов Невы знаменитая актриса привезла два спектакля: «Игрок» по роману Достоевского и «Жизнь впереди» по книге Эмиля Ажара, французского писателя с российскими корнями.

Режиссером обеих постановок стал Роман Мархолиа. В своих работах он щедро прибегает к приемам современного театра (особенно это заметно в «Игроке», куда, например, вставлен даже фрагмент классического радиоспектакля с Фаиной Раневской). При этом спектакли – совершенно разные, как и производимое ими впечатление: «Игрок» эклектичный, взрывной и бурлескный, а «Жизнь впереди» – трогательная и человечная история двух одиночеств.

«Жизнь впереди»

Ее зовут мадам Роза, всю свою долгую жизнь она билась за существование как умела, торговала собой, побывала в Освенциме, но осталась жива и теперь присматривает за детьми. Его зовут Момо, иначе Мохаммед, и он один из ее питомцев. У него вся жизнь впереди. А у нее – нет.

Светлана Крючкова (мадам Роза) в этой роли великолепна. Слабость, капризы, воспоминания о прошлом, страх перед ним – ей удается все, но едва ли не более всего публику пленяет комический эпизод из второго действия, когда неожиданно появляется папенька Момо (Андрей Аршинников). В этом сложном фрагменте пересекаются сразу несколько типов комизма, и, кроме того, выясняются некоторые вовсе не смешные подробности прошлого (например, что папенька Момо когда-то убил жену). Но при этом, конечно, он бедный человек и жалеть надо исключительно его.

Очень хорош Иван Федорук в роли Момо, которая непроста сама по себе. Замечательно решен финальный эпизод с самолетом, который символизирует полет души. Вообще лично для меня «Жизнь впереди» стала одним из самых сильных впечатлений сезона – игра Светланы Крючковой, вся постановка, актерский ансамбль заслуживают наивысших похвал.

«Игрок»

Когда я была маленькой, я видела на столе отца книгу, которая, кажется, называлась «Введение в теорию ошибок». Однако запомнила я этот желто-черный том вовсе не из-за названия, а из-за поразительной фотографии, фигурировавшей на обложке. На ней был изображен паровоз после крушения, протаранивший здание вокзала и торчащий из окна под углом примерно в 45 градусов.

Когда раздвинулся занавес и я увидела на сцене среди колонн диагонально поставленный паровоз – явно вдохновленный тем, другим, со старой фотографии – мне стало вдвойне любопытно, как режиссер Роман Мархолиа сумеет обыграть сюжет Достоевского в такой смелой декорации, которую можно истолковать как символ крушения надежд героев.

Действительно, разыгранная перед зрителями драма вобрала в себя множество элементов современного театрального языка. Здесь и песни 70-80 годов, и щедрое использование видео, и современные костюмы с толикой авангарда, и танцевальные номера. Одним словом, чистое удовольствие для тех, кто не чурается современного театра и признает за режиссером право на оригинальную трактовку классических сюжетов.

Светлана Крючкова играет в спектакле две роли – крупье, а также бабушку главного героя. В первой ипостаси это, в сущности, судьба; во второй – взбалмошная богатая дама, которая загорается идеей судьбу перехитрить. В обеих ипостасях Светлана Николаевна роскошна, точна и – если можно так выразиться – попадает в самую сердцевину мира, созданного Достоевским. Именно тем и непрост этот автор, что мало его сыграть, чтобы стать частью его мира; тут требуется нечто большее, некая фантасмагоричность и в то же время – абсолютная правдивость. И все это у Светланы Крючковой имеется, все работает на ее героев.

Гастроли БДТ в Москве завершаются 27 июня, но спектакли «Игрок» и «Жизнь впереди» остаются в репертуаре петербургского театра, где их смогут увидеть зрители уже в новом сезоне. По нашим сведениям, к двум этим совместным работам Светланы Крючковой и режиссера Романа Мархолиа вскоре может прибавиться третья, однако детали этой постановки пока держатся в секрете.

Фото: mxat-teatr.ru, возрастное ограничение спектаклей 18+ и 16+ соответственно

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
3 месяцев назад

Автор, читайте Достоевского. Никогда Бабуленька не была бабушкой Алексея Ивановича.