«Канада должна стать 51-м штатом США», – новые предложения Трампа
Пошутил ли?
Политолог Сергей Марков комментирует для «Ваших Новостей» главные новостные темы последних дней. Начало декабря оказалось богатым на международные события, ключевыми из которых стали протестные митинги в Грузии и военные действия в Сирии. Также наше пристальное внимание сосредоточено на слухах о возможных мирных переговорах между Россией, Украиной и Западом.
«ВН»: – Сергей Александрович, в Грузии прозападные силы по факту пытаются организовать Майдан. Чем кончится дело? Повторит ли страна судьбу Украины?
– Там никаких шансов почти нет у протестующих. Несколько моментов важны. Во-первых, чтобы вы понимали, как население распределяется. Две трети – за правительство, одна треть – за оппозицию. Это по всей стране. А в Тбилиси – две трети за оппозицию, одна треть за правительство.
Если говорить о студенческой молодежи, то, наверное, там даже три четверти за оппозицию.
Теперь причина, почему большинство населения поддерживает правительство. Во-первых, они за интеграцию с Евросоюзом, но считают что интеграция с Евросоюзом – это нереалистично сейчас.
Скорее Грузию будут просто заманивать, чем как-то реально дадут и членство в Евросоюзе. И они очень боятся, что Грузию заставят пойти по пути Украины и начать воевать с Россией, конкретно в Абхазии и Южной Осетии. Это вторая причина – что их заставят воевать.
В-третьих, их точно немедленно заставят присоединиться к антироссийским санкциям. А Грузия после распада Союза довольно бедная страна. И она очень сильно зарабатывает на этих санкциях сейчас. Грузия очень боится это потерять.
Четвертая причина – это Саакашвили. Он не является лидером, он сидит в тюрьме. Но он является символом оппозиции. А Саакашвили все-таки ненавидит большинство Грузии.
Пятая причина – это Грузинская православная церковь. Еще при Саакашвили грузинская оппозиция умудрилась поссориться с Грузинской православной церковью, стала подвергать ее политическим репрессиям. А Грузинская православная церковь очень популярна среди населения.
Шестая причина – это либеральные ценности, в том числе и знаменитые ЛГБТ*. В Грузии понимают, что западники заставят прославлять ЛГБТ, трансгендеров и так далее. А Грузия – это европейский лидер по негативному отношению к ЛГБТ.
Как ни странно, тема ЛГБТ*, которая обычно не имеет серьезного значения, в Грузии имеет значение. По этим причинам у оппозиции шансов особых нет получить поддержку населения.
Как мы знаем, на Украине у оппозиции тоже не было никакой поддержки большинства населения. Но тем не менее произошел захват власти силовым образом. В Грузии это крайне маловероятно, потому что состоялись тайные переговоры Иванишвили с западными эмиссарами, где он прямо поставил ультиматум: «Если вы поддержите вооруженный мятеж, то мы не будем действовать, как Янукович, который слился, а мы будем действовать, как Лукашенко действовал, и как, предположим, действовал бы Саакашвили, если был бы у власти. То есть мы просто вооруженным путем там всех расстреляем и уйдем к России».
После этого Запад испугался, слился, и, в общем, сейчас этот проект вооружённого мятежа в Грузии не реализуется, хотя и был подготовлен. Поэтому оппозиционеры там сами что-то протестуют и будут дальше протестовать. Примерно до 16 декабря. Поскольку 14 декабря их фактического и символического лидера Саломе Зурабишвили переизберут в качестве президента. И после этого ее будут оттуда выгонять, из офиса. И пока этого не произошло, они будут протестовать.
После того как Саломе Зурабишвили выгонят из офиса, они все постепенно успокоятся, всё сойдет на нет.
«ВН»: – После этого какой вектор развития примет Грузия?
– Если западники там не испортят ничего по своей глупости, что у них бывает, то будет всё то же самое. Грузинское правительство является не пророссийским. Оно является умеренно прозападным. И оно хочет в Евросоюз.
Оно полагает так: «Если мы пойдем по пути Украины, которая уничтожает себя, или если мы пойдем по пути Молдавии, которая себя делает нищей, формируя эти пространства конфликта из-за антироссийских санкций, то у нас будет меньше шансов стать членом Евросоюза, чем если сейчас послать Евросоюз куда подальше и стать за счет этого богаче.
Мы в 2030 году будем обсуждать членство в Евросоюзе. А все эти противоречия, которые сейчас есть, к 2030 году забудутся».
Вот такая стратегия. Я думаю, что после того, как сейчас они немножко поругаются там в Грузии, они сделают ряд примирительных заявлений и постараются улучшить эти отношения. Если только западники в своей наглости не сделают каких-то глупостей.
Например, сейчас заявление Европарламента является просто глупым и наглым. Когда Европарламент заявил, что они не признают выборы в Грузии, потому что они были «несвободны и несправедливы». Это просто неправда. Потому что это были чистейшие выборы.
Они требуют провести новые выборы под международным контролем. Ну то есть к Грузии они относятся откровенно как к колонии. Они и дальше могут, в принципе, теоретически такие глупости делать. Но если западники сильные глупости делать не будут, то Грузия примет, как это и было, умеренно прозападный курс.
«ВН»: – Сергей Александрович, по некоторым данным, около 100 тысяч россиян с начала СВО выехали и остались в Грузии. А вот после этого грузинского подавления, скажем так, «болотного протеста», куда поедут наши и грузинские креаклы? Куда будут эмигрировать?
– Да нет, нет. Никуда они не будут эмигрировать. Там все будет нормально и спокойно. Пошумят так театрализованно. Кого-нибудь посадят, конечно. Потому что там сейчас детей толкают на демонстрации. Это преступление. Поэтому кого-то посадят немного, к Саакашвили туда за компанию.
«ВН»: – Давайте поговорим о немецком лидере. Договорился ли о чем-то Шольц с Зеленским и с Путиным? Или ничего неизвестно?
– Известно, известно. Ни о чём он не договаривался. Он просто обсуждает с Зеленским, на что тот готов пойти ради мира. Задача Шольца сейчас – выиграть свои выборы. Он поехал к Зеленскому, чтобы выиграть выборы. Он одновременно показывает, что он как бы не предатель и не бросит поддержку украинской фашистской хунты, что он будет дисциплинированным проамериканским политиком. И в то же время показывает, что он за мир.
Сейчас он всем будет рассказывать о том, что он с Зеленским говорил об условиях, на которых Украина готова на мир. Зеленский уже сказал, что от «границы 1991 года» они отказываются. То есть в актуальном формате – теоретически не отказываются, но в актуальном отказываются. И от границы февраля 2022 года отказываются. «Ну вот мы за это просим дать членство в НАТО».
А Шольц понимает, что членство в НАТО им не дадут. И он хочет Зеленского, как я думаю, уговаривать согласиться на план Трампа, который является единственным реалистическим, с их точки зрения.
Ну, кстати, с нашей точки зрения, он реалистическим не является. Он не учитывает несколько очень важных моментов. Поэтому этот план не будет реализован. Но это не значит, что Шольц не считает его реалистическим. И Шольц его сейчас в Киев продвигает.
«ВН»: – Ваш прогноз образца 2022 года актуален? «Ничего не мешает этому конфликту длиться ещё 10 лет»?
– Да, ничего не мешает. Трамп пришел к власти. И появились очень серьёзные шаги. Он сделал по сути три шага. Сказал, что нужно избавиться от фантазий, что российский солдат будет отступать назад. Сказал, что никакого членства в НАТО Украине давать они не будут в обозримом в будущем.
И третье – он сказал, что нужно прекратить демонизировать Путина и начать вести с ним нормальные переговоры. Вот эти три шага. Но их недостаточно.
Им нужно сделать еще три шага. Первое – согласиться на демилитаризацию Украины. То есть на лимиты для вооруженных сил Украины. Второе – согласиться на денацификацию Украины, то есть на ликвидацию системы террора. Третье – согласиться на дедерусификацию Украины, то есть ликвидацию запрета на русский язык, русскую культуру и православную церковь.
Вот как только эти три пункта будут удовлетворены, будет подписан прочный мир. И это для Украины лучшие гарантии безопасности.
Совершенно очевидно, что оставить террористов у власти и позволить их напихать оружием, пойти на Минск-3 в худшем варианте – на это Россия не пойдет.
«ВН»: – Поговорим про Сирию. Что за альянсы складываются вокруг этого вооруженного противостояния? Как уравновешивается Израиль с Турцией, с Ираном? Кто за кого, кто с кем договорился?
– До конца это непонятно. Там наступают две основные силы. Первые – «Хайят Тахрир аш-Шам»**. Это радикальные исламисты типа «Исламского государства»***, но чуть-чуть поменьше беспредела. И Сирийская национальная армия, которая находится под полным контролем турецкой армии. Вот они наступают совместно.
До этого они несколько лет друг с другом грызлись там. А сейчас они вместе. Это означает, что Турция вовлечена в это дело.
Израиль тоже включен, поскольку он перед этим нанес бомбовые удары по «Хезболле» на границе между Алеппо и Идлибом, куда и пришелся главный удар.
С высокой вероятностью подключены сюда и американцы. Поскольку у них всё-таки военные базы на территории Сирии. Но не очень понятно, как американцы разруливают то, что наступление начали турки, которые являются злейшими врагами курдов, а именно курды сейчас главные союзники американцев. Вот этот вопрос пока не очень понятен, как это всё разруливается у них.
Может быть, просто продали американцы курдов. Я даже не знаю. Но это совместное наступление Турции, Израиля, США и Украины. Потому что украинские специалисты по современной войне, по дронам, по РЭБу и так далее сыграли очень большую роль в этом быстром наступлении.
«ВН»: – Что же должно было случиться, чтобы Турция вместе с Израилем на кого-то наступала?
– Что должно было случиться… Первое – Турция и Сирия вели переговоры при посредничестве России. Но Сирия выдвигала очень жесткие требования, и турки с этим не согласились. Поэтому Турция начала это наступление. И вторая вещь – это «Хезболла», которая получила сильнейшие удары от Израиля. А Иран, который стоит за спиной «Хезболлы», побоялся идти серьезно против Израиля.
Вот это поражение «Хезболлы» в Ливане привело к переброске войск из провинции Алеппо. Именно «Хезболла» отвечала за оборону Алеппо.
«ВН»: – Складывается такое впечатление, что в этом регионе появилась незримая рука какого-то крепкого хозяйственника. Скажите, не могут ли начинать работать какие-то договоренности, которые уже идут через Трампа?
– Нет. Трамп к этому не готов. Совсем нет. США вообще включены, но не очень сильно включены. Американская разведка, я думаю, знала, но тоже не 100%. Американцы как-то включены, но не очень сильно. А прежде всего это номер один – Турция, номер два – Израиль, номер три – Украина и США.
«ВН»: – Можно ли сказать, что к приходу Трампа 20 января складываются какие-то принципиально новые конфигурации на мировой карте?
– Ну я думаю, что действительно складываются какие-то новые альянсы, новые ситуации, потому что какие-то страны стремятся до того, как придет Трамп, вопросы какие-то решить.
Но ситуация не то что принципиально изменяется. Для внутренней политики изменения будут у Трампа, существенные. А во внешней политике прям таких кардинальных изменений большинство акторов не ждут.
Он как-то будет стимулировать заключение мира, но те условия, которые сейчас выработаны, они Россию не устроят. Поэтому я думаю, что так уж принципиально ситуация не изменится.
«ВН»: – То есть все конфликты, которые есть, будут экстраполироваться в какое-то будущее, пока не прилетят какие-нибудь «черные лебеди»?
– Да, пока все основные конфликты остаются.
*ЛГБТ – экстремистская организация, движение запрещено в РФ.
**«Хайят Тахрир аш-Шам» – решением Верховного суда РФ группировка признана террористической и запрещена в России.
*** ИГИЛ – «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», ИГИЛ) внесено в список зарубежных и международных организаций, признанных Верховным судом Российской Федерации террористическими и/или экстремистскими, деятельность которых запрещена на территории России.