Сегодня Михаил Мишустин в Иране
Мишустин выделил несколько направлений российско-иранского взаимодействи
После снятия с должности министра обороны Сергея Шойгу 12 мая 2024 года в России как будто бы началась новая эпоха, где арест генерала или мэра уже не является сенсацией. Вслед за арестованным замминистра и ценителем роскоши Тимуром Ивановым последовали начальник Главного управления кадров военного ведомства Юрий Кузнецов, начальник Главного управления связи Вадим Шамарин, генерал армии Павел Попов, генерал армии Дмитрий Булгаков и другие топы самого высшего ранга.
Параллельно на гражданке силовики взялись за руководителей российских городов. В июле по делу о взятке арестовали только что ушедшего с поста главы Нового Уренгоя Андрея Воронова. В августе – главу Сергиева Посада Дмитрия Акулова. В сентябре – мэра подмосковного Долгопрудного Юдина (по делу о мошенничестве). А недавно задержали в Луганске ушедшего на СВО экс-мэра Сочи Алексея Копайгородского. Можно ли такие чистки в российской элите назвать «сталинскими», нам рассказал Сергей Марков.
«ВН»: – Сергей Александрович, можно ли назвать чистки в армии и на гражданке неким подобием 1937 года?
– Ничего необычного. Это нормально, это абсолютно нормально. Это не какая-то кампания борьбы с коррупцией.
Во всех странах мира некоторых мэров время от времени арестовывают за коррупцию. Поэтому в этом нет ничего необычного, абсолютно. Так вот, как дождь в сентябре – иногда идёт, иногда не идёт. Вот точно так же мэры – иногда арестовывают, чаще не арестовывают, поэтому нет ничего необычного, никакой кампании, это абсолютная такая норма.
«ВН»: – Сергей Александрович, ну ради справедливости, около 10 самых высокопоставленных чиновников и генералов в Министерстве обороны находятся под арестом.
– Нет-нет-нет, генералы и Министерство обороны – это другое, это необычная вещь. Но это совершенно не одна кампания, это абсолютно вещи друг с другом не связанные.
В Министерстве обороны арестовывают существенно больше, чем обычно. Это связано с двумя базовыми обстоятельствами. Первое – очевидно, что Министерство обороны провалилось в подготовке к специальной военной операции, ее проведении.
Это раз. А во-вторых, вот эти чистки в Министерстве обороны долгое время откладывались. Поэтому произошло накопление претензий к Министерству обороны. Эти чистки откладывались, когда было ясно, что они провалились весной, в марте 2022 года.
После этого был очень трудный период, когда нужно было сдержать маневры, так сказать. То есть СВО удержать от развала. А потом очевидно, что и мобилизация провалилась. Но нельзя было менять Министерство обороны во время провальной мобилизации. Нужно было это отложить.
Потом была мощнейшая атака Вооруженных сил Украины весной-летом 2023 года, когда на линии фронта украинская армия была фактически в два раза больше российской. Это тоже было не время менять Министерство обороны. Когда эта атака была отбита, то начались вот те чистки, которые должны были произойти еще в марте 2022 года, но которые откладывались из-за сверхважных проблем.
То есть, во-первых, это несколько провалов Минобороны, а во-вторых, накопившиеся решения из-за отложенного формата. Вот поэтому пошло так кучно все.
«ВН»: – Да, сейчас больше пишут, конечно, не о 1930-х, а о 1990-х. Много всяких признаков, начиная с возвращения Кашпировского, заканчивая стрельбой в центре Москвы у Wildberries.
– Я даже написал об этом пост. Что в народе бытует мнение, что на глазах у начальства за Wildberries, за многомиллионную компанию, сражаются чечены с одной стороны и даги с армянами и ингушами с другой. Это, конечно, чистые 90-е годы.
Связано это с тем, что руководство страны слишком увлечено специальной военной операцией, недостаточно внимания уделяет вот этим проблемам. И с тем также, что силовики в принципе усилились, а это вот с помощью силовиков такие бизнес-разборки пошли.
Третья причина – государство у нас слишком либеральное. Слишком цацкается, нянькается. Жёстче, конечно, надо на порядок, слишком доброты много.
«ВН»: – Оно либеральное сейчас вот с теми группами, которые вы перечислили, с национальными? С либералами-то оно теперь нелиберальное.
– Да ну что вы! Да ну что вы! С либералами оно гиперлиберальное. Посмотрите, ну вот объявления там людей иностранными агентами. Их объявляют с разницей в 10 лет по сравнению с тем, как они реально стали иностранными агентами.
Возьмите почти любые объявления иностранными агентами. Они уже там по 5−10 лет как иностранные агенты, а их только сейчас объявляют. Любого возьмите иностранного агента. Совершенно очевидно, что он иностранным агентом стал много лет назад!