Русский кинокомикс о любви и Петербурге. Александр Пелевин о том, почему нужно немедленно посмотреть «Майора Грома»

Снятый по одноименным комиксам фильм «Майор Гром. Чумной доктор» наконец-то вышел на экраны. Еще на этапе съемок картина собрала вокруг себя огромный фандом, обросла толпой поклонников, но этого оказалось недостаточно для хороших сборов. Ситуация печальная. А кино — прекрасное.

Если вы не смотрели кино и не читали комикс – действие происходит в этаком альтернативном Петербурге, напоминающем Готэм из «Бэтмена». Майор полиции Игорь Гром – суровый мужик, который живет в обшарпанной питерской квартире и ест шаверму. Он задерживает преступников максимально суровыми методами, за что регулярно получает нагоняй от начальства. Начальник местной полиции, кстати, тоже очень душевный мужик, вы его полюбите.

Разумеется, в какой-то момент в этом альтернативном Петербурге появляется сверхзлодей в костюме средневекового чумного доктора. Он сжигает мажоров, взяточников и продажных чиновников — то есть, по-своему вершит правосудие. Не забывая при этом набирать себе сторонников в соцсети «Вместе», основанной красивым пареньком Сережей Разумовским.

Остальное, пожалуй, будет спойлером. Но расскажу только пару деталей: там есть ларек «Шава 24», бандиты в масках хоккеистов из мультфильма «Шайбу! Шайбу», блогер Киевстонер и камео депутата Виталия Милонова.

В фильме безумное количество отсылок — как к самому изначальному комиксу, так и к западной культуре, и, конечно, к российской.

Определенно, нет смысла ходить вокруг да около. Скажу прямо. «Майор Гром» – лучшее, что было снято в России за последние 20 с лишним лет.

Лет 20 с лишним назад вышли фильмы «Брат» и «Брат-2». Это было последнее по-настоящему русское кино об архетипе героя. И именно из «Брата» растут корни той мрачной обшарпанной героики, которая теперь заиграла новыми красками в «Майоре Громе». Вслушайтесь в интонации, с которыми говорит Игорь, это же те самые интонации Данилы Багрова, и я уверен, что это было сделано не случайно. И вот спустя 20 с лишним лет после Данилы Багрова, первого постсоветского супергероя, мы получили героя современной России. Без пафоса, без пропаганды, без излишне густых красок, по современной западной технологии, но с нашим сердцем. Гром одинаково ненавидит злодеев, наводнивших улицы Готэма-Петербурга, и чиновников, установивших идиотские правила, и богачей, обжирающих обычный народ.

К слову, после выхода фильма многие оппозиционные блогеры (привет, Антон Долин, ты будешь получать плетью в аду за каждый рубль, который этот фильм потерял в прокате) стали обвинять картину в «кремлевской пропаганде». Мол, Разумовский — это такой Навальный, а Гром — этакий цепной пес режима (кстати, в фильме эта фраза прямо звучит). Еще, говорят они, очень плохо, что главный герой — полицейский, который бьет людей. Полицейским главный герой может быть только в американском кино, это другое. Ну да.

Конечно, спорить тут бессмысленно. Можно только посоветовать перестать искать Путина под кроватью и вспомнить, что в жизни есть еще много интересных вещей кроме политики.

А, ну и еще стоит посоветовать посмотреть кино, конечно.

Ну да, Игорь Гром скроен по типичнейшим лекалам «голливудского копа». Того самого, который с хриплым «я слишком стар для этого дерьма» швыряет жетон на стол начальнику полиции. Который живет в башне с красивым видом на город, ворчит на «напарников» и решает проблемы силой. Но при этом он абсолютно, до мозга костей наш — мы видели таких и в «Улицах разбитых фонарей», и в «Убойной силе» (кстати, не уходите из зала после титров, будет сюрприз, и я не зря вспомнил культовый сериал с Хабенским).

Очевидно, что сам фильм сделан по абсолютно западным технологиям условных DC Comics. Гром — Бэтмен, он тоже не убивает людей, и Петербург здесь — чистейший Готэм, и даже участок полиции целиком скопирован с офиса в одноименном сериале. Плохо ли это? Если бы создатели не знали, что делали — да. Но они знали. И поэтому получилось хорошо.

Но что еще получилось у создателей — сделать это кино, неожиданно, по-настоящему добрым. Фильм снят с невероятной любовью к Петербургу. В этом Петербурге хочется жить (ну окей, свалку конечно лучше убрать). А основная мораль, которую преподносят создатели, очень проста: убивать людей нельзя. Даже самых плохих людей.

Именно эта доброта, эта любовь к городу, к персонажам, в конце концов — любовь к человеку — и затыкает за пояс любой марвеловский кинокомикс.

Занятно, что создателям «Майора Грома» удалось перенести голливудско-комиксовые архетипы персонажей и ситуаций на русскую почву; да так, что они взросли на ней и оказались неотличимы от нас, будто прямо в России и родились.
Все тот же условный Бэтмен, но абсолютно русский.

И это Бэтмен, которого придумали бы мы, если б культура комиксов зародилась век назад у нас, а не у американцев.

Нет, это круто не потому что мы сделали это по-голливудски. Это круто потому что мы сделали это по-нашему.

И очень важное.

Тяжело осознавать, что «Майор Гром» не может похвастаться большими сборами в кинотеатрах. Это прямо очень печально. Лучший фильм, снятый в современной России, не взял и десятой доли какого-нибудь «Непосредственно Кахи». Конечно, сумма сборов — не показатель качества кино для вечности, но, увы, это прямо повлияет на возможность снять сиквел. Поэтому, поверьте, сходите в кино и посмотрите на это сами. Это не рекламная статья, это крик души. Поддержите хорошее (в кои-то веки реально хорошее!) новое русское кино. Если такие фильмы начнут окупаться, если их будут смотреть и ценить, может, и исправится наш кинематограф в лучшую сторону.

Еще создателям «Майора Грома» хочется просто сказать спасибо. За то, что у нас теперь снова есть хорошее кино. Пожалуйста, продолжайте.

На фото кадры из фильма

Александр Пелевин

Родился 20 сентября 1988 года. Учился на историческом факультете СПбГУ (не окончил), был главным редактором интернет-проекта «Луна. Инфо». Работал охранником в книжном магазине, с восемнадцати лет пишет стихи. Неоднократно высказывался в поддержку Донбасса в своих социальных сетях, посещал ЛНР и ДНР с чтением стихов. В январе 2019 года Пелевин посетил Луганск и был внесён в базу сайта «Миротворец» за «сознательное нарушение государственной границы Украины и участие в антиукраинских пропагандистских мероприятиях». Автор романов «Здесь живу только я», «Калинова Яма», «Четверо» и «Покров-17».

Recent Posts

Трофеи Российской Армии

Выставка откроется 1 мая

1 час ago

В Польше надеятся, что Шольц решится на отправку Украине ракет Taurus

Шольц по-прежнему выступает против, боясь, что это может привести к прямой конфронтации с Россией

1 час ago

Жители Южного Одесской области против переименования города в Порт-Анненталь

Нардеп Степан Чернявский говорит, что законопроект о переименовании снят с рассмотрения

1 час ago

Уже 24 человека погибли, пытаясь спастись от мобилизации на Украине

Мужчины утонули, пытаясь переплыть реку Тиса, чтобы попасть в Румынию

2 часа ago

Зеленский «значительно преуменьшает истинные потери от войны» – The Washington Post

Опасения по поводу неограниченных сроков службы, недовольство низкой оплатой и опасения, что правительство Украины не…

7 часов ago

Посол Литвы в Швеции Линас Линкявичус ехидно намекает на новые удары по Крымскому мосту

Если у кого-то не было возможности сделать фото на Крымском мосту, то время еще есть

7 часов ago