Наши колонки

Путешествие на край Болливуда

Обозначим главное. На заросшем пустыре, называемом в народе «российское кино», буквально из ниоткуда возник интереснейший художник, который как-то уж слишком спокойно, почти не испытывая гравитационного сопротивления, творит собственную вселенную. Регалии Романа Михайлова рискуют затеряться в тени его новой киноипостаси, поэтому стоит в очередной раз их в перечислить: он математик (доктор наук), танцор, жонглер, культовый писатель, театральный режиссер и незаурядный собеседник. Таких больше не делают, и поэтому на Михайлова смотришь, как на диковинного зверя, который по чистой случайности забрел в эти темные места и осветил их своим присутствием.

С момента его дебюта «Сказка для старых» прошел всего год, а «Отпуск в октябре» – уже пятый фильм молодого (не по возрасту, а по профессии) режиссера. Скорость и правда пугает, а когда узнаешь, что в обойму заряжены еще два фильма, которые сам автор называет «экспериментальными», таращишь глаза. Значит, все эти предыдущие тягучие и загадочные медитации в русских снегах – всего лишь воздушные комедии с элементами мистики для широкого зрителя, а подлинные потрясения еще впереди…

В любом случае новая картина Романа Михайлова «Отпуск в октябре», прямо отсылающая к советской экранизации Вампилова, требует отдельного разговора. Как минимум потому, что подыскать правильные слова к ней оказывается затруднительным. Не по причине небывалой сложности или, наоборот, непростительной доступности, нет. Просто слова ее не объяснят.

Тут, конечно, можно попытаться для галочки обрисовать сюжет. Две начинающие актрисы Света и Лена получают приглашение на съемки в Болливуд. Дорогой проект, куча звезд – настоящий рывок в карьере девочек, чье портфолио ограничивается эпизодом в сериале «Менты под запретом». Подруги собирают последние деньги, набивают чемоданы и отправляются покорять Индию.

Но вместо разукрашенных слонов и священных коров актрис встречает замызганная газель и женщина с диктаторскими замашками. Никакого карри – только холодный воздух Петрозаводска. Лене это не нравится, и она сбегает домой. Света принимает вызов, едет в грузовике с другими актрисами через таинственный лес и попадает, наконец, на съемки. Дальше происходит странное.

Вроде бы каким-то индийским режиссером на французские деньги снимается какой-то фильм, но никто ничего не понимает, ведь сценарий написан на хинди. Съемки часто простаивают вследствие внезапного исчезновения нужных актеров. В свободное время (его у ребят в достатке) остальная часть труппы играет в своеобразную игру: они устраивают сеанс советского кино, а затем, распределив случайным образом роли между собой, повторяют сцены из просмотренных фильмов.

Запутанно. Что с этим делать? Можно заняться толкованием, хвататься за неразборчивые диалоги, хмурить брови на вырезки из знакомых фильмов, выглядящие так, будто их сняла нейросеть. Но в пересказе «Отпуск» тускнеет – не в событиях и разговорах суть. Единственный правильный путь к этой картине – постигать ее единым махом.

Показанная Романом Михайловым фантасмагория, вступающая в силу сценой сна главной героини, существует для того, чтобы погрузить зрителя в сомнамбулическое состояние. Состояние, между прочим, творческое и отважное. Результат достигается чуть ли не методами гипноза – в «Отпуске» будут ритуально петь и танцевать, обсуждать советский аналог Аненербе и доказывать алхимические свойства пленки «Свема» (на которую, кстати, снята лента Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре»). Фильм движется в непредсказуемом направлении – он скользит по галлюцинаторным узорам на коврах, смешивая противоположности и маневрируя между порталами в потусторонние миры. Последнее – не просто красивый троп.

Герои в эластичном пространстве «Отпуска» раз за разом натыкаются на двери, тропинки, проводников, ведущих куда-то в неизвестное – то ли в прошлое, то ли в будущее, то ли в новый фильм Романа Михайлова. При таком раскладе наличие в картине начала и конца воспринимается не как творческий замысел, а как слепая удача – и это вполне себе комплимент. Случайно открытый сгусток энергии, идущий через множество магнитных зон, которые в любой момент способны притянуть этот сгусток и рассеять, – как это вообще можно полностью контролировать извне? Здесь все решают аномалии.

Из прошлых картин Михайлова в «Отпуск» переселились уже привычные персонажи – буквально друзья: бандиты (в лице Федора Лаврова, Кирилла Полухина и Бледного), неотразимая, как Снежная Королева, Юлия Марченко и Евгений Ткачук в роли безумного ди-джея, который задает настроение фильма. Притянуло на михайловскую орбиту и новых людей (новых для зрителей, не для Михайлова, разумеется) – мелькнут в кадре андеграундный рэпер Замай, прославленный писатель Михаил Елизаров и даже Юра Борисов.

Физикой фильма, как обычно, с помощью гитары управляет Павел Додонов, образы из реальности извлекает оператор Алексей Родионов, а центром картины, ее эмблемой, где сходятся все тайные и явные лучи, стала молодая актриса Мария Мацель, которая с легкостью могла бы сыграть в «Малхолланд драйве» или «Внутренней империи» Линча – все-таки «Отпуск в октябре» имеет что-то общее с этими фильмами и навязчиво хочет быть на них похожим.

И там, и там авторы размышляют о природе кино. На ощупь пробираются через вязкую структуру кинообраза, хватают что-то, а потом все забывают и восстанавливают из ненадежной памяти фрагменты из путешествия на край сновидения. Получается магия.

А она, как известно, не терпит слов.

Денир Курбанджанов

View Comments

  • Нереал, жаль в ЛНР не привезут... Когда мы придём к власти, будем постоянно его фильмы по всем каналам крутить - проводить дезинфекцию от лжечебурашек

Recent Posts

Часов Яр

Наши военные звонят украинским с предложением покинуть дома и укрепления

10 часов ago

Евровидение. Весёлый песенный концерт

Хорошо, нас там нет

12 часов ago

В Хельсинки на кладбище Малми Кивико местные облили краской памятник советским воинам

При этом глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело за осквернение памятника…

12 часов ago

Жуткие кадры падения автобуса в реку Мойку

За рулем 44-летний Рахматшох Курбонов

1 день ago

Мишустин утвержден в должности премьер-министра России

Госдума согласовала кандидатуру

1 день ago